Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:00, доклад
Приводя примеры различий между мужчинами и женщинами, мы часто говорим, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Американские исследователи Айкс и Барнс объяснили, что «мужественность обычно связывают с достижениями, автономностью и стремлением к контролю – причем такому, в котором на первом месте стоит способность влиять на осознанное выражение или сокрытие своих чувств». О женственности они писали, что она, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением к объединению и активным выражением своих чувств.
Психологические исследования стереотипов мужественности и женственности
Ключевой особенностью гендерной модели маркетинга является то, что она объединяет знания, как из области маркетинга, так и из области психологии различий между мужчинами и женщинами.
В современной социальной
науке принято различать
Некоторые исследователи отмечают, что разведение понятий «пол» и «гендер» означало «выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов». В конце 80-х годов 20 века «женские» исследования постепенно перерастают в гендерные, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым «все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными».
Современная наука
очень широко использует
Мужчина и женщина
в обществе и его институтах
(семье, политике, экономике, образовании,
культуре и др.) выполняют те
или иные предписанные им
Эти гендерные нормы
поддерживаются с помощью
Приводя примеры различий
между мужчинами и женщинами,
мы часто говорим, что женщины
лучше выражают эмоции и более
восприимчивы к чувствам
Разницу в эмоциональности
между мужчинами и женщинами
можно рассматривать на
Исследования показывают,
что мужчины не желают, чтобы
окружающие видели их
Исследователи Джонсон и Шульман обнаружили, что взрослые женщины больше выражают чувства, направленные на окружающих (например, проявление интереса к чувствам других, их потребностям и желаниям), чем мужчины. В другом исследовании выяснилось, что женщинам более удобно, чем мужчинам, выражать чувство страха и грусти. Считается также, что мужчины проявляют - но не испытывают - больше злости, чем женщины. Фейбс и Мартин объяснили, что мужчинам более свойственно вести себя агрессивно, что заставляет некоторых думать, что мужчины проявляют больше злости.
Американский психолог Хайд в своей работе сделал вывод о том, что только от 2 до 5% всех случаев агрессивного поведения можно объяснить гендером (т.е. от 95 до 98% происходит из других источников). В какой-то степени искаженное восприятие гендерных различий в агрессии психологи объясняют тем фактом, что большинство насильников и убийц - это мужчины. Тем не менее, как отмечено у Бербэнк, подобные действия совершает очень малая часть мужчин.
Согласно концепции
социальных ролей,
Одной из составляющих мужской роли – это норма успешности/статуса. Она означает, что ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе.
Другая норма - норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической, умственной и эмоциональной.
Норма физической твердости
содержит ожидания того, что мужчина
будет физически сильным,
Норма умственной твердости
предполагает ожидание того, что
мужчина в любой ситуации
Норма эмоциональной
твердости подразумевает, что
мужчины не должны выражать
чувства, показывать
Выделяется также норма антиженственности. Эта норма побуждает мужчин избегать стереотипично считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Например, психологи отмечают, что некоторые мужчины считают выражения чувств, эмоциональность «принадлежностью» исключительно женщин и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны.
У некоторых мужчин проявляется в виде фемифобии – страха показаться женственными, что, возможно, связано со стереотипом теории сексуальной инверсии, согласно которому женственность у мужчины – это признак гомосексуализма .
Исследователь Киммель утверждал, что «страх того, что в тебе могут заподозрить гомосексуальные наклонности, побуждает мужчин прибегать к преувеличенно мужественному поведению разного рода, например, заявления гомофобной или сексистской направленности».
Помимо этого многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским – маскулинным» или «женским – фемининным» началом. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского». При этом «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. В свою очередь «женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д.
А. Шериффс считает, что «чрезмерная акцентуализация как типично маскулинных, так и типично феминных черт приобретает негативную оценочную окраску». Типично отрицательными качествами мужчин он называет грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин – формализм, пассивность, излишняя эмоциональность.
Психологи отмечают, что
гендерные стереотипы
Образы мужчин и женщин в рекламе
Реклама символически
воспроизводит стереотипы «
Исследователь А. Юрчак выделил два основных типа историй в отечественной рекламе: романтические и семейные.
В первых историях
мужчина всегда профессионал, занятый
напряженным делом, обычно
В «семейном» типе рекламных историй, выделенных Юрчаком, деятельность женщин ограничивается семьей. «Она лечит, стирает, чистит раковину и газовую плиту готовит вкусные блюда и с нетерпением ждет мужа. Муж же внутри семейного пространства пользуется трудом женщины, а бойцовские и профессиональные качества проявляет вне дома». Это практически все рол ики, рекламирующие моющие и чистящие средства. В таких роликах женщины энергично обсуждают преимущества того или иного продукта, соревнуются в практичности, активно дают советы друг другу. Как отмечает Грошев: «кажется, что появившийся мужчина разрушил бы перманентное соперничество женщин в кулинарно-кухонной деятельности, идиллию этого совершенного женского кулинарно-прачечного мира, где все блещет и благоухает, поэтому территория домашнего хозяйства и закрыта для него навсегда. Даже если мужчина и присутствует в рекламных сюжетах, то где-то на задворках, обычно в самом конце, когда все уже готово к его появлению. Иногда он нелеп в своем незнании преимуществ того или иного продукта, иногда по-милому смешон в своем бессилии разгадать элементарные тайны женских хозяйственных хитростей, всегда ужасающе непрактичен, но это вовсе не повод для подозрений в слабоумии, просто он пришел из другого мира. Какого? Об этом реклама предпочитает не говорить».
Отсюда следует, что
какая бы история ни
Следует отметить, что,
в сущности, реклама адресует
тот или иной товар тому
потенциальному потребителю,
Грошев выделяет стереотипные черты мужчины и женщины, которые можно использовать при создании определенного типичного мужского и женского образов:
Типичный мужчина:
Агрессивный,
Предприимчивый,
Доминирующий,
Независимый,
Скрывающий эмоции,
Обладает деловыми навыками,
Знает, как осваивать мир,
Легко принимает решения,
Самодостаточен,
Свободно говорит о сексе с другими мужчинами.
Типичная женщина:
Тактичная,
Проявляет расположение,
Нежная,
Не использует грубых выражений,
Разговорчивая,
Интересуется собственной внешностью,
Ценит искусство и литературу,
Сильно нуждается в защите,
Спокойная.
Например, в рекламе пива «Тинькоff» мужской образ получился жестким, циничным, независимым: «От него не уходят. Просто иногда бросает он».
В рекламе «Горячей
кружки Магги» три женщины
сидят в машине и не могут
разобраться в причинах
Но результаты одного
исследования показывают, что большинство
женщин считает, что
Демонстрация обнаженного тела;
Грубые шутки с сексуальным подтекстом;
Информация о работе Психологические исследования стереотипов мужественности и женственности