Психологические барьеры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов, дать им практические рекомендации.

Задачи исследования: провести ряд методик, выявляющих коммуникативные барьеры общения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.29 Кб (Скачать)

Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к "хобби", увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

Выводы: Решение  проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно  решаются в русле личностного  подхода. {8}

1.4.Схема  выхода из ситуации  «барьера»

Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте  личностного подхода позволяет  говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.

Схема выхода из ситуации "барьера": 

1) оценка создавшейся  ситуации "барьера" (определение  ее направленности и возможных  последствий);

2) выявление  ориентировочных причин возникновения;  

3) исследование  предполагаемого выхода из ситуации  в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение  к воздействию негативных факторов);

4) определение  аффективных действий для выхода  из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию  "барьеров" позволяют наладить  процесс общения и приводят  к аффективному взаимодействию  в условиях совместной деятельности.

Важную роль играет в преодолении психологических  барьеров мотивационное состояние. {2}

Выводы: Для преодоления  «барьеров» необходимо точно оценить  ситуацию, чётко выяснить причины  возникновения «барьера» и действовать  согласно намеченной схеме. При этом надо учесть главный принцип: принцип  сотрудничества и взаимопонимания  с учетом индивидуально-психологических  особенностей партнеров по общению.

1.5.Основные  правила предотвращения  конфликтов и некоторых  барьеров общения

Исследователи указывают - поскольку конфликты  часто порождают такое эмоциональное  состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески  к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

1. Помните, что  в конфликте у человека доминирует  не разум, а эмоции, что ведет  к аффекту, когда сознание просто  отключается, и человек не отвечает  за свои слова и поступки.

2. Придерживайтесь  многоальтернативного подхода и,  настаивая на своем предложении,  не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я  никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь  взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь  они принесут в ближайшее время  и потом.

3. Осознайте  значимость разрешения конфликта  для себя, задав вопрос: "Что  будет, если выход не будет  найден?" Это позволит перенести  центр тяжести с отношений  на проблему.

4. Если вы  и ваш собеседник раздражены  и агрессивны, то необходимо снизить  внутреннее напряжение, "выпустить  пар". Но разрядиться на окружающих  — это не выход, а выходка.  Но если уж так получилось, что потеряли контроль над  собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте  этого от партнера. Избегайте  констатации отрицательных эмоциональных  состояний партнера.

5. Ориентируйтесь  на положительное, лучшее в  человеке. Тогда вы обязываете  и его быть лучше.

6. Предложите  собеседнику встать на ваше  место и спросите:

"Если бы  вы были на моем месте, то  что бы вы сделали?" Это снимает  критический настрой и переключает  собеседника с эмоций на осмысление  ситуации.

7. Не преувеличивайте  свои заслуги и не демонстрируйте  знаки превосходства.

8. Не обвиняйте  и не приписывайте только партнеру  ответственность за возникшую  ситуацию.

9. Независимо  от результатов разрешения противоречий  старайтесь не разрушить отношения. {4} 

II.Эмпирическая  часть.  

Методики  и этапы проведения исследования.

В моём исследовании приняли участие 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19 лет, 10 девушек и 5 молодых людей) и рабочие в возрасте 45-50 лет (10 женщин и 5 мужчин).

В работе использовались методики: Оценка уровня общительности (тест Ряховского), методика "Выход  из трудных жизненных ситуаций", тест: Ваша коммуникативная установка. (см.Приложения1-15)С их помощью было выявлено: уровень общительности  испытуемых, коммуникативная установка  гибкость и быстрота выхода из ситуации барьера.

Сначала испытуемым была предложена методика: «оценка  уровня общительности (тест Ряховского)», были выявлены результаты, далее респонденты  прошли тест «ваша коммуникативная  установка» и в заключении ответили на ряд вопросов теста: "Выход  из трудных жизненных ситуаций". 

Анализ, выводы

В ходе исследования получились следующие результаты: 

В тесте Ряховского обе возрастные группы набрали приблизительно одинаковое количество баллов (9-18)(см таблицу 1). Среднее значение – 13,5баллов. Это  свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности обоих групп. Если обратиться к классификатору теста  – такое количество баллов свидетельствует  о: 

Испытуемые любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без  вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. Также респонденты бывают весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Иногда даже любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить не отступать.  

