Психологические аспекты ораторского искусства в экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Целью работы является информирование о главных аспектах ораторского искусства в профессии экскурсовода и менеджера СКС.
Задачами является составление теоретических аспектов и программы развития ораторских умений для менеджеров СКС, включая практические упражнения.

Содержание

Введение 3

1 Психологические аспекты ораторского искусства в экскурсии 4

2 Программа развития ораторских умений для менеджеров СКС 8

3 Упражнения 10

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

дз псих.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ  МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА  И ПРАВО 
 

                
 
 

Домашнее  задание на тему

  «Психологические  аспекты ораторского  искусства в экскурсии» 
 
 
 
 
 

                                              Выполнила: ст. гр. СКС-211

              Тарасова И.Ю.

                                             Научный руководитель:

            Гречухина А.А. 
             
             
             

НОВОСИБИРСК 

2011

 

Содержание 

 

         Введение

     Наверное, каждый в детстве мечтал, слушая четкий и хорошо поставленный голос  диктора центрального телевидения  или радио, овладеть техникой речи и  говорить также как они. К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, не каждому дано. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.

     Преодоление различных отклонений в звуковом строе речи имеет огромное значение, особенно для тех специалистов, кто работает в социальной сфере, т.е. с людьми. Это касается и менеджеров, и тур агентов, и экскурсоводов…

     Таким образом, тема ораторского искусства  очень актуальна для изучения.

     Целью работы является информирование о главных  аспектах ораторского искусства в профессии экскурсовода и менеджера СКС.

     Задачами  является составление теоретических  аспектов и программы развития ораторских умений для менеджеров СКС, включая  практические упражнения.

 

     1 Психологические аспекты ораторского искусства в экскурсии

     Искусство - высокая, может быть, даже высшая степень  умения, мастерства в любой сфере  человеческой деятельности: в литературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусство человеческого общения - это особо сложная и весьма ответственная сфера бытия. Слово имеет безграничную власть над человеком, над обществом.

     Владение  правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко  совершенно необходимы экскурсоводам и гидам. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало ("эффект первых фраз"), целевое содержание речи и ее окончание. Самые остроумные экспромты, оригинальные речевые находки, как правило, обдумываются в тиши кабинета. В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия, как и труд гида, обязано иметь в своей основе объективную и систематизированную информацию, одним из критериев красноречия является информационный аспект речи. Однако только информативность публичного выступления не дает желаемого эффекта, необходима еще и ее эмоциональная содержательность, что сближает позиции оратора и актера.

     Только  на первый взгляд может показаться, что работа экскурсовода несложная и не требует глубокой подготовки. Достаточно знать кое - что о городе и уметь красиво об этом рассказывать. На самом деле экскурсовод- не только знаток исторических фактов и хороший рассказчик. Экскурсовод – лицо города, человек, впечатление от общения с которым напрямую влияет на впечатление от самого города. Гид должен знать основы психологии и риторики, уметь строить общение, вести диалог, грамотно расставлять речевые акценты. Экскурсовод должен уметь заинтересовать слушателей [2].

     Теперь  рассмотрим подробно речь экскурсовода. Восприятие экскурсионной темы построено на звуковом и изобразительном ряде. Источником звукового ряда является экскурсовод, его речь. По отношению к экскурсантам он может выступать с позиций:

     - информатора, который сообщает знания группе людей, рассказывая о каком-либо событии, явлении, не показывая к нему своего отношения, не разъясняя его сущности, причинно-следственных связей с другими событиями и явлениями;

     - комментатора, который, сообщая о  наблюдаемых объектах, событиях и явлениях, дает пояснения, называя причины, их вызвавшие;

     - собеседника. Показывая объекты,  экскурсовод выступает в роли  собеседника. Происходит заинтересованный  разговор, в ходе которого учитывается  реакция экскурсантов на излагаемый материал, используется вопросно-ответная форма изложения информации. Экскурсовод в связи с реакцией слушателей, их вопросами и репликами может ввести в рассказ дополнительный материал;

     - советчика. Экскурсовод разъясняет  увиденное и дает советы, как наблюдать объект, т. е. подводит экскурсантов к необходимым выводам;

     - эмоционального лидера, который  анализирует объекты и события,  связанные с ними, дает оценку  рассматриваемым проблемам, передает  экскурсантам свою убежденность, помогает понять наблюдаемые объекты и явления.

     В ходе проведения экскурсии используются следующие пять форм ораторского  искусства:

     1) слово или речь, короткое устное  выступление на какую-либо тему;

     2) доклад, публичное выступление на  определенную тему, содержит аналитический  материал, подлежащий дальнейшему обсуждению;

     3) реферат - краткое изложение содержания  вопроса, основанное на данных  науки, обзоре и анализе литературных, архивных и других источников;

     4) лекция - устное публичное выступление,  в котором подробно излагается  какая-либо тема;

     5) малые формы устной речи - реплика  (согласие, возражение, замечание), отклик  на речь выступающего, справка  по ходу выступлений, риторический  вопрос, прямой ответ на вопрос.

     Любая хорошо подготовленная и проведенная  экскурсия представляет собой синтез форм ораторского искусства [1].

