Психологические основы самосовершенствования специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.

Содержание

Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования ...…………………………………3
Факторная модель профессионального самосовершенствования специалиста...…………………..12
Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности …………….15
Структура процесса интериоризации как психологического процесса развития МПСС ……………16
Список литературы ………………

Работа содержит 1 файл

психология личности.docx

— 42.04 Кб (Скачать)

Подготовительная  работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным условием результативного самосовершенствования выступает систематическая и целеустремленная работа по совершенствованию качеств собственной личности, имеющихся знаний, умений и навыков. К сожалению, следование правилу постоянства оказывается часто непреодолимой трудностью для специалистов с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени.

Так, согласно данным проведенных исследований, около 86% опрошенных специалистов считают профессиональное самосовершенствование делом чрезвычайно важным и необходимым для эффективного исполнения своих профессиональных обязанностей. В то же время только каждый четвертый среди них занимается хотя бы какой-то практической деятельностью в данном направлении. Налицо явное противоречие, требующее для своего разрешения серьезных раздумий и конкретных решений со стороны руководителей.

Эффективность самосовершенствования  специалиста значительно возрастет, если он приложит достаточные усилия и на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность деятельности специалиста на данном этапе заключается в том, что он контролирует работу над собой, постоянно держит ее в поле своего сознания (рефлексия) и на этой основе своевременно устанавливает (или предотвращает) возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносит соответствующие коррективы в план дальнейшей работы. С этой целью руководители всех степеней могут настоятельно рекомендовать специалистам вести дневники, планы, расписания и т.д., в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой, как правило, за прошедший день, неделю, месяц. Кроме улучшения контроля это значительно увеличит и число специалистов, работающих над собой, — здесь срабатывают специфические психологические механизмы: если задача записана, зафиксирована на бумаге, то у человека существенно повышается ответственность за ее реализацию.

2. Факторная  модель профессионального самосовершенствования  специалиста.

Самосовершенствование рассматривается как производная взаимодействия в определенный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящая к возникновению положительного потенциала развития специалиста.

Руководство самосовершенствованием персонала — это сложный, многогранный процесс, представляющий собой систему учебных, воспитательных, организационных мероприятий, направленных на обеспечение целеустремленной, систематической и разносторонней работы человека по совершенствованию своих качеств. Вместе с тем — это тонкое, деликатное дело. Оно требует от управленцев большого такта, высокой общей и педагогической культуры, подлинной требовательности и заботы о людях.

Основная  задача руководства этим процессом состоит в целенаправ--ленном побуждении специалистов к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих мотивационных установок на разностороннее самосовершенствование, в создании для этого необходимых условий. -Само руководство носит творческий характер и зависит от многих объективных и субъективных факторов. Вместе с тем в организации и осуществлении руководства необходимо учитывать весь комплекс реальных закономерностей и тенденций. Поэтому, опираясь на данные психолого-педагогических наук и на практический опыт, в качестве основных напрашгений по осуществлению руководства самосовершенствованием можно выделить:

    • постоянное изучение персонала и опыта самосовершенствования;
    • всестороннее разъяснение требований, предъявляемых к специалистам в современных условиях;
    • разъяснение сущности, значения профессионального самосовершенствования и постановка конкретных задач по самовоспитанию и самообразованию;
    • ознакомление специалистов с эффективными методами и приемами работы над собой и основными направлениями ее научной организации;
    • формирование положительного общественного мнения, всестороннее стимулирование самосовершенствования;
    • контроль и помощь персоналу в работе по самосовершенствованию;
    • включение работников в активные и разнообразные виды деятельности;
    • создание персоналу необходимых условий для систематической и целенаправленной работы над собой.

Цель руководства  самосовершенствованием в этом плане  состоит в актуализации у сотрудников мотивов в самосовершенствовании непосредственно с помощью моделирования конкретных ситуаций учебной и практической деятельности, а также целенаправленных корректирующих воздействий со стороны управленцев.

Конечно, в реальной жизни не так все просто и гладко, как изображается на представленном рисунке, однако общие закономерности и тенденции оптимизации процесса самосовершенствования определяются целенаправленным моделированием внешних факторов с опорой на рекомендации психологической науки.

Таким образом, одним  из основных путей руководства самосовершенствованием является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых специалисты постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, ставятся в условия, требующие от них проявления формируемых профессионально-значимых качеств. Систематичность и регулярность действий в подобных ситуациях будет способствовать развитию личности инженера.

Таким образом, профессиональное самосовершенствование персонала выступает как сознательная, целеустремленная деятельность по развитию своей профессиональной подготовки и профессионально-значимых качеств. Оно является специфической составной частью профессиональной деятельности, одним из важнейших компонентов подготовки и переподготовки кадров. Особую значимость в деле качественного повышения эффективности самосовершенствования сотрудников приобретает проблема руководства этим процессом непосредственно в коллективах. Все это требует от их непосредственных руководителей высокой меры психолого-педагогической подготовки, постоянного совершенствования своей педагогической культуры. Не менее важно и то, что эта сложная функциональная система интегрированных воедино содержательных и динамических процессов во многом определяется уровнем развития мотивации профессионального самосовершенствования специалистов.

3. Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности

В рамках инновационных  развивающихся рыночных отношений, когда еще не сложились определенные стереотипы и шаблоны работы и успех дела во многом определяется способностью персонала к инициативной, творческой, поисковой деятельности, особую значимость имеет уровень развития такого вида мотивации, как мотивация профессионального самосовершенствования специалистов. ; Анализ литературных источников, а также результаты опытно-экспериментальной работы позволяют определить мотивацию профессионального самосовершенствования специалистов (МПСС) как совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста.

