Психологические исследования неосознаваемых процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Неосознаваемые процессы в психике стали интенсивно развиваться с начала 20 века. Психология сознания вследствие такого изучения получила серьёзный удар, соизмеримый с тем, который понесла от бихевиоризма. Однако было установлено, что изучение неосознаваемых процессов крайне важно для полного анализа психических явлений и для становления предмета психологии. Разные учёные и в разное время обращались к неосознаваемому, поэтому изложить данную тему, рассматривая лишь одно направление или одну теорию крайне сложно. Практически невозможно. В наши дня большинство авторов сходятся во мнении, что вместе с биологической и социальной детерминантами поведения, ни чуть не меньшую роль играет детерминанта психическая. Неосознаваемые психические процессы – наименее изученный её аспект. К ним относятся явления неосознаваемой установки, в виде функционирования ряда защитных механизмов, таких как отрицания, подавления, идентификации, проекции, регрессии и пр. система психологической защиты.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3
Неосознаваемые процессы
. Отличия…………………………………………………….... 5
Специфика…………………………………………………… 7

2. Методы исследования
2.1. Методы Зигмунда Фрейда…………………………………. 10
2.2. Прямые методы измерения неосознаваемых
процессов…………………………………………………… 14
2.3. Косвенные методы…………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………. 20
Список литературы........................................................................... 21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.95 Кб (Скачать)

Теперь, когда  стало ясно, какие именно процессы можно причислить к «надсознательным» или «внесознательным», стоит разобраться, почему они таковыми являются. Почему они не включаются в сознательные, хотя сознание совершает большую работу?

Можно выделить два пункта. Во-первых, конечный итог, к которому приводит данный процесс, не осознаётся субъектом, он его попросту не знает. Сознательные же процессы стремится именно к цели, то есть субъект ясно осознаёт результат, к которому стремиться. Во-вторых, момент, в который неосознаваемый процесс закончится, принеся ответ или озарение, так же неизвестен. В то время как сознательные действия наоборот, предполагают контроль за приближением к цели. То время, когда цель будет достигнута, приблизительно оценивается.

Исходя из феноменологических описаний, к «надсознательным» процессам нужно отнести так же процессы творческого мышления, переживания горя или радости, кризисы личности и чувств. 

К неосознаваемым процессам ещё относятся субсенсорные (подпороговые) механизмы. Это явления, когда внешний раздражитель, который субъект не осознаёт, вызывает эмоциональные, поведенческие, вегетативные, биоэлектрические реакции или изменяет психическую деятельность. Ценности, установки, нормы, то есть социальные программы тоже можно причислить к неосознаваемым. 

Исходя из всего  вышеприведённого, становится ясно, что  же такое неосознаваемые процессы и  какими они бывают. Вся сложность в изучении данных проявлений психики в том, что они не поддаются осознанию. Наблюдатель не может знать о них, не может сообщить о них исследователю. Данные явления не входят в сознание, находясь за его пределами. Носитель о них не осведомлён.  

Так как же можно  исследовать то, о чём даже не знает носитель? Данная тема, на мой взгляд, является исключительно интересной, обширной и очень важной для психологии. Особенно ценны знания о неосознаваемых процессах для практических психологов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  исследования

Исследования  неосознаваемых процессов довольно разнообразны. К ним, например, относятся запись и анализ сновидений, интроспекция, запись и анализ ошибочных действий, различные мнемические тесты, неосознаваемые воздействия на поведение, метод свободных ассоциаций. Остановимся на некоторых более подробно.

2.1 Методы Зигмунда Фрейда

В постфрейдизме и психоанализе основными методами познания бессознательного, а так же диагностике и терапии, являются анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, исследование фантазий, символов мифов и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Метод свободных ассоциаций впервые был применён его творцом – З.Фрейдом в 1896г., который поэтому считают годом создания психоанализа. Само понятие «ассоциация» является одним из древнейших в психологии. Закон образования ассоциаций можно кратко сформулировать так: если какие-либо объекты воспринимаются в непосредственной близости или же одновременно, то появление одного из них вызывает осознание другого.

Фрейд искал  в ассоциациях путь в неосознаваемые побуждения, отслеживал намёки на причины  влечений, аффектов. Он полгал, что ассоциации нужно вынести из-под контроля сознания сделать их свободными. Так и родился основной приём психоанализа. Данный метод используется для познания глубинных, в основном бессознательных, психических явлений и процессов и последующем применении полученных данных для лечения и коррекции функциональных расстройств психики. Терапевтический эффект достигается посредством осознания пациентами их источников и причин. Особенностью этого метода является то, что пациент и психотерапевт вместе ведут целенаправленную, осознанную борьбу против психического заболевания или дискомфорта.

