Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:42, курсовая работа
Неосознаваемые процессы в психике стали интенсивно развиваться с начала 20 века. Психология сознания вследствие такого изучения получила серьёзный удар, соизмеримый с тем, который понесла от бихевиоризма. Однако было установлено, что изучение неосознаваемых процессов крайне важно для полного анализа психических явлений и для становления предмета психологии. Разные учёные и в разное время обращались к неосознаваемому, поэтому изложить данную тему, рассматривая лишь одно направление или одну теорию крайне сложно. Практически невозможно. В наши дня большинство авторов сходятся во мнении, что вместе с биологической и социальной детерминантами поведения, ни чуть не меньшую роль играет детерминанта психическая. Неосознаваемые психические процессы – наименее изученный её аспект. К ним относятся явления неосознаваемой установки, в виде функционирования ряда защитных механизмов, таких как отрицания, подавления, идентификации, проекции, регрессии и пр. система психологической защиты.
Введение……………………………………………………………. 3
Неосознаваемые процессы
. Отличия…………………………………………………….... 5
Специфика…………………………………………………… 7
2. Методы исследования
2.1. Методы Зигмунда Фрейда…………………………………. 10
2.2. Прямые методы измерения неосознаваемых
процессов…………………………………………………… 14
2.3. Косвенные методы…………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………. 20
Список литературы........................................................................... 21
Правительство
Российской Федерации
Научно-исследовательский университет Высшая Школа Экономики
Факультет
психологии
Кафедра
общей и экспериментальной психологии.
по дисциплине «Общая психология»
на тему:
«Психологические
исследования неосознаваемых
процессов»
Выполнила
Студентка группы № 181
Макарова
Вероника Вячеславовна
Проверил
Кандидат психологических наук
Уточкин
И. С.
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………
2. Методы исследования
2.1. Методы Зигмунда Фрейда…………………………………. 10
2.2.
Прямые методы измерения неосознаваемых
процессов…………………………………………………… 14
2.3.
Косвенные методы…………………………………………. 17
Заключение……………………………………………
Список
литературы....................
Неосознаваемые
процессы в психике стали
В настоящей работе рассматриваются такие
аспекты изучаемого нами вопроса, как
неосознаваемые механизмы сознательных
действий, явления неосознаваемой установки,
неосознаваемые сопровождения сознательных
действий, некоторые вопросы психодинамической
концепции.
Наряду с сознательными формами отражения
и деятельности для человека характерны
и такие, которые находятся как бы за порогом
сознания, не достигают надлежащей степени
интенсивности или напряженности, чтобы
обратить на себя внимание. Термины "бессознательное",
"подсознательное", "неосознанное"
часто встречаются в научной и художественной
литературе, а также в обыденной жизни.
Понятие психического значительно шире
понятия сознания, которое обладает не
поддающимися практическому учету градациями
уровней, начиная от высшей ступени ясности,
доходящей до удивительной силы прозорливости
и глубины понимания сути вещей, и кончая
полусознательным состоянием.
Сознанию можно
противопоставить не только поведение
(как внутренне наблюдаемому внешне наблюдаемое),
но и неосознаваемые, или бессознательные,
психические процессы.
Именно неосознаваемым психическим процессам
посвящена данная курсовая работа.
Целью данной работы является теоретическое
обоснование проблемы бессознательных
процессов психики человека в отечественной
психологии и психоанализе.
Задачи данной
работы следующие:
1. Теоретический
анализ существующих
2. Анализ основных
классов неосознаваемых
3. Рассмотрение
основных методов исследования
неосознаваемых процессов.
1.Неосознаваемые процессы
1.1Отличия.
Что же такое, неосознаваемые психические процессы? Что в них такого особенного?
Для начала стоит разобраться с самим понятием психических процессов. Психические процессы представляют в своём единстве предмет психологии. Внутри данного единого предмета происходит разграничение на различные аспекты – мышление, волю, внимание, ощущения, стадии их развития в филогенезе и онтогенезе и т.д. Однако для того, чтобы охарактеризовать психическое, необходимо сначала научиться отличать психическое от непсихического.
Возникает вопрос: как мы отличаем психические процессы от физиологических? «В самом деле, по каким опознавательным признакам ощущение, волевой акт или нравственный порыв мы безошибочно относим к классу психических явлений, а мышечное сокращение или секрецию - к категории явлений физиологических? Начавшись с ответа на этот вопрос, научно-психологический анализ должен продвигаться далее по крутому и извилистому пути перехода от этого - первоначально по необходимости обобщенно схематического - эмпирического описания специфики психических процессов ко все более конкретному ее теоретическому объяснению. [ 2. Стр 20.]
Существует несколько опознавательных эмпирических признаков, отличающих психическое и физиологическое.
Вышеперечисленные признаки реализуют обобщённый ход мысли, выявляющий недоступные прямому наблюдению эмпирические характеристики объекта познания. Эти данные позволяют выделять особый класс функций и процессов в качестве психических.
Теперь, когда стало ясно, чем же психические процессы отличаются от физиологических, можно и нужно разобрать их специфику. А именно: какие они бывают и что те или иные представляют собой? Для ответа на этот вопрос обратимся к лекциям Ю.Б.Гиппенрейтер.
1.2 Специфика
Неосознаваемые процессы делятся на три класса.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий – первый из них. Причём в этот класс входят три подкласса.
