Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа
Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.
Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования ...…………………………………3
Факторная модель профессионального самосовершенствования специалиста...…………………..12
Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности …………….15
Структура процесса интериоризации как психологического процесса развития МПСС ……………16
Список литературы ………………
Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным условием результативного самосовершенствования выступает систематическая и целеустремленная работа по совершенствованию качеств собственной личности, имеющихся знаний, умений и навыков. К сожалению, следование правилу постоянства оказывается часто непреодолимой трудностью для специалистов с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени.
Так, согласно данным проведенных исследований, около 86% опрошенных специалистов считают профессиональное самосовершенствование делом чрезвычайно важным и необходимым для эффективного исполнения своих профессиональных обязанностей. В то же время только каждый четвертый среди них занимается хотя бы какой-то практической деятельностью в данном направлении. Налицо явное противоречие, требующее для своего разрешения серьезных раздумий и конкретных решений со стороны руководителей.
Эффективность самосовершенствования специалиста значительно возрастет, если он приложит достаточные усилия и на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность деятельности специалиста на данном этапе заключается в том, что он контролирует работу над собой, постоянно держит ее в поле своего сознания (рефлексия) и на этой основе своевременно устанавливает (или предотвращает) возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносит соответствующие коррективы в план дальнейшей работы. С этой целью руководители всех степеней могут настоятельно рекомендовать специалистам вести дневники, планы, расписания и т.д., в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой, как правило, за прошедший день, неделю, месяц. Кроме улучшения контроля это значительно увеличит и число специалистов, работающих над собой, — здесь срабатывают специфические психологические механизмы: если задача записана, зафиксирована на бумаге, то у человека существенно повышается ответственность за ее реализацию.
2. Факторная
модель профессионального
Самосовершенствование рассматривается как производная взаимодействия в определенный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящая к возникновению положительного потенциала развития специалиста.
Руководство самосовершенствованием персонала — это сложный, многогранный процесс, представляющий собой систему учебных, воспитательных, организационных мероприятий, направленных на обеспечение целеустремленной, систематической и разносторонней работы человека по совершенствованию своих качеств. Вместе с тем — это тонкое, деликатное дело. Оно требует от управленцев большого такта, высокой общей и педагогической культуры, подлинной требовательности и заботы о людях.
Основная задача руководства этим процессом состоит в целенаправ--ленном побуждении специалистов к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих мотивационных установок на разностороннее самосовершенствование, в создании для этого необходимых условий. -Само руководство носит творческий характер и зависит от многих объективных и субъективных факторов. Вместе с тем в организации и осуществлении руководства необходимо учитывать весь комплекс реальных закономерностей и тенденций. Поэтому, опираясь на данные психолого-педагогических наук и на практический опыт, в качестве основных напрашгений по осуществлению руководства самосовершенствованием можно выделить:
Цель руководства самосовершенствованием в этом плане состоит в актуализации у сотрудников мотивов в самосовершенствовании непосредственно с помощью моделирования конкретных ситуаций учебной и практической деятельности, а также целенаправленных корректирующих воздействий со стороны управленцев.
Конечно, в реальной жизни не так все просто и гладко, как изображается на представленном рисунке, однако общие закономерности и тенденции оптимизации процесса самосовершенствования определяются целенаправленным моделированием внешних факторов с опорой на рекомендации психологической науки.
Таким образом, одним
из основных путей руководства
Таким образом, профессиональное
самосовершенствование
3. Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности
В рамках инновационных развивающихся рыночных отношений, когда еще не сложились определенные стереотипы и шаблоны работы и успех дела во многом определяется способностью персонала к инициативной, творческой, поисковой деятельности, особую значимость имеет уровень развития такого вида мотивации, как мотивация профессионального самосовершенствования специалистов. ; Анализ литературных источников, а также результаты опытно-экспериментальной работы позволяют определить мотивацию профессионального самосовершенствования специалистов (МПСС) как совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста.
МПСС как специфический
вид психической регуляции
Практика подтверждает очевидную демотивированность значительного числа специалистов и, как следствие, снижение стандартов и базовых показателей в их профессиональном росте. Эти данные подтверждают необходимость осуществления работы по развитию МПСС.
Под развитием МПСС следует понимать переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к сложной иерархически построенной, от узкой временной сферы действия побуждений к самосовершенствованию, к автономному мотиву самосовершенствования, превращению отдельных попыток в работе над собой в постоянно действующий процесс, образ мышления специалиста.
Основным психологическим
механизмом развития МПСС представляется
процесс интериоризации. Речь идет
о том, что в сознании человека
отражаются два состояния
4. Структура
процесса интериоризации как
психологического процесса
Практика показывает, что, хотя источником самосовершенствования являются внешние социальные факторы (в виде предъявляемых требований к специалисту, престижа и привлекательности его профессии, организации труда в конкретных коллективах), главные движущие силы его все же находятся внутри личности специалиста (отношение к предъявляемым требованиям, степень принятия их и т.д.).
Как видно из схемы, в процессе интериоризации внешние воздействия выступают в неразрывном единстве с внутренними условиями. Исходя из этого важного методологического положения, можно выдвинуть предположение, что для развития МПСС необходимо, с одной стороны, создавать требуемые внутренние условия, т.е. сознательно воздействовать непосредственно на мотивацию членов трудового коллектива через убеждение, предъявление им в готовой форме побуждений, целей, идеалов, разъяснение, стимуляцию внутренней работы по самоосознанию, переосмыслению себя и окружающей действительности с целью последующей перестройки специалистами своей профессиональной деятельности. А с другой стороны, обеспечить соответствие внешних воздействий, для чего с помощью специально организованных условий профессиональной деятельности и взаимоотношений избирательно актуализировать необходимые профессионально-значимые качества и уровень профессиональной компетентности специалистов, которые при систематической активизации постепенно переходят в более устойчивые мотивационные образования с последующей перестройкой мотивации.
Целесообразно выделить следующие основные направления эффективного влияния на процесс развития МПСС:
Цель первого направления — сформировать предварительную потенциальную готовность специалиста к положительному восприятию профессиональной деятельности, стремление, интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней.
Апробированными на практике приемами и методами непосредственного воздействия на мотивационную сферу личности специалиста с целью формирования положительных установок на профессиональное самосовершенствование может быть конкретизация системы требований к специалистам. В ходе исследования многие работники высказали неудовлетворенность практически полным отсутствием подобной системы требований. Подчерки вали, что в повседневной жизни это дает возможность отдельным руководителям проявлять ничем не ограниченный субъективизм в оценке эффективности их деятельности.
Кроме того, установлено, что при отсутствии четких критериев в оценке труда специалиста многие из них (особенно молодые) самонадеянно думают, что обладают хорошей подготовкой к выполнению основных функциональных обязанностей, что на самом деле не соответствует действительности.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о необходимости введения соответствующих квалификационных паспортов для работников различных специальностей, в которых должна быть отражена доминирующая совокупность их профессионально-значимых качеств (ПЗК), знаний, умений, навыков (ЗУН), профессиональных позиций, акмеологических инвариант, психологических особенностей (качеств) с указанием перспективы их развития.
Конкретные и четкие требования, изложенные в квалификационном паспорте, в виде ролевого ожидания будут определять поведение специалиста в форме выполнения социально и профессионально заданных функций и формировать таким образом положительные мотивационные установки на профессиональное самосовершенствование. В числе основных требований актуальны следующие:
Информация о работе Психологические основы самосовершенствования специалиста