Метод свободных  ассоциаций применяется в ходе сеанса психоаналитической терапии, во время которого между лежащим на кушетке пациентом и сидящем у изголовья врачом происходит доверительная беседа. При этом пациент не должен видеть лица врача, чтобы ничто не отвлекало от собственных ассоциаций, не сдерживало и не создавало дополнительного дискомфорта. Непременным условием является открытость пациента, он должен не считаясь ни с какими ограничениями свободно высказывать всё, что приходит в голову. Психоаналитик же прилагает усилия для преодоления сознательного и бессознательного сопротивления. В ходе такой беседы пациент, сам того не осознавая, в силу ассоциативного мышления спонтанно произносит слова и фразы, указывающие на доминирующие, невольно возникающие мысли. По определённой методике осуществляется анализ этих мыслей и ассоциаций, который и выявляет суть заболевания, расстройства или тревоги. Для психоаналитика в качестве дополнительных маркёров выступают темы разговора, лексика, темп речи, заминки, оговорки, ослышки и т.д. После анализа, когда суть проблем выявлена, аналитик помогает пациенту осознать сущность его проблем, бессознательные причины страданий, их содержание и ценность. В свою очередь осознание данных моментов несёт в себе терапевтический эффект. Сам процесс повествования о проблемах уже обладает ценностью, потому как позволяет поделиться страданиями, путём этого и облегчить их. Минусами такого метода лечения, на мой взгляд, является субъектность психоаналитика в своих суждениях, нежелание и неумение пациента раскрыться. Метод в значительной степени интуитивен.

Очень яркий  практический пример данного метода описан в рассказе К. Чапека «Эксперимент доктора Роуса». Краткое содержание такого: американский профессор-психолог приезжает в чешский городок и объявляет, что может продемонстрировать своё мастерство. На его заявление собирается публика – журналисты, знать города и другие люди. Приводят подозреваемого в убийстве преступника. Профессор начинает диктовать ему слова, причём на каждое из них нужно отвечать другим, первым пришедшим в голову. Сначала так называемая игра не складывается, преступник настроен критически. Но затем происходящее увлекает его, и он всё больше раскрепощается. На слово «кафе», ответ – «шоссе», дается слово «пятна», ответ – «мешок» (после выяснили, что пятна крови были вытерты мешком); на слово «спрятать» – ответ «зарыть», «лопата» – «яма», «яма» – «забор», «забор» - «труп». После такого сеанса по рекомендации психолога полиция отправляется в указанное место, раскапывает там яму и действительно находит труп.

Сегодня данный метод, однако, не в терапевтическом аспекте, применяется в творческой деятельности, особенно на этапе генерирования идей. Это можно объяснить тем, что в процессе зарождения ассоциаций, устанавливается неординарная связь между элементами внешнего мира и компонентами решаемой проблемы. Сюда же включаются и компоненты прошлого опыта творческой деятельности.

Ещё один метод  исследования психологических процессов  – анализ сновидений. Его основоположником так же является З.Фрейд. Психоаналитик считал, что все психические процессы подчиняются принципу удовольствия. Изначально человек стремиться к получению удовольствия, неудовольствие же вызывает у него отрицательные эмоции. Вообще основным, на мой взгляд, вкладом З. Фрейда в психологию является открытие сферы динамического бессознательного, а так же описание его проявлений и форм.

У людей существует несколько видов влечения: эрос –  сексуальное влечение, включающее в  себя не только половое, но и влечение к жизни, к стремлению продолжить свой род, так же существует влечение к смерти, к восстановлению прежнего состояния материи – неживого. По Фрейду во сне мы, прежде всего, стремимся  к своим влечениям, желаниям, как  открытым для нас, так и скрытым, вытесненным. Сон – это фактически отражение желаний человека в  реальной жизни. Однако многие желания  остаются неосознанными. Посредством анализа снов, как приятных, так и кошмаров, можно путём ассоциаций выявить доминирующие желания, требующие удовлетворения, но вытесненные под силой социальных норм или индивидуальных ограничений. Сам анализ снов представляет собой подробный рассказ о сновидениях, после чего всё, что было увидено, соотносится с ассоциацией. Человек сам, но с помощью аналитика, приходит к понимаю тех процессов, которые не осознаются, но движут им. Для данного процесса требуется немалая фантазия и воображение.