При подведении итогов теста можно сказать, что  испытуемые находятся на уровне нормальной коммуникабельности, но бывают и чересчур любознательными и вспыльчивыми. 

Таблица 1. Результаты теста Ряховского

Количество  баллов 3 и менее 4-8 9-13 14-18 19-24 25-29 30-32
Испытуемые     Обе возрастные группы      
 

 Исходя из результатов  теста «ваша коммуникативная  установка» были выявлены следующие  интересные результаты(см таблицу 2):  

Таблица 2. Результаты теста «ваша коммуникативная  установка»

1шкала: Завуалированная  жестокость в отношениях к  людям, в суждениях о них.

2 шкала: Открытая  жестокость в отношениях к  людям.

3 шкала: Обоснованный  негативизм в суждениях о людях.

4 шкала: Брюзжание,  то есть склонность делать  необоснованные обобщения негативных  фактов в области взаимоотношений  с партнерами и в наблюдении  за социальной действительностью.

5 шкала: Негативный  личный опыт общения с окружающими.

Так, из таблицы 2 видно, что «молодое поколение» набрало  по 1 и 2 шкале (Открытая жестокость в  отношениях к людям и завуалированная  жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них) большее  количество баллов. Это свидетельствует  о замаскированной, приглушенной или  косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность  в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание  откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Также видно, что первая возрастная группа придерживается отрицательных  выводах о некоторых типах  людей и отдельных сторонах взаимодействия. Они демонстрируют весьма выраженную жесткость - завуалированную или  открытую, либо и ту, и другую сразу, как в случае с нашими испытуемыми, но в то же время словно носят  розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают. Обычно, такие  взгляды демонстрируют весьма сложные  особы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, со сниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему  поведению. 

В то время у  старшего поколения по всем трём шкалам набрано меньшее количество баллов, это говорит о меньшем отрицательном  отношении к окружающим, о меньшем  эмоциональном напряжении, и о  меньшем негативизме в целом.

Обратим внимание на общее количество баллов в итоге  теста. У молодого поколения это  – 55 баллов, а у старшего – это  – 32 балла. Следуя классификатору теста: если вы получили балл выше общего среднего – 33(из 100 возможных), это свидетельствует  о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается  на самочувствии партнеров. 

Следует учесть, что в тесте Ряховского обе  группы набрали примерно одинаковые результаты. Рискнём предположить, что общительность сама по себе ни коем образом не влияет на коммуникативную  негативную установку. 

В заключении рассмотрим результаты третьего теста, проведённого с испытуемыми (методика "Выход  из трудных жизненных ситуаций"). Полученные результаты наглядно показывают как респондент выходит из трудных  жизненных ситуаций: мирится с  проблемами, неприятностями, приспосабливаются  к ним, замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем, или проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения  жизненных проблем.

На основании  общей суммы баллов, набранных  испытуемым, судят о типичных для  него способах выхода из затруднительных  ситуаций.

При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.

При сумме набранных  баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.

Если сумма  баллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.

Результаты таковы: группа «Молодое поколение» набрала  в среднем 20-22 балла, что говорит, что не всегда данный человек с  достоинством выдерживает удары  судьбы. Может сорваться. (см. Таблицу 3)

«Старшее поколение» получило в среднем 10 баллов, что  говорит о более конструктивном доминирующем стиле выхода из трудных  жизненных ситуаций. (см. Таблицу 3)

Таблица 3. Результаты теста "Выход из трудных жизненных  ситуаций"

Количество  баллов от 7 до 15 от 16 до 26 от 27 до 36
Испытуемые «Старшее поколение» «Молодое поколение»  

Выводы: Исходя из полученных результатов по всем трём методикам, проведёнными с испытуемыми, можно подвести итог: «молодое поколение» отличается более выраженной негативной коммуникативной установкой и сложнее  выходит из сложившейся ситуации, а «старшее поколение» не имеет выраженную негативную коммуникативную установку  и с лёгкостью справляется  с трудными обстоятельствами.  

Возможно, это  обуславливается богатым жизненным  опытом и большей мудростью «старших». Скорее всего, именно эта особенность  лежит в основе проблемы «отцов и  детей».

Гипотеза верифицирована. 

Заключение

Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Психологические барьеры общения