Психологические факторы внутрисемейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...2 - 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ. ЗАДАЧИ СЕМЬИ………………4 - 6
ГЛАВА 2. ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ.
2.1. Классификация типов семейных отношений…....6 - 8
2.2. Классификация стилей воспитания……………..8 - 10
2.3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка,
формирование его личностных особенностей…….10 - 13
ГЛАВА 3. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
3.1.Воспитание и потребность в эмоциональном контакте…………………………………………….14
3.2. Воспитание и потребность смысла жизни……14 - 15
3.3. Воспитание и потребность достижения………15 - 16
3.4. Воспитание как реализация определенной
системы…………………………………………..16 - 17
3.5.Воспитание как формирование определенных качеств……………………………………… 17 - 18
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГАРМОНИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В
СЕМЬЕ……………………………………………………...18 - 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………22 - 23
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Волгоградский государственный  институт повышения квалификации и  переподготовки работников образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по педагогике и психологии

Психологические факторы внутрисемейного воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

учитель I категории

Рогачева Ирина Ивановна

МОУ «Раковская СОШ»

Михайловского района

учитель истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Волгоград 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...2 - 3

ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ  В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.

 ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ. ЗАДАЧИ СЕМЬИ………………4 - 6

ГЛАВА 2. ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ.

           2.1. Классификация типов семейных отношений…....6 - 8

           2.2. Классификация стилей воспитания……………..8 - 10

           2.3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка,

           формирование его личностных особенностей…….10 - 13

ГЛАВА 3. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

           3.1.Воспитание и потребность в эмоциональном                     контакте…………………………………………….14

           3.2. Воспитание и потребность смысла жизни……14 - 15

           3.3. Воспитание и потребность достижения………15 - 16

           3.4. Воспитание как реализация определенной

                 системы…………………………………………..16 - 17

           3.5.Воспитание как формирование определенных качеств………………………………………    17 - 18

ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ГАРМОНИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  В 

СЕМЬЕ……………………………………………………...18 - 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………22 - 23

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………..24

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Семейное воспитание – общее  название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его  рождения  и кончая, порой, его  становлением как зрелой личности, была и остается семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Определяющая роль семьи обусловлена  ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего  в ней человека . Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.  Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения, начинает происходить и формирование его будущего характера. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастут дети.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о  том, как сделать так, чтобы максимизировать  положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Решению этого вопроса и будет посвящена данная работа, на страницах которой необходимо определить психологические факторы внутрисемейного воспитания и остановиться на традиционных ошибках семейного воспитания, а также способах их исправления.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи – мощное государство.

К сожалению, современные семьи  переживают не лучшие времена. В большинстве  нынешних семей основные силы и время  родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни – 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного  воспитания детей в семье следует  отметить следующие:

- невысокий экономический  уровень большинства трудовых  семей;

- низкая культура общественной  жизни;

- двойная нагрузка на женщину ( работа, семья );

- высокий процент разводов;

- обострение конфликтов  между поколениями;

- увеличение разрыва между семьей и школой,

 

ГЛАВА 1

РОЛЬ СЕМЬИ  В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ. ЗАДАЧИ СЕМЬИ.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив

специальную литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее  отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.

Главное в воспитании маленького человека – достижение духовного единения, нравственной связи родителей с  ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Определяющая роль семьи обусловлена  ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего  в ней человека. Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период

жизни ребенка намного  превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволяет вывести определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности.

Не буду приводить ужасающие  сравнения, характеризующие ухудшение  семейного воспитания по сравнению  с недавним прошлым. Отмечу лишь, что  легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю трудовую и социальную жизнь человека.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. А если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать не хорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, то все воспитание может пойти насмарку.

Поэтому первая задача родителей –  ежедневными положительными примерами  влиять на процесс воспитания. Вторая задача – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.

Подытоживая эти в общем то хорошо известные воспитательные функции семьи, можно сделать следующие выводы:

- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных

воздействий. С возрастом  оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

- в семье формируются  те качества, которые нигде, кроме  как в семье 

сформированы быть не могут;

- семья осуществляет социализацию личности, является

концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию;

- семья обеспечивает  преемственность традиций;

- важнейшей социальной  функцией семьи является воспитание 

гражданина, будущего семьянина  и законопослушного члена общества;

- существенное влияние  семья оказывает и на выбор профессии.

 

 

ГЛАВА 2

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ.

2.1 Классификация  типов семейных отношений

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Поскольку в каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. В связи с этим, выделяют четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

ДИКТАТ в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, но при этом они должны исходить из целей воспитания, норм морали и конкретных ситуаций, в которых им необходимо будет принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те, кто предпочитает всем видам воздействия, приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которой отвечает на принуждение и угрозы своими контрмерами: лицемерием, враньем, грубостью, а в некоторых случаях и ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, то родителям не стоит обольщаться, так как вместе с ним, оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в свои силы. Постоянный диктат со стороны родителей, игнорирование интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, его касающихся – все это гарантия серьезных неудач в вопросе формирования личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот и трудностей, принимая их на себя. При данном типе семейных отношений, вопрос об активном формировании личности, отходит на второй план. В центре воспитательного воздействия оказывается другой вопрос – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Тем самым, родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальной жизнью. Именно эти дети оказываются менее приспособленными к жизни в коллективе. Именно у этой категории подростков бывает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз именно эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. И хотя опека очень сильно отличается от диктата, результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициативность, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, а тем более от общих проблем семьи.

Система межличностных отношений  в семье, строящаяся на признании  возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей, как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем, такой вариант может встречаться как в неустроенных семьях, так и в благополучных.

Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье, предполагает подчинение межличностных отношений в семье общим целям и задачам в совместной деятельности ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество и где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с просьбой и получить помощь, обретает особое качество, становиться группой высокого уровня развития – коллективом.

 

2.2 Классификация  стилей воспитания

Большое значение в формировании самооценки ребенка, имеет стиль семейного воспитания, т.е. принятые в семье ценности.

Психологи выделяют три стиля семейного  воспитания:

                          - демократический;

                          - авторитарный;

                          - попустительский.

Информация о работе Психологические факторы внутрисемейного воспитания