Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа
Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.
Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования ...…………………………………3
Факторная модель профессионального самосовершенствования специалиста...…………………..12
Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности …………….15
Структура процесса интериоризации как психологического процесса развития МПСС ……………16
Список литературы ………………
Следующим направлением эффективного влияния на процесс развития мотивации профессионального самосовершенствования является формирование у специалистов прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию.
В личных беседах
со многими специалистами
Таким образом, можно предположить, что прочные ЗУН профессионального самосовершенствования сами по себе являются сильным мотивирующим фактором в развитии своей личности.
Практика подтверждает, что выход на высокий уровень МПСС блокируется в основном из-за:
а) незнания психологических механизмов самосознания;
б) незнания содержания, структуры и логики процесса профессионального самосовершенствования;
в) незнания основных методов и приемов самосовершенствования;
г) психологической неподготовленности, боязни новизны, критики, трудностей в развитии своей личности;
д) отсутствия опыта в решении конкретных задач личного самосовершенствования.
При формировании навыков и умений профессионального самосовершенствования хорошо зарекомендовала себя система специфических конкретных влияний в ходе мотивационных тренин-говых программ:
а) обучение способам
поведения, типичным для специалиста
с высоким уровнем
б) изучение конкретных
примеров из своей повседневной жизни,
а также из деятельности специалистов,
обладающих высоким уровнем профессионального
мастерства и МПСС; попытки перевоплотиться,
стать на их место, попробовать рассуждать,
говорить и действовать по их в различных
ситуациях профессиональной деятельности;
анализ этих примеров и действий при
помощи категорий, используемых при диагностике
процесса самосовершенствования, критериев
МПСС;
в) изучение, апробация
и последующий анализ основных методов
эмоционально-волевой саморегуляции;
объяснение механизмов взаимосвязи между
использованием «резервных возможностей»
человека и эффективностью процесса профессионального
самосовершенствования специалиста.
Практика подтверждает достаточно существенное влияние ситуации на формирование мотивов.
Существует целая группа мотивов: мотивы-стимулы, которые возникают в конкретных ситуациях профессиональной деятельности. Третье направление развития мотивации самосовершенствования: актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у специалистов в процессе ведущей деятельности — связано с воздействием именно на эту группу мотивов.
Цель данного
направления развития МПСС — формирование
и актуализация мотивов самосовершенствования
непосредственно в конкретной ситуации,
как результат воздействия
Дело в том, что при наличии затруднения появляется необходимость преодолеть его и тогда у специалиста объективно возникает необходимость в рефлексии (самоорганизованности). Следовательно, возрастает потенциал способности к самоорганизованной деятельности — профессиональному самосовершенствованию.
Решение задачи
требует индивидуально
Важно в интерееах оптимизации процесса профессионального самосовершенствования, конкретного специалиста сравнивать прежде всего не с другими специалистами, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в решение тех или иных производственных задач.
Таким образом, одним из основных путей актуализации побуждений самосовершенствования является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых работники постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, ставятся в условия, требующие от них проявления формируемых профессионально-значимых качеств.
Литература:
1. Психология профессиональной подготовки /Ред. Г. С. Никифоров, СПб гос.ун-т. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1993. - 171с.
2. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). - М., 1996. – 400 с.
3. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 207 с.
4. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации. //Вопросы психологии, 1997, №2 С.88-93
5. www.library.ru
Информация о работе Психологические основы самосовершенствования специалиста