Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа
Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.
Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования ...…………………………………3
Факторная модель профессионального самосовершенствования специалиста...…………………..12
Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности …………….15
Структура процесса интериоризации как психологического процесса развития МПСС ……………16
Список литературы ………………
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: |
Психология личности. |
Тема: |
Психологические основы самосовершенствования специалиста. |
ВЫПОЛНИЛ: | ||||||
студент |
1103 |
Группы | ||||
Михалева Ю.В. | ||||||
Ф. И.О. | ||||||
ПРОВЕРИЛ: |
Ст.преподаватель | |||||
ученая степень, звание | ||||||
Ляпина Ю.Н. | ||||||
Ф. И.О. | ||||||
Оценка |
||||||
Подпись |
||||||
« |
» |
2012г. |
Барнаул, 2012
Содержание.
1. Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования
Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований. Со всей убедительностью и полнотой своего звучания сегодня заявила о себе выявленная в отечественной педагогике и психологии закономерность эффективного формирования личности с задействованием ее личных усилий и резервов. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки.
Результаты практической деятельности, а также целевые психолого-педагогические исследования в различных системах труда свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда есть результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование — явление личностносоциальное.
При этом собственно влияние социальных условий (в том числе конкретных социальных факторов профессиональной деятельности) на личное самосовершенствование в значительной мере опосредуется самой личностью, бытием ее уже сложившихся внутренних феноменов, системой личных требований человека к самому себе.
Таким образом, профессиональное
самосовершенствование
В основе этого процессалежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма («Я-реальное профессиональное») и некоторым воображаемым (моделируемым) его состоянием («Я-идеальное профессиональное»).
Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Следующей важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого специалиста к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я-идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой.
Следовательно,
если источник профессионального
Целью профессионального самосовершенствования является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного специалиста, грамотного воспитателя и организатора своих подчиненных, культурного человека. Поскольку самосовершенствование — процесс непрерывный, диалектически развивающийся, то и цель его, понятие об идеале постоянно меняются, требования к нему постоянно растут. На практике это проявляется в том, что цель самосовершенствования в сущности недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.
Профессиональное
самосовершенствование
Самовоспитание
выступает как активная, целеустремленная
деятельность человека по
Специалист должен отчетливо представлять, что самосовершенствование — это глубоко интимный, личностный процесс, который не терпит шаблонов, стереотипов, жестких рамок и директивных указаний. Содержательная сторона процесса самосовершенствования зависит от возраста и индивидуальных особенностей конкретной личности, от занимаемой должности и характера профессиональной деятельности, от уровня руководства этим процессом со стороны руководителей и взаимной требовательности в конкретных производственных коллективах. В то же время, как показывают практика и целевые исследования, при всей своей многовариантности и субъективности в процессе работы над собой есть нечто общее — в содержательном плане специалисты, как правило, занимаются самосовершенствованием по следующим основным направлениям:
а) развитие мировоззренческой
и позиционной определенно
сти, нравственности, расширение своего
кругозора;
б) совершенствование
профессиональных и организаторских
качеств;
в) формирование
общей, технической, правовой и педагогиче
ской культуры, эстетических и физических
качеств;
г) постоянное обновление
знаний, совершенствование прак
тических навыков и умений;
д) формирование
навыков самостоятельной работы над собой,
способности к постоянному самосовершенствованию,
устойчи
вой мотивации личностного развития;
е) выработка умения
управлять своим поведением, потребно
стями и чувствами, овладение методами
и приемами эмоциональ
но-волевой саморегуляции.
Практика показывает, что это содержание реализуется не во всякой деятельности, не всякая деятельность — есть деятельность по самосовершенствованию. Самосовершенствование предполагает не простое приспособление поступков к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. Именно на эту особенность обращает внимание известный польский педагог В. Оконь, вычленяя в любой деятельности две стороны — адаптивную и творческую. Адаптация позволяет специалисту ознакомится и ассимилировать (присваивать) имеющиеся уже наработанные подходы, умения и навыки из арсенала своей профессии, а самостоятельная творческая деятельность должна дать ему возможность попробовать развить собственные силы и возможности путем выхода за рамки стереотипных действий и способов и на основе этого «двинуть вперед» себя и свою профессиональную деятельность. Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. К сожалению, как свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, большинство специалистов останавливается в своем развитии на уровне адаптационных процессов.
В связи с этим педагогически обоснованное руководство процессом самосовершенствования предполагает понимание руководителем того, что принципиальным условием самосовершенствования является включение специалистом в понятие «успешный результат» не только достижения нормативных, предписанных различными документами показателей и стандартов внешних параметров деятельности, но и уровня задействования и развития при этом профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков собственной личности. При таком отношении к себе и к своей деятельности создаются внутренние условия, духовно-интимная атмосфера, в которой протекает процесс превращения внешнего воздействия на человека в факт личного самосовершенствования.
Руководство процессом
самосовершенствования
Взаимосвязь и последовательное выполнение, задач четырех этапов самосовершенствования приведет к искомому результату: совершенствованию профессиональной подготовки специалиста, развитию его профессионально-значимых качеств. Вместе с тем каждый этап обладает значительной самостоятельностью, решает определенные задачи, без реализации которых был бы невозможен процесс профессионального развития специалиста.
Началом большой и кропотливой работы специалиста по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Самопознание представляет собой сложный процесс определения специалистом своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Без этого невозможно эффективное самосовершенствование.
Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям: самопознание себя в системе социально-психологических отношений, в условиях профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность; самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес, самопроверки себя в конкретных условиях деятельности; самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявленными требованиями. Непременным условием объективности самопознания выступает адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое отношение специалиста к своим достижениям и недостаткам.
На основе самоизучения и самооценки у специалистов вырабатывается решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия решения на самосовершенствование происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании специалистами своих положительных и отрицательных сторон личности. По существу, на данном этапе создается своеобразная модель будущей работы над собой. Здесь важно суметь волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.
Решение на самосовершенствование конкретизируется на этапе планирования. Планирование самосовершенствования — процесс многозначный. Оно связано: с определением цели и основных задач самосовершенствования как на перспективу, так и на определенные этапы жизни и деятельности специалиста; с разработкой программы (плана) личностного развития; с определением организующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой). Планирование самосовершенствования — дело глубоко индивидуальное. Вместе с тем главное его предназначение — помочь организовать и упорядочить работу над собой.
Информация о работе Психологические основы самосовершенствования специалиста