Психологические аспекты деятельности по СсО

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: является изучение приемов и методов создания имиджа, изучение манипулятивных технологий в деятельности по связям с общественностью.
Объект исследования: психологические аспекты деятельности по СсО.
Предмет исследования: психологические методы. позитивный имидж и манипулятивные технологии в ПР- деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 51.39 Кб (Скачать)

Значительное  влияние на формирование корпоративных  отношений оказывает стиль руководства . Сейчас наиболее прогрессивным в этом смысле считается патернализм, при котором руководитель (или хозяин) рассматривает персонал буквально как членов своей семьи, соответственно строит и отношения с ними. В этом случае даже недостатки в стиле управления, например некоторая авторитарность, будут восприниматься сквозь призму «семейных интересов».

Важным следствием реализации принципа патернализма является оптимизация делового и управленческого  общения. Тот или иной стиль общения  обычно оценивается как проявление отношения, особенно если общение осуществляется в иерархически организованной системе. Общими психологическими рекомендациями являются:

уменьшение доли субординационного общения;

повышение доли служебно-товарищеского и даже доверительного общения;

доброжелательность, конструктивность. Говоря о пятом факторе, отметим следующее: в системе корпоративных отношений значительную роль играет видение личной перспективы. Поэтому целесообразно разрабатывать индивидуальные программы личностно-профессионального развития для продвинутой части персонала, а для некоторых и индивидуальные планы профессиональной карьеры.

Среди других факторов можно назвать: престиж организации и работы в ней,

комфортные условия  труда, высокий уровень психологического обеспечения кадровой работы, авторитет руководителя или лидера, наличие положительных традиций в организации, ее звучное и красивое название и пр.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Манипулятивные технологии в ПР.

3.1.Определение манипуляции.

Слово «манипуляция»  имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется  как обращение с объектами  с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование  пациента врачом с помощью рук  и т.д.). Имеется в виду, что для  таких действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для управления механизмами, которые  как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку. Отсюда произошло и современное  переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского  языка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или  управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка". Изданный в 1969 году в Нью-Йорке "Современный  словарь социологии" определяет манипуляцию как "вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая  характер поведения, которое он от них  ожидает". С. Кара-Мурза выделяет три главных, родовых  признаков  манипуляции. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности. Во вторых, манипуляция - это  скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается  и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой  попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации – обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя "предельное самораскрытие", игру в искренность, когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу. В-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Встречаются, конечно, талантливые самородки с мощной интуицией, способные к манипуляции сознанием окружающих с помощью доморощенных средств. Но размах их действий не велик, ограничивается личным воздействием – в семье, в бригаде, в роте или банде. Если же речь идет об общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями). Как мы установили, манипуляция – способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направленно на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.

3.2. Психология манипуляции.

Манипуляция на уровне психических процессов. В  том искусственном мире культуры, который окружает человека, выделяется особый мир слов – логосфера. Он включает в себя язык как средство общения и все формы «вербального мышления», в котором мысли облекаются в слова. Язык как система понятий, в которых человек воспринимает мир и общество, есть самое главное  средство подчинения. В культурный багаж современного человека вошло  представление, будто подчинение начинается с познания, которое служит основой  убеждения. Однако в последние годы все больше ученых склоняется к мнению, что проблема глубже, и первоначальной функцией слова на заре человечества было его суггесторное воздействие – внушение, подчинение не через рассудок, а через чувства. Внушаемость – глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Многие ученые и специалисты акцентировали внимание на значении внушения в общественных процессах. Необходимо подчеркнуть различия внушения и убеждения, как непосредственных элементов воздействия. Внушение осуществляется манипулятивным методом, также действует контрвнушение для сохранения самобытности восприятия индивида. Убеждение – процесс логического обоснования, с целью добиться результата. В ходе убеждения приводятся факты, аргументы, разъяснения. Убеждение предполагает активное участие субъекта, ибо ему предлагается ряд доводов, которые он осмысливает и принимает или отвергает. "Внушение, напротив, "обходит" разум субъекта и проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь там, как всякий предмет пассивного восприятия".

