Психологические основы самосовершенствования специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.

Содержание

Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования ...…………………………………3
Факторная модель профессионального самосовершенствования специалиста...…………………..12
Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности …………….15
Структура процесса интериоризации как психологического процесса развития МПСС ……………16
Список литературы ………………

Работа содержит 1 файл

психология личности.docx

— 42.04 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:

Психология личности.

Тема:

Психологические основы самосовершенствования  специалиста.

   

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент

1103

 Группы 

Михалева Ю.В.

Ф. И.О.

ПРОВЕРИЛ:

 Ст.преподаватель

ученая степень, звание

Ляпина Ю.Н.

Ф. И.О.

Оценка

 

Подпись

 

«

 

»

 

2012г.


 

 

 

 

Барнаул, 2012

Содержание.

    1. Психолого-педагогические характеристики процесса      самосовершенствования ...…………………………………3
    2. Факторная модель профессионального самосовершенствования специалиста...…………………..12
    3. Развитие мотивации самосовершенствования    специалиста в процессе жизнедеятельности …………….15
    4. Структура процесса интериоризации как психологического процесса развития МПСС ……………16
    5. Список литературы ………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования

Уникальность  социально-культурной, экономической  ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований. Со всей убедительностью и полнотой своего звучания сегодня заявила о себе выявленная в отечественной педагогике и психологии закономерность эффективного формирования личности с задействованием ее личных усилий и резервов. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки.

Результаты практической деятельности, а также целевые  психолого-педагогические исследования в различных системах труда свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда есть результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование — явление личностносоциальное.

При этом собственно влияние социальных условий (в том  числе конкретных социальных факторов профессиональной деятельности) на личное самосовершенствование в значительной мере опосредуется самой личностью, бытием ее уже сложившихся внутренних феноменов, системой личных требований человека к самому себе.

Таким образом, профессиональное самосовершенствование специалистов — это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей  профессиональной компетентности и  развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями  профессиональной деятельности и личной программой развития.

В основе этого  процессалежит психологический  механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма («Я-реальное профессиональное») и некоторым воображаемым (моделируемым) его состоянием («Я-идеальное профессиональное»).

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Следующей важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого специалиста к  этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я-идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой.

Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности — в виде мотивов профессионального самосовершенствования человека. Отсюда и вывод для управленца: чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования подчиненных, необходимо решать двуединую задачу — создавать соответствующие условия повседневной профессиональной деятельности и формировать (воспитывать) у них соответствующие потребности и мотивы.

 Целью профессионального самосовершенствования является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного специалиста, грамотного воспитателя и организатора своих подчиненных, культурного человека. Поскольку самосовершенствование — процесс непрерывный, диалектически развивающийся, то и цель его, понятие об идеале постоянно меняются, требования к нему постоянно растут. На практике это проявляется в том, что цель самосовершенствования в сущности недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Профессиональное  самосовершенствование специалистов осуществляется в двух взаимосвязанных формах — самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.

 Самовоспитание  выступает как активная, целеустремленная  деятельность человека по систематическому  формированию и развитию у  себя положительных и устранению  отрицательных качеств личности. Основным же содержанием_самообразования  является обновление и совершенствование  имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.

Специалист должен отчетливо представлять, что самосовершенствование — это глубоко интимный, личностный процесс, который не терпит шаблонов, стереотипов, жестких рамок и директивных указаний. Содержательная сторона процесса самосовершенствования зависит от возраста и индивидуальных особенностей конкретной личности, от занимаемой должности и характера профессиональной деятельности, от уровня руководства этим процессом со стороны руководителей и взаимной требовательности в конкретных производственных коллективах. В то же время, как показывают практика и целевые исследования, при всей своей многовариантности и субъективности в процессе работы над собой есть нечто общее — в содержательном плане специалисты, как правило, занимаются самосовершенствованием по следующим основным направлениям:

а) развитие мировоззренческой и позиционной определенно 
сти, нравственности, расширение своего кругозора;

б) совершенствование профессиональных и организаторских 
качеств;

в) формирование общей, технической, правовой и педагогиче 
ской культуры, эстетических и физических качеств;

г) постоянное обновление знаний, совершенствование прак 
тических навыков и умений;

д) формирование навыков самостоятельной работы над собой, 
способности к постоянному самосовершенствованию, устойчи 
вой мотивации личностного развития;

е) выработка умения управлять своим поведением, потребно 
стями и чувствами, овладение методами и приемами эмоциональ 
но-волевой саморегуляции.

