Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа
Цель исследования: является изучение приемов и методов создания имиджа, изучение манипулятивных технологий в деятельности по связям с общественностью.
Объект исследования: психологические аспекты деятельности по СсО.
Предмет исследования: психологические методы. позитивный имидж и манипулятивные технологии в ПР- деятельности.
Значительное влияние на формирование корпоративных отношений оказывает стиль руководства . Сейчас наиболее прогрессивным в этом смысле считается патернализм, при котором руководитель (или хозяин) рассматривает персонал буквально как членов своей семьи, соответственно строит и отношения с ними. В этом случае даже недостатки в стиле управления, например некоторая авторитарность, будут восприниматься сквозь призму «семейных интересов».
Важным следствием реализации принципа патернализма является оптимизация делового и управленческого общения. Тот или иной стиль общения обычно оценивается как проявление отношения, особенно если общение осуществляется в иерархически организованной системе. Общими психологическими рекомендациями являются:
уменьшение доли субординационного общения;
повышение доли служебно-товарищеского и даже доверительного общения;
доброжелательность, конструктивность. Говоря о пятом факторе, отметим следующее: в системе корпоративных отношений значительную роль играет видение личной перспективы. Поэтому целесообразно разрабатывать индивидуальные программы личностно-профессионального развития для продвинутой части персонала, а для некоторых и индивидуальные планы профессиональной карьеры.
Среди других факторов можно назвать: престиж организации и работы в ней,
комфортные условия
труда, высокий уровень психологического
обеспечения кадровой работы, авторитет
руководителя или лидера, наличие положительных
традиций в организации, ее звучное и красивое
название и пр.
Глава 3.Манипулятивные технологии в ПР.
3.1.Определение манипуляции.
Слово «манипуляция»
имеет корнем латинское слово manus
– рука (manipulus – пригоршня, горсть,
от manus и ple – наполнять). В словарях
европейских языков слово толкуется
как обращение с объектами
с определенными намерениями, целями
(например, ручное управление, освидетельствование
пациента врачом с помощью рук
и т.д.). Имеется в виду, что для
таких действий требуется ловкость
и сноровка. В технике те приспособления
для управления механизмами, которые
как бы являются продолжением рук (рычаги,
рукоятки), называются манипуляторами.
А тот, кто работал с радиоактивными
материалами, знаком с манипуляторами,
которые просто имитируют человеческую
руку. Отсюда произошло и современное
переносное значение слова – ловкое
обращение с людьми как с объектами,
вещами. Оксфордский словарь
3.2. Психология манипуляции.
Манипуляция на
уровне психических процессов. В
том искусственном мире культуры,
который окружает человека, выделяется
особый мир слов – логосфера. Он
включает в себя язык как средство
общения и все формы «
Внушение прямо
связывается с манипуляцией сознанием,
поскольку представляет собой вторжение
в сознание посторонней идеи без
прямого и непосредственного
участия в этом акте "Я" субъекта.
В этом принципиальное отличие внушения
от убеждения. Производится ли внушение
словами или другими знаками,
везде оно влияет не путем логического
убеждения, а непосредственно воздействует
на психическую сферу без
PR-коммуникаци всегда направлены на целевые аудитории, то есть только на те группы людей от которых компания планирует получить нужную ей реакцию. Именно эта поведенческая реакция и есть конечная цель PR. Все разнообразие задач, которые бизнес ставит перед паблик рилейшнз, в итоге сводится к простой формуле: нужно сделать так, чтобы потребитель действовал в наших интересах. Конечно, сводить PR к манипуляциям нельзя, но то, что они там присутствуют - бесспорно.
Поскольку мы понимаем
под манипуляцией процесс влияния
на психику человека, будет не лишним
краткий экскурс в сферу
Формирование образов окружающего мира происходит благодаря процессу восприятия. Основой восприятия является ощущение - результат воздействия внешних объектов на органы чувств. Другой механизм создания образов - воображение. Оно комбинирует уже существующие в памяти образы и формирует из них новые, с которыми человек не сталкивался в реальном мире. После того как образ сформирован, включаются механизмы его оценки. Их два: рациональный и эмоциональный. Оценка фактически представляет собой тест на степень соответствия образа потребностям человека. В зависимости от того, какой механизм "работает", в результате формируется либо логический вывод, либо эмоция, которые представляют собой мотивы поведения. Как только появился мотив, человек начинает действовать.
Каким же образом можно управлять поведением людей? Давайте проанализируем описанную цепочку психических процессов: ощущение - формирование образа - оценка образа - действие. Напрашивается вывод: чтобы получить "нужное" поведение, следует создать в сознании человека "нужный" образ и вызвать "нужную" оценку этого образа. Именно так и поступают манипуляторы. Причем в качестве мишени может быть выбран любой элемент психического процесса: восприятие, внимание, воображение, мышление, эмоции, память. Далее мы обсудим эти вопросы более детально.
1.Восприятие. Людей мучают не вещи, а представления о них. В отличие от ощущений, которые отражают лишь отдельные стороны предметов и явлений (форму, цвет, звуки, изменения в пространстве и времени и т.п.), восприятие формирует целостный образ. Смысл манипуляции восприятием в следующем. Чтобы добиться от человека желаемого поведения надо, чтобы он воспринял внешнюю ситуацию не такой, какой она является на самом деле, а такой, как это нужно манипулятору. Другими словами, необходимо сформировать у человека искаженное представление о действительности.