Внушение прямо  связывается с манипуляцией сознанием, поскольку представляет собой вторжение  в сознание посторонней идеи без  прямого и непосредственного  участия в этом акте "Я" субъекта. В этом принципиальное отличие внушения от убеждения. Производится ли внушение словами или другими знаками, везде оно влияет не путем логического  убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей  переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния. Несмотря на существенную роль внушения в практике массовых коммуникаций, бытовала и иная точка зрения, отрицающая иррациональный, происходящий помимо разума, процесс внушения. Согласно этой точке зрения, при внушении человек не меняет свои убеждения  и оценки, а меняет объект оценки. То есть, с помощью внушения в сознании производится подмена объекта суждения, так что человек мысленно восклицает: "Ах, вот оно что! Вот кто виноват!" и т.п. Эта подмена производится путем умелого создания такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном для манипулятора направлении. На этой теории была основана так называемая «комментированная пресса» – сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает читателю или слушателю несколько разумных вариантов объяснения. В рамки этих вариантов загоняется мысль – но все же мысль человека. От ловкости комментатора зависит возможность сделать необходимый манипулятору вариант наиболее правдоподобным.

     PR-коммуникаци всегда направлены на целевые аудитории, то есть только на те группы людей от которых компания планирует получить нужную ей реакцию. Именно эта поведенческая реакция и есть конечная цель PR. Все разнообразие задач, которые бизнес ставит перед паблик рилейшнз, в итоге сводится к простой формуле: нужно сделать так, чтобы потребитель действовал в наших интересах.  Конечно, сводить PR к манипуляциям нельзя, но то, что они там присутствуют - бесспорно.

Поскольку мы понимаем под манипуляцией процесс влияния  на психику человека, будет не лишним краткий экскурс в сферу психологии.  Известно, что психика выполняет  две основные функции: функцию субъективного  отражения объективного мира и функцию  управления поведением человека. При  этом существуют две сферы психической  деятельности: сфера формирования образов  окружающей действительности и сфера оценки этих образов.

Формирование  образов окружающего мира  происходит благодаря процессу восприятия. Основой  восприятия является ощущение - результат  воздействия внешних объектов на органы чувств. Другой механизм создания образов - воображение. Оно комбинирует  уже существующие в памяти образы и формирует из них новые, с которыми человек не сталкивался в реальном мире. После того как образ сформирован, включаются механизмы его оценки. Их два: рациональный и эмоциональный. Оценка фактически представляет собой тест на степень соответствия образа потребностям человека. В зависимости от того, какой механизм "работает", в результате формируется либо логический вывод, либо эмоция, которые представляют собой мотивы поведения. Как только появился мотив, человек начинает действовать.

Каким же образом  можно управлять поведением людей? Давайте проанализируем описанную  цепочку психических процессов: ощущение - формирование образа - оценка образа - действие. Напрашивается вывод: чтобы получить "нужное" поведение, следует создать в сознании человека "нужный" образ и вызвать "нужную" оценку этого образа. Именно так  и поступают манипуляторы. Причем в качестве мишени может быть выбран любой элемент психического процесса: восприятие, внимание, воображение, мышление, эмоции, память. Далее мы обсудим  эти вопросы более детально.

1.Восприятие.  Людей мучают не вещи, а представления о них. В отличие от ощущений, которые отражают лишь отдельные стороны предметов и явлений (форму, цвет, звуки, изменения в пространстве и времени и т.п.), восприятие формирует целостный образ. Смысл манипуляции восприятием в следующем. Чтобы добиться от человека желаемого поведения надо, чтобы он воспринял внешнюю ситуацию не такой, какой она является на самом деле, а такой, как это нужно манипулятору. Другими словами, необходимо сформировать у человека искаженное представление о действительности.

Для решения  этой задачи используется технология связывания текста с контекстом. Под "текстом" здесь понимается внешнее  воздействие, а под "контекстом" - ситуация, в которой происходит воздействие. При этом выбор контекста  играет ключевую роль для успеха манипуляции. Человек всегда "вставляет" текст  в контекст и оценивает его  в зависимости от контекста. Поэтому манипулятор подбирает контекст таким образом, чтобы текст, будучи встроенным в контекст, изменил свой изначальный смысл. Именно так создается искаженное представление о действительности.

