Психологические основы самосовершенствования специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.

Содержание

Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования ...…………………………………3
Факторная модель профессионального самосовершенствования специалиста...…………………..12
Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности …………….15
Структура процесса интериоризации как психологического процесса развития МПСС ……………16
Список литературы ………………

Работа содержит 1 файл

психология личности.docx

— 42.04 Кб (Скачать)

Следующим направлением эффективного влияния на процесс развития мотивации профессионального самосовершенствования является формирование у специалистов прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию.

В личных беседах  со многими специалистами выяснилось, что они в самой общей форме  представляют сущность профессионального самосовершенствования, совершенно не знают его психологические механизмы, испытывают большие затруднения в обосновании методики своей работы над развитием ПЗК, ЗУН. Так, 77% опрошенных специалистов или вообще затруднялись ответить на вопрос «Какие методы, формы и средства Вы используете в целях своего самосовершенствования?», или к данным методам отнесли что-то вроде «чтения газет, журналов» и т.п. К основным трудностям процесса самосовершенствования большинство (43%) отнесли недостаток необходимой литературы, 25% — собственную неорганизованность, 21% — неумение планировать время, 7% — отсутствие системы контроля.

Таким образом, можно  предположить, что прочные ЗУН профессионального самосовершенствования сами по себе являются сильным мотивирующим фактором в развитии своей личности.

Практика подтверждает, что выход на высокий уровень  МПСС блокируется в основном из-за:

а) незнания психологических механизмов самосознания;

б) незнания содержания, структуры и логики процесса профессионального самосовершенствования;

в) незнания основных методов и приемов самосовершенствования;

г) психологической неподготовленности, боязни новизны, критики, трудностей в развитии своей личности;

д) отсутствия опыта в решении конкретных задач личного самосовершенствования.

При формировании навыков и умений профессионального  самосовершенствования хорошо зарекомендовала себя система специфических конкретных влияний в ходе мотивационных тренин-говых программ:

а) обучение способам поведения, типичным для специалиста  с высоким уровнем профессиональной компетентности, высоко развитыми профессионально-значимыми  качествами, высоким уровнем МПСС (предпочтение оптимально-трудных задач  и целей в своей повседневной деятельности и избегание как слишком легких, так и слишком трудных целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела, оправданный риск и избегание автоматизированно-стандартных и случайных ситуаций, а также ситуаций с мелкорегламентированной диспозицией, где цель и способ ее достижения однозначно задается старшим начальником, без возможности личной инициативы и творчества; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах дела и избегание ситуаций без такой связи и т.п.);

б) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из деятельности специалистов, обладающих высоким уровнем профессионального мастерства и МПСС; попытки перевоплотиться, стать на их место, попробовать рассуждать, говорить и действовать по их в различных ситуациях профессиональной деятельности; анализ этих примеров и действий при 
помощи категорий, используемых при диагностике процесса самосовершенствования, критериев МПСС;

в) изучение, апробация и последующий анализ основных методов эмоционально-волевой саморегуляции; объяснение механизмов взаимосвязи между использованием «резервных возможностей» человека и эффективностью процесса профессионального 
самосовершенствования специалиста.

Практика подтверждает достаточно существенное влияние ситуации на формирование мотивов.

Существует целая  группа мотивов: мотивы-стимулы, которые  возникают в конкретных ситуациях  профессиональной деятельности. Третье направление развития мотивации самосовершенствования: актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у специалистов в процессе ведущей деятельности — связано с воздействием именно на эту группу мотивов.

Цель данного  направления развития МПСС — формирование и актуализация мотивов самосовершенствования  непосредственно в конкретной ситуации, как результат воздействия самой  этой ситуации на специалистов и корректирующих побуждений (воздействий) со стороны руководителей с целью получения желаемого результата: процесса самосовершенствования. Речь здесь идет о воздействии как на внешние, так и на внутренние факторы. Под внешними факторами понимается моделирование в процессе профессиональной деятельности самих ситуаций самосовершенствования. Ситуации самосовершенствования должны вызывать в сознании работников образы, соответствующие потребностям личностного профессионального развития, благоприятствовать реализации мотивов самосовершенствования. Основные требования, которым должны отвечать ситуации самосовершенствования, следующие:

    • наличие цели, задачи. Поставленная задача, которая психологически воспринимается специалистом как цель, является пусковым моментом функционирования процесса профессионального самосовершенствования;
    • поставленная задача на оптимально допустимом уровне превышает уровень наличных возможностей специалиста (единство репродуктивного и творческого в характере и содержании производственных задач).

Дело в том, что при наличии затруднения появляется необходимость преодолеть его и тогда у специалиста объективно возникает необходимость в рефлексии (самоорганизованности). Следовательно, возрастает потенциал способности к самоорганизованной деятельности — профессиональному самосовершенствованию.

Решение задачи требует индивидуально выполняемой  деятельности. Профессиональное самосовершенствование несовместимо с привычкой отдельных сотрудников получать результат в готовом виде. Данное положение указывает на то, что:

    • решение задачи предполагает свободный выбор различных вариантов, выбор определенного поведения и возможность рационализации профессиональной деятельности;
    • наличие стандартов мастерства (критериев оценки на уровне идеального «Я-профессионального»);
    • предполагается оценка результатов со стороны руководства, трудового коллектива.

Важно в интерееах оптимизации процесса профессионального самосовершенствования, конкретного специалиста сравнивать прежде всего не с другими специалистами, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в решение тех или иных производственных задач.

Таким образом, одним  из основных путей актуализации побуждений самосовершенствования является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых работники постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, ставятся в условия, требующие от них проявления формируемых профессионально-значимых качеств.

Литература:

1. Психология профессиональной подготовки /Ред. Г. С. Никифоров, СПб гос.ун-т. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1993. - 171с.

2. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). - М., 1996. – 400 с.

3. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 207 с.

4. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации. //Вопросы психологии, 1997, №2 С.88-93

5. www.library.ru


Информация о работе Психологические основы самосовершенствования специалиста