МПСС как специфический  вид психической регуляции деятельности человека по своему развитию представляет собой сложную функциональную систему интегрированных воедино содержательных и динамических процессов, в которых отражаются основные ее функции: побуждения, направленности, регуляции и контроля выполнения. Данные функции логически взаимосвязаны с основными этапами МПСС: мотивация самопознания, мотивация планирования самосовершенствования, мотивация реализации программы самосовершенствования и самоконтроля. Только последовательное и полное выполнение задач всех этапов МПСС приводит к искомому результату: совершенствованию профессиональной подготовки специалиста, развитию его профессионально значимых качеств.

Практика подтверждает очевидную демотивированность значительного числа специалистов и, как следствие, снижение стандартов и базовых показателей в их профессиональном росте. Эти данные подтверждают необходимость осуществления работы по развитию МПСС.

Под развитием  МПСС следует понимать переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к сложной иерархически построенной, от узкой временной сферы действия побуждений к самосовершенствованию, к автономному мотиву самосовершенствования, превращению отдельных попыток в работе над собой в постоянно действующий процесс, образ мышления специалиста.

Основным психологическим  механизмом развития МПСС представляется процесс интериоризации. Речь идет о том, что в сознании человека отражаются два состояния действительности: наличное и желаемое, противоречивое единство которых и составляет одну из основных структурных особенностей побуждения к развитию своей личности.

4. Структура  процесса интериоризации как  психологического процесса развития  МПСС.

Практика показывает, что, хотя источником самосовершенствования являются внешние социальные факторы (в виде предъявляемых требований к специалисту, престижа и привлекательности его профессии, организации труда в конкретных коллективах), главные движущие силы его все же находятся внутри личности специалиста (отношение к предъявляемым требованиям, степень принятия их и т.д.).

Как видно из схемы, в процессе интериоризации внешние  воздействия выступают в неразрывном единстве с внутренними условиями. Исходя из этого важного методологического положения, можно выдвинуть предположение, что для развития МПСС необходимо, с одной стороны, создавать требуемые внутренние условия, т.е. сознательно воздействовать непосредственно на мотивацию членов трудового коллектива через убеждение, предъявление им в готовой форме побуждений, целей, идеалов, разъяснение, стимуляцию внутренней работы по самоосознанию, переосмыслению себя и окружающей действительности с целью последующей перестройки специалистами своей профессиональной деятельности. А с другой стороны, обеспечить соответствие внешних воздействий, для чего с помощью специально организованных условий профессиональной деятельности и взаимоотношений избирательно актуализировать необходимые профессионально-значимые качества и уровень профессиональной компетентности специалистов, которые при систематической активизации постепенно переходят в более устойчивые мотивационные образования с последующей перестройкой мотивации.

Целесообразно выделить следующие основные направления эффективного влияния на процесс развития МПСС:

  1. Формирование положительных мотивационных установок на 
    профессиональное самосовершенствование.
  2. Формирование прочных знаний, умений и навыков в работе 
    по профессиональному самосовершенствованию.
  3. Актуализация потребностей профессионального самосовер 
    шенствования у специалистов в процессе ведущей деятельности.

Цель первого направления — сформировать предварительную потенциальную готовность специалиста к положительному восприятию профессиональной деятельности, стремление, интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней.

Апробированными на практике приемами и методами непосредственного воздействия на мотивационную сферу личности специалиста с целью формирования положительных установок на профессиональное самосовершенствование может быть конкретизация системы требований к специалистам. В ходе исследования многие работники высказали неудовлетворенность практически полным отсутствием подобной системы требований. Подчерки вали, что в повседневной жизни это дает возможность отдельным руководителям проявлять ничем не ограниченный субъективизм в оценке эффективности их деятельности.

Кроме того, установлено, что при отсутствии четких критериев  в оценке труда специалиста многие из них (особенно молодые) самонадеянно думают, что обладают хорошей подготовкой  к выполнению основных функциональных обязанностей, что на самом деле не соответствует действительности.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о  необходимости введения соответствующих квалификационных паспортов для работников различных специальностей, в которых должна быть отражена доминирующая совокупность их профессионально-значимых качеств (ПЗК), знаний, умений, навыков (ЗУН), профессиональных позиций, акмеологических инвариант, психологических особенностей (качеств) с указанием перспективы их развития.

Конкретные и  четкие требования, изложенные в квалификационном паспорте, в виде ролевого ожидания будут определять поведение специалиста в форме выполнения социально и профессионально заданных функций и формировать таким образом положительные мотивационные установки на профессиональное самосовершенствование. В числе основных требований актуальны следующие:

    • конкретный спрос с работников за выполнение своих должностных обязанностей. Дать им при этом более высокую степень самостоятельности и свободы для проявления инициативы и творчества, при одновременном контроле и подведении итогов;
    • ввести элементы состязательности, здоровой конкуренции в трудовом процессе, организовать пропаганду опыта самосовершенствования лучших специалистов, более эффективно использовать имеющиеся возможности морального и материального поощрения лучших;
    • периодическое обсуждение вопросов самосовершенствования на диспутах, групповых беседах, проведение с членами трудовых коллективов специального курса лекций по вопросам теории и методики самосовершенствования, физиологических и психологических возможностях человека в развитии своей личности. Разработка примерных программ самосовершенствования для различных категорий специалистов, их коллективное обсуждение и распространение, разработка учебно-методических пособий и рекомендаций по вопросам профессионального самосовершенствования;
    • ввести систему тестирования работников, особенно при отборе и выдвижении кандидатов на вышестоящую должность; периодически использовать методику определения уровня развития личностных качеств по листам самооценки и т.д.;
    • более эффективно использовать период аттестации специалистов для определения перспективных задач; в повседневной жизнедеятельности задачи работникам ставить дифференцированно, на высоком уровне трудностей.

Информация о работе Психологические основы самосовершенствования специалиста