Нужно отметить еще один момент. Существует некоторый  минимальный уровень внешнего воздействия, который может быть воспринят  и обработан мозгом. Это так  называемый порог восприятия. Он определяется двумя  основными факторами: активностью  мозга (в состоянии сна восприятие резко падает) и вниманием. Именно вниманию будет посвящен следующий  раздел.

2.Внимание. Любой вид психической деятельности направлен на какой-либо объект. Человек воспринимает, воображает, запоминает что-то. У внимания такого объекта нет. Оно регулирует степень интенсивности психических процессов: мы внимательно наблюдаем, напряженно думаем. Степень внимания зависит от потребностей человека - он обращает внимание на то, что для него значимо и игнорирует несущественные детали. Возможностей манипулирования вниманием достаточно много. Внимание может быть сконцентрировано на нужном манипулятору объекте. При этом восприятие других объектов ослабляется. Внимание может быть рассеяно. Количество несвязанных между собой объектов, которые одновременно могут быть охвачены вниманием, как правило, не превышает 7 - 9. Если объектов больше, человек не в состоянии сосредоточиться ни на одном из них. Внимание человека можно переключать с одного объекта на другой. Поскольку для переноса внимания требуется определенное время, можно, варьируя темп переключения, добиться того, что информация будет восприниматься в искаженном виде. И все же усилия пиарщиков направлены в основном на привлечение и удержание внимания.    Известно, что люди обращают внимание на все необычное и нестандартное. Человеку трудно сразу сформировать образ неординарной ситуации, получить ответ на вопрос: "Что это?". Чтобы разобраться в том, что происходит, он вынужден продолжать восприятие, повышать его интенсивность.

3.Воображение - это фабрика новых образов. Строительным материалом служат образы, уже существующие в памяти. Когда для функционирования логической и эмоциональной сфер не хватает образов, созданных восприятием, этот дефицит восполняется воображением. Диапазон образов, с точки зрения их соответствия действительности, бесконечен: от абсолютно фантастических  до вполне реальных. Все разнообразие PR-технологий формирования имиджа в конечном итоге сводится к тому, чтобы воображение потребителя "связало" образ продукта (или компании) с комплексом положительных образов, которые занимают верхние ступени на шкале ценностей. В рекламе эту роль часто играют слоганы. Если реальность не совсем совпадает с мечтой, приходится формировать искаженный образ реальности. Для создания иллюзорных образов часто используются сравнения с неопределенным эталоном. Делается заявление, что наш товар лучше, и не уточняется, лучше чего.

Другой путь влияния на воображение - искусственное  формирование состояния неудовлетворенности. Используя манипулятивные техники, можно заставить человека захотеть то, чего на самом деле он не хочет.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Итак, изучив психологические аспекты деятельности по связям с общественностью можно сделать вывод, что PR, имея дело с информацией, как предметом своей работы, пронизан разнообразными психологическими реалиями - процессами, структурами, мотивациями и т.д. Психологические компоненты СО, “растворены” в процессе построения PR кампаний и PR акций, в работе специалистов. В сфере ПР-деятельности применяются три группы научно-психологических методов: иследовательские по своему происхождению методы; психологическое, социально-психологическое, организационно-психологическое консультирование; методы социально-психологического тренинга и другие групповые методы социально психологической подготовки. Психологическое содержание PR деятельности отчетливо просматривается и в специфике конкретных направлений работы по связям с общественностью. Одной из главных задач этой деятельности является создание позитивного имиджа, репутации организации или конкретной личности. Собственно формированию позитивного имиджа и доверительного доброжелательного отношения и посвящены специально проводимые многочисленные PR-акции. Знание манипулятивных технологий и их применение на практике необходимо специалисту по связям с общественностью. 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

1.Пономарев Н.Ф.  Связи с общественностью: социально-  психологические аспекты.Учеб.пособ.- СПб.,2008

2.Богданов Е.Н., Зозыкин В.Г. Психологические аспекты «паблик рилейшнз» 2-е издание.-Спб.,2004

3.Алехина И. Имидж и этикет делового человека. - М., 1996.

4.  Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., Флинта-Наука, 1998.

5. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб, 1996.

6. Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. - Новосибирск, 1991.

7. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М., РАГС, 1998.

8. Грачев Г.В., Мельник И.К. манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М., ИФ РАН, 1999.

Информация о работе Психологические аспекты деятельности по СсО