     Язык  и речь. Важно не путать понятия "язык" и "речь", которые тесно связаны между собой.

     Язык - это существующая возможность, которая  проявляется при наличии определенных условий: знание фонетических, лексических, грамматических правил; умение мыслить и говорить, достигать взаимопонимания с другими людьми. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

     Речь - реализация возможности языка, форма общения между людьми, "конкретное говорение", протекающее во времени и обличенное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму.

     Использование возможностей языка в речи позволяет  экскурсоводу ясно выразить определенную совокупность знаний по данной теме. Понятность речи, ее точность и выразительность зависят от ряда факторов - правильного подбора слов, построения фраз и др.

     Стиль языка - это разновидность языка. Например, язык людей в быту отличается от языка в официальной сфере, язык научных рефератов отличается от языка педагогов общеобразовательных школ. Различают стили языка: художественный, деловой, разговорно-обиходный (бытовой), научный, публицистический, профессионально-технический.

     Стиль языка экскурсовода представляет собой манеру словесного выражения мыслей, построения речи. От других стилей его отличают своеобразные формы и приемы рассказа, такие особенности, как лаконичность, точность, логичность, образность, выразительность, эмоциональность, чистота, богатство языка.

     Индивидуальный  стиль языка экскурсовода характеризует  уровень его профессионального  мастерства, речевую культуру. Особенности  стиля языка экскурсовода зависят  от его назначения:

     а) воссоздать внешнюю картину того или иного исторического события;

     б) дать исчерпывающую характеристику наблюдаемому объекту, описываемому событию, природному явлению;

     в) заставить экскурсантов ощутить  историческую обстановку далекого времени.

     В речи экскурсовода недопустимо употребление стандартных фраз и слов, смысл  которых уже давно стерся: "так сказать", "значит", "короче говоря". Важны и оттенки речи. Ее тон, например, должен быть несколько приподнятым на протяжении всей экскурсии.

     Характер  рассказа изменяется в зависимости  от задач. Рассказ может носить повествовательный  или реконструктивный характер [4].

     Культура  речи. Культурной считают речь, которая характеризуется богатством словаря, широким использованием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью, целесообразностью жестов и мимики.

     Психологическая культура речи включает понятия: содержательность, понятность, грамматическая и стилистическая выразительность, воздействие речи (требование, рекомендация, задание, совет, просьба, запрещение, упрек, предупреждение). На психологической культуре речи основано действие методических приемов ведения экскурсии.

     Постоянная  работа по развитию культуры речи обогащает  словарный запас экскурсовода, позволяет  ему правильно отбирать и употреблять  слова в рассказе, помогает избавиться от засоренности речи ненужными словами, стандартными фразами, а также от употребления большого количества иностранных слов, дает возможность экскурсоводу выработать свой индивидуальный стиль языка[3].

 

     2 Программа развития ораторских умений для менеджеров СКС

     Учиться хорошо говорить, понимать психологию аудитории и собеседника желательно всем - людям различных специальностей, в том числе и менеджерам СКС.

     К недостаткам речи менеджеров в частности относят чрезмерное употребление специальных терминов, иностранных слов, словесных штампов, канцелярских оборотов, длинных фраз, так как это вызывает раздражение клиентов, рассеивает их внимание.

     Для менеджеров важно иметь хорошую дикцию - четкое, ясное произношение слогов, слов и целых фраз. Недостатками речи является шепелявость, гнусавость, вялость произношения, недоговаривание окончаний фраз и слов.

     Работу  над языком следует начинать с овладения техникой речи (дыхание, голос, дикция). Важно, чтобы дикция (манера произносить звуки и слова в речи) была ясной и отчетливой. Прежде всего, нужно устранить неясности, неразборчивость речи, отработать произношение слов, которые с трудом воспринимаются клиентами. Затем обращается внимание на торопливость или замедленность произношения. Каждое слово, в том числе и слова иноязычного происхождения, а также имена и отчества должны звучать четко, быть понятными для клиентов.

     Менеджер должен следить за интонацией своей речи, т. е. повышением и понижением голоса при произношении слов и предложений. Речевая интонация должна быть логически оправданной, так как основой рассказа является не только мысль, но и чувство. Оно придает окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к содержанию материала.

     Есть  и другое назначение интонации в  рассказе - доведение до логического  завершения какой-либо мысли. Она позволяет подчеркнуть значение факта, придать рассказу торжественность, неожиданность, характер вопросительности и т. д. Изменение интонации вызывается смысловым содержанием рассказа, поэтому умение менеджера произносить отдельные слова и целые фразы с различными интонационными оттенками имеет большое значение в процессе информировании клиента при продаже тура.

     Тур менеджер должен владеть всеми видами ударений - словесными, фразовыми, логическими. Само по себе ударение это выделение слова или группы слов силой голоса или повышением тона. Логическое ударение - выделение наиболее важного момента в речи. Такое ударение делается на тех словах, которые должны приковать внимание клиентов, заставить их задуматься, прийти к определенному выводу.

Информация о работе Психологические аспекты ораторского искусства в экскурсии