Сны – это  личный опыт каждого человека. Фрейд  во всех своих толкованиях подходил к сновидению с позиции психоанализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Прямые  методы исследования неосознаваемых процессов
 

      Данный  класс методов является исторически  самым ранним в исследованиях как сознания, так и неосознаваемых процессов. Основу прямых методов составляют непосредственные суждения испытуемых об осознании или неосознании тех или иных предъявленных стимулов. Отсюда – различные названия этого класса методов. Прямыми или эксплицитными, т.е. явными, они называются потому, что оценку осознания дает сам испытуемый в своем отчете. Название «интроспективные» вытекает из того факта, что испытуемый при вынесении суждения об осознании опирается только на собственный внутренний опыт. Существует несколько парадигм прямого измерения осознания. 

      Непосредственный  отчет об осознании 

      Самый простой метод фиксации осознанности/неосознанности каких-либо психических содержаний – это ответ испытуемого на прямой вопрос: «Заметили ли Вы что-нибудь?», «Увидели ли что-нибудь?», «Почувствовали ли, что что-нибудь изменилось?» и  т.п. Отметим, что практически такие  же вопросы получает испытуемый, когда  производятся измерения порогов. Отсюда возникает вопрос: имеет ли этот метод какие-то особенности применительно  к собственно неосознаваемым процессам? Годится ли он для иных целей, чем  простое измерение порогов осознания?

      Действительно, данный метод в своей традиционной форме редко используется как  самостоятельный измерительный  инструмент применительно к неосознаваемым процессам: ведь фиксация порога осознания  ничего не говорит о том, что происходит ниже этого порога. Кроме того, в  результате получается малоинформативная  шкала наименований. Поэтому чаще всего непосредственный отчет об осознании используется в качестве вспомогательного теста наряду с  другими методами измерения неосознаваемых процессов или для постэкспериментального контроля.

      Существует, однако, ряд расширений метода непосредственного  отчета об осознании, который позволяет  получить более сильные шкалы  и использовать метод как самостоятельный  измерительный инструмент. Для этого  необходимо фиксировать не только факт осознания, но также учитывать  частоту и время осознания данного события. 

      Мнемические тесты 

      Другой  способ прямого тестирования осознания  – использование мнемических тестов, т.е. тестов на запоминание предъявленной информации. Использование мнемических тестов основано на простой логике. Так, если испытуемый запомнил что-то осознанно, то так же осознанно сможет восстановить в памяти это содержание и дать о нем отчет экспериментатору. Напротив, если какие-либо воздействия миновали сознание, то никакие сознательные усилия не позволят испытуемому вспомнить об этих воздействиях. К сожалению, серьезное уязвимое место этой логики заключается в том, что наша память в значительной мере подвержена процессам реконструкции и забывания. Иными словами, пропуск некоторых элементов в отчете может означать, с одной стороны, отсутствие осознания, а с другой – наличие осознания с последующим забыванием. По этой причине результат мнемического теста будет серьезно зависеть от способа извлечения информации и времени тестирования.

      Чаще  всего используются мнемические тесты, опирающиеся на один из двух способов извлечения информации из памяти. Тест воспроизведения предполагает, что испытуемый сам вспомнит и назовет элементы предъявленного ему материала. Разумеется, при воспроизведении вероятность пропустить или неправильно назвать в своем отчете какие-либо элементы довольно высока, поэтому данный тест не очень надежен для оценки осознанного/неосознанного запоминания, особенно если испытуемый должен запомнить много материала с одного предъявления. Более эффективным и потому часто используемым является тестирование узнавания. Сначала испытуемому предъявляется список для запоминания - слова, последовательности цифр, фотографии и т.п. При этом цель запомнить может ставиться, а может и не ставиться – в этом случае испытуемый выполняет совершенно другое задание, называемое обычно ориентировочным. Вслед за этапом запоминания испытуемому предъявляется список для узнавания. Традиционно этот список содержит перемешанные в случайном порядке «старые» и «новые» элементы. «Старые» элементы – это те, которые действительно встречались в списке для запоминания, «новые» - те, которые в этом списке не встречались. Испытуемый должен опознать в этом списке те элементы, которые кажутся ему знакомыми по списку для запоминания. Как правило, точность узнавания выше точности воспроизведения, и это служит одной из причин более частого использования процедуры узнавания для тестирования осознания. Второй причиной является наличие стандартной меры, которая позволяет формально ответить на вопрос: был ли материал действительно запомнен (осознан)?

Информация о работе Психологические исследования неосознаваемых процессов