Практика показывает, что это содержание реализуется  не во всякой деятельности, не всякая деятельность — есть деятельность по самосовершенствованию. Самосовершенствование предполагает не простое приспособление поступков к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. Именно на эту особенность обращает внимание известный польский педагог В. Оконь, вычленяя в любой деятельности две стороны — адаптивную и творческую. Адаптация позволяет специалисту ознакомится и ассимилировать (присваивать) имеющиеся уже наработанные подходы, умения и навыки из арсенала своей профессии, а самостоятельная творческая деятельность должна дать ему возможность попробовать развить собственные силы и возможности путем выхода за рамки стереотипных действий и способов и на основе этого «двинуть вперед» себя и свою профессиональную деятельность. Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. К сожалению, как свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, большинство специалистов останавливается в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

В связи с этим педагогически обоснованное руководство  процессом самосовершенствования предполагает понимание руководителем того, что принципиальным условием самосовершенствования является включение специалистом в понятие «успешный результат» не только достижения нормативных, предписанных различными документами показателей и стандартов внешних параметров деятельности, но и уровня задействования и развития при этом профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков собственной личности. При таком отношении к себе и к своей деятельности создаются внутренние условия, духовно-интимная атмосфера, в которой протекает процесс превращения внешнего воздействия на человека в факт личного самосовершенствования.

Руководство процессом  самосовершенствования специалистов будет более эффективным, если рассматривать  его как сложную функциональную систему, имеющую свою логику развития и относительно самостоятельные этапы протекания. Структурно процесс самосовершенствования специалистов состоит из четырех основных логических взаимосвязанных этапов:

    • самосознание и принятие решения на самосовершенствование;
    • планирование и выработка программы самосовершенствования;
    • непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой;
    • самоконтроль и самокоррекция этой деятельности.

Взаимосвязь и  последовательное выполнение, задач  четырех этапов самосовершенствования  приведет к искомому результату: совершенствованию  профессиональной подготовки специалиста, развитию его профессионально-значимых качеств. Вместе с тем каждый этап обладает значительной самостоятельностью, решает определенные задачи, без реализации которых был бы невозможен процесс профессионального развития специалиста.

Началом большой  и кропотливой работы специалиста  по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Самопознание представляет собой сложный процесс определения специалистом своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Без этого невозможно эффективное самосовершенствование.

Методически правильно  организованное самопознание осуществляется по трем направлениям: самопознание себя в системе социально-психологических отношений, в условиях профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность; самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес, самопроверки себя в конкретных условиях деятельности; самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявленными требованиями. Непременным условием объективности самопознания выступает адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое отношение специалиста к своим достижениям и недостаткам.

На основе самоизучения и самооценки у специалистов вырабатывается решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия решения на самосовершенствование происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании специалистами своих положительных и отрицательных сторон личности. По существу, на данном этапе создается своеобразная модель будущей работы над собой. Здесь важно суметь волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.

Решение на самосовершенствование  конкретизируется на этапе планирования. Планирование самосовершенствования — процесс многозначный. Оно связано: с определением цели и основных задач самосовершенствования как на перспективу, так и на определенные этапы жизни и деятельности специалиста; с разработкой программы (плана) личностного развития; с определением организующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой). Планирование самосовершенствования — дело глубоко индивидуальное. Вместе с тем главное его предназначение — помочь организовать и упорядочить работу над собой.

Информация о работе Психологические основы самосовершенствования специалиста