Неосознаваемые автоматизмы – акты или действия, совершаемые без участия сознания. Они имеют двоякое происхождение: одни из них не осознавались никогда – автоматические действия, другие же перестали быть таковыми с течением времени - навыки. Вторые наиболее интересны. Благодаря их появлению достигается двоякий эффект – действие осуществляется точно и быстро, сознание освобождается, оставляя место более сложным действиям и процессам. Навык лежит в основе развития способностей, умений, знаний.
Взять, к примеру, игру на музыкальных инструментах. Сначала необходимо выучить партию одной рукой, потом другой, как например, при игре на фортепиано, медленно, изучить каждую фразу. При этом всё сознание направлено на изучение. Затем становится легче и можно играть уже обеими руками. Профессиональные же музыканты не задумываются о таких трудностях, они могут играть незнакомые произведения сразу, «с листа». Это происходит благодаря появлению мастерства, для которого необходимо медленное, постепенное освоение знаний. Впоследствии игра становится навыком. У навыка существует одно важное свойство, а именно вновь становиться осознанным для обеспечения его гибкости, возможности переделки или совершенствования. Этим свойством он и отличается от автоматических действий.
Первичные автоматизмы не поддаются сознанию, не осознаются. Попытки к осознанию наоборот, лишь расстраивают действие.
Явления неосознаваемой установки – второй подкласс. Само явление установки чрезвычайно важно в психологии, так как оно пронизывает все области психической жизни человека. Теорию установки создал Д.Н.Узнадзе, являющийся представителем грузинской школы психологии.
Установка – «это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении».[4.] Собственно многие наши действия являются установками, например, мы подстраиваем кисть своей руки под предмет, в зависимости от его размера и формы. Если человека попросить закрыть глаза и сказать, что ему дадут шар, то он автоматически разведёт руки и будет готов принять что-то шарообразное. Такое состояние имеет очень важную функцию – позволяет осуществить действие наиболее эффективно и быстро, заранее подготовившись к нему. Однако существуют и ошибки установки. В пример можно привести страх темноты – человек сам внушает себе состояние опасности и действительно начинает слышать какие-то странные шорохи или видеть тени.
Третий подкласс – неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Сюда входят непроизвольные движения, пантомимика, мимика, тонические напряжения и различные вегетативные реакции, сопровождающие поведение человека. Например, когда человек видит, что другому больно, то он сам непроизвольно строит «горестную гримасу», хотя боли не чувствует. Данные процессы составляют классический объект психологии, и они особенно важны, так как входят в межличностное общение и наряду с речью являются средством коммуникации. Так же они могут быть использованы как показатели психологических характеристик человека. Далее разберём их более подробно.
Неосознаваемые побудители сознательных действий – второй класс. Здесь следует обратиться к З.Фрейду, пожалуй, самому известному психологу XX века. Его теория бессознательного, как никакая другая, с начала своего появления подвергалась критике и осуждению. Согласно данной теории, человек не пропускает в сознание всю правду о себе, не осознаёт истинные мотивы своих тех или иных поступков. У бессознательных представлений есть два характерных свойства: первое – их действенность, второе – они с большим трудом переходят в сознание. Объясняют это механизмы вытеснения и сопротивления, которые были постулатами.
З.Фрейд считал, что влечениями определяется психическая жизнь человека. Главное из влечений – либидо (сексуальное влечение). Оно существует уже у младенца, проходит множество стадий и форм в детстве. Сексуальные переживания переходят в сферу бессознательного, вытесняются из сознания. Так происходит из-за большого количества социальных запретов. Данные переживания имеют большой энергетический заряд, но не пропускаются в сознание – оно оказывает им сопротивление. Не смотря на это, они проникают в сознательную жизнь человека, принимая при этом символическую или же искажённую формы.
Психологом были выделены основные формы проявления бессознательного: сновидения, невротические симптомы и ошибочные действия, такие как оговорки, описки, забывание вещей, имён и. т. п. Главным проявлением, с которым и работал Фрейд, являлись невротические симптомы. Они представляют собой следы травмирующих вытесненных переживаний, образующих в сфере бессознательного сильно заряженный очаг. Оттуда они и производят свою разрушительную работу. Для того чтобы победить невроз необходимо вскрыть и разрядить очаг. Причина невротического состояния исчезнет.
Итак, неосознаваемые побудители сознательных действий – это некие установки, которые сам человек не осознаёт, например внушённое поведение, установки на которое были даны под гипнозом, или невротические состояния. Они оказывают непосредственное влияние на поведение человека, хотя порой он даже не может объяснить, почему поступает именно так.
Наконец, третий класс – «надсознательные» процессы. Если попробовать охарактеризовать их кратко, можно сказать, что данные процессы образуют некий продукт серьёзной сознательной работы, вторгающийся затем в сознательную жизнь человека и радикально меняющий её течение.
В пример, для
того чтоб лучше понять как это
происходит, можно привести озарения,
когда человек долго и
Похожая ситуация произошла и с А.Эйнштейном. Ещё на заре своей научной деятельности, он увидел сон, будто катается на санках, скорость которых увеличивалась до тех пор, пока не достигла скорости света. Самым интересным было то, что после преодоления этой скорости, звёзды вокруг стали вытягиваться в линии, меняя видимую форму. Как признавался сам Эйнштейн, из этого сна он брал идеи для своих фундаментальных работ.
Информация о работе Психологические исследования неосознаваемых процессов