Психологические факторы внутрисемейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...2 - 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ. ЗАДАЧИ СЕМЬИ………………4 - 6
ГЛАВА 2. ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ.
2.1. Классификация типов семейных отношений…....6 - 8
2.2. Классификация стилей воспитания……………..8 - 10
2.3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка,
формирование его личностных особенностей…….10 - 13
ГЛАВА 3. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
3.1.Воспитание и потребность в эмоциональном контакте…………………………………………….14
3.2. Воспитание и потребность смысла жизни……14 - 15
3.3. Воспитание и потребность достижения………15 - 16
3.4. Воспитание как реализация определенной
системы…………………………………………..16 - 17
3.5.Воспитание как формирование определенных качеств……………………………………… 17 - 18
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГАРМОНИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В
СЕМЬЕ……………………………………………………...18 - 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………22 - 23
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не раздражает ребенка, напротив, он прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и хотят стать такими же.

Авторитарный стиль родителей  в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном стиле отношений  родителей к ребенку А.С.Макаренко  выделял две разновидности, которые  он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе –таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных и мстительных.

«Авторитет расстояния и чванства»  проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей. Контакты с детьми у таких родителей – явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Попустительский стиль предполагает всепрощенчество и терпимость в отношениях с детьми. Источником является – чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными и безответственными.

Попустительский стиль отношений  иначе называют «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании  ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.

 

    1. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей

Душа ребенка питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок  научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или  праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредотачиваются все его интересы, привязанности и авторитеты.

Поэтому от условий воспитания ребенка в семье и зависит его поведение: либо оно адекватное, либо неадекватное.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в  семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. ( не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное воспитание – здесь  нужна гибкая система наказания и похвалы, в данном случае исключаются как восхищение, так и похвала. Редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жестокие меры наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с заниженной самооценкой  пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как  личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе, как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни ( «В классе из окон не дует?», «Что вам давали на обед?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и в отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в свих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же

результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и  связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию  бездумно следовать  указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, недолюбленными.  Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимания на легкие проступки и наказывать за крупные. Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой  тревожностью основная проблема –  постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка –  недостаток похвалы.

Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

 

 

ГЛАВА 3

ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ

3.1 Воспитание  и потребность в эмоциональном контакте

У человека, как существа общественного, имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический  облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной»  именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам, испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери и посвятившие все свое время внукам бабушки .Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.

 

3.2 Воспитание и потребность смысла жизни

Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни родителей. Без удовлетворения этой потребности (чаще мать) родители не могут нормально функционировать, не могут мобилизовать все свои способности в максимальной степени.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о  ребенке. Мать, отец или бабушка могут  считать, что смыслом их существования  является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они считают, что жизнь потеряла всякий смысл. Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши», которая моет пятнадцатилетнего сына, завязывает ему шнурки на ботинках, считая, что он это плохо делает, выполняет за него домашнее задание, чтобы ребеночек не переутомился. В результате, она получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына, встречает в штыки. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

 

3.3 Воспитание и потребность достижения

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось самим родителям из-за отсутствия необходимых условий, или потому, что сами  они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать военным, но ему не удалось, пусть сын осуществит отцовскую мечту.  Подобное родительское поведение со временем приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств.  Родители не принимают во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связаны с их запрограммированными целями. Ребенок оказывается перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить себе покой и ублажить родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным разочарованием. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате может возникнуть глубокий конфликт в отношениях между родителями и ребенком.

 

3.4 Воспитание как реализация определенной системы

Организацию воспитания в семье  по определенной системе, можно считать  вариантом реализации потребности  достижения.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка  и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые удаляют своим детям немало времени и сил. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих  не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях, напротив царит атмосфера всепрощения и вседозволенности и по мнению, некоторых родителей, это тоже система воспитания.

Несомненно, у каждой из воспитательной систем есть свои находки, немало полезного  и важного. Здесь речь идет лишь о  том, что некоторые родители следуют  тем или иным идеям воспитания слишком послушно, без достаточной  критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации семьи», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка.

Информация о работе Психологические факторы внутрисемейного воспитания