Для решения этой задачи используется технология связывания текста с контекстом. Под "текстом" здесь понимается внешнее воздействие, а под "контекстом" - ситуация, в которой происходит воздействие. При этом выбор контекста играет ключевую роль для успеха манипуляции. Человек всегда "вставляет" текст в контекст и оценивает его в зависимости от контекста. Поэтому манипулятор подбирает контекст таким образом, чтобы текст, будучи встроенным в контекст, изменил свой изначальный смысл. Именно так создается искаженное представление о действительности.
Нужно отметить еще один момент. Существует некоторый минимальный уровень внешнего воздействия, который может быть воспринят и обработан мозгом. Это так называемый порог восприятия. Он определяется двумя основными факторами: активностью мозга (в состоянии сна восприятие резко падает) и вниманием. Именно вниманию будет посвящен следующий раздел.
2.Внимание. Любой вид психической деятельности направлен на какой-либо объект. Человек воспринимает, воображает, запоминает что-то. У внимания такого объекта нет. Оно регулирует степень интенсивности психических процессов: мы внимательно наблюдаем, напряженно думаем. Степень внимания зависит от потребностей человека - он обращает внимание на то, что для него значимо и игнорирует несущественные детали. Возможностей манипулирования вниманием достаточно много. Внимание может быть сконцентрировано на нужном манипулятору объекте. При этом восприятие других объектов ослабляется. Внимание может быть рассеяно. Количество несвязанных между собой объектов, которые одновременно могут быть охвачены вниманием, как правило, не превышает 7 - 9. Если объектов больше, человек не в состоянии сосредоточиться ни на одном из них. Внимание человека можно переключать с одного объекта на другой. Поскольку для переноса внимания требуется определенное время, можно, варьируя темп переключения, добиться того, что информация будет восприниматься в искаженном виде. И все же усилия пиарщиков направлены в основном на привлечение и удержание внимания. Известно, что люди обращают внимание на все необычное и нестандартное. Человеку трудно сразу сформировать образ неординарной ситуации, получить ответ на вопрос: "Что это?". Чтобы разобраться в том, что происходит, он вынужден продолжать восприятие, повышать его интенсивность.
3.Воображение - это фабрика новых образов. Строительным материалом служат образы, уже существующие в памяти. Когда для функционирования логической и эмоциональной сфер не хватает образов, созданных восприятием, этот дефицит восполняется воображением. Диапазон образов, с точки зрения их соответствия действительности, бесконечен: от абсолютно фантастических до вполне реальных. Все разнообразие PR-технологий формирования имиджа в конечном итоге сводится к тому, чтобы воображение потребителя "связало" образ продукта (или компании) с комплексом положительных образов, которые занимают верхние ступени на шкале ценностей. В рекламе эту роль часто играют слоганы. Если реальность не совсем совпадает с мечтой, приходится формировать искаженный образ реальности. Для создания иллюзорных образов часто используются сравнения с неопределенным эталоном. Делается заявление, что наш товар лучше, и не уточняется, лучше чего.
Другой путь
влияния на воображение - искусственное
формирование состояния неудовлетворенности.
Используя манипулятивные техники,
можно заставить человека захотеть
то, чего на самом деле он не хочет.
Заключение.
Итак, изучив психологические аспекты
деятельности по связям с общественностью
можно сделать вывод, что PR, имея дело с
информацией, как предметом своей работы,
пронизан разнообразными психологическими
реалиями - процессами, структурами, мотивациями
и т.д. Психологические компоненты СО,
“растворены” в процессе построения
PR кампаний и PR акций, в работе специалистов.
В сфере ПР-деятельности применяются три
группы научно-психологических методов:
иследовательские по своему происхождению
методы; психологическое, социально-психологическое,
организационно-психологическое консультирование;
методы социально-психологического тренинга
и другие групповые методы социально психологической
подготовки. Психологическое содержание
PR деятельности отчетливо просматривается
и в специфике конкретных направлений
работы по связям с общественностью. Одной
из главных задач этой деятельности является
создание позитивного имиджа, репутации
организации или конкретной личности.
Собственно формированию позитивного
имиджа и доверительного доброжелательного
отношения и посвящены специально проводимые
многочисленные PR-акции. Знание манипулятивных
технологий и их применение на практике
необходимо специалисту по связям с общественностью.
Список используемой литературы.
1.Пономарев Н.Ф.
Связи с общественностью:
2.Богданов Е.Н., Зозыкин В.Г. Психологические аспекты «паблик рилейшнз» 2-е издание.-Спб.,2004
3.Алехина И. Имидж и этикет делового человека. - М., 1996.
4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., Флинта-Наука, 1998.
5. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб, 1996.
6. Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. - Новосибирск, 1991.
7. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М., РАГС, 1998.
8. Грачев Г.В., Мельник И.К. манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М., ИФ РАН, 1999.
Информация о работе Психологические аспекты деятельности по СсО