Психологические аспекты деятельности по СсО

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: является изучение приемов и методов создания имиджа, изучение манипулятивных технологий в деятельности по связям с общественностью.
Объект исследования: психологические аспекты деятельности по СсО.
Предмет исследования: психологические методы. позитивный имидж и манипулятивные технологии в ПР- деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 51.39 Кб (Скачать)

Введение.

   Актуальность проблемы исследования: PR – это особый вид управленческой деятельности, направленной на создание благоприятных условий для двустороннего общения, позитивного отношения к деятельности организации, гармонизации и согласования интересов.

PR, имея дело  с информацией, как предметом  своей работы, пронизан разнообразными  психологическими реалиями - процессами, структурами, мотивациями и т.д.  Психологические компоненты СО, “растворены” в процессе построения PR кампаний и PR акций, в работе специалистов. В сфере ПР-деятельности применяются три группы научно-психологических методов: иследовательские по своему происхождению методы; психологическое, социально-психологическое, организационно-психологическое консультирование; методы социально-психологического тренинга и другие групповые методы социально психологической подготовки.

 Психологическое содержание PR деятельности отчетливо просматривается и в специфике конкретных направлений работы по связям с общественностью. Одной из главных задач этой деятельности является создание позитивного имиджа, репутации организации или конкретной личности. Собственно формированию позитивного имиджа и доверительного доброжелательного отношения и посвящены специально проводимые многочисленные PR-акции. Но имидж – это не что иное, как специально сконструированный психический образ, создаваемый со вполне определенными целями, категория психологическая, а значит, и деятельность по его созданию, также по своему содержанию психологична.

    Цель исследования: является изучение приемов и методов создания имиджа, изучение манипулятивных технологий в деятельности по связям с общественностью.

    Объект  исследования: психологические аспекты деятельности по СсО.

    Предмет исследования: психологические методы. позитивный имидж и манипулятивные технологии в ПР- деятельности.

  Задачи исследования:

    1. Изучить методы психологии в ПР-деятельности.
    2. Рассмотреть приемы создания позитивного имиджа.
    3. Изучить манипулятивные технологии в ПР-деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Психология и PR.

PR, имея дело  с информацией, как предметом  своей работы, пронизан разнообразными  психологическими реалиями - процессами, структурами, мотивациями и т.д.  Психологические компоненты СО, “растворены” в процессе построения PR кампаний и PR акций, в работе специалистов. В сфере ПР-деятельности применяются три группы научно-психологических методов: иследовательские по своему происхождению методы; психологическое, социально-психологическое, организационно-психологическое консультирование; методы социально-психологического тренинга и другие групповые методы социально психологической подготовки.

1.1. Исследовательские методы.

К ним можно  отнести :

Опросные  методы, которые применяются в режиме  полевых исследований.

Проведение опросов  “в поле” - в реальных жизненных  ситуациях по случайной выборке  по подготовленным анкетам или опросным листам. 

Длительные  исследования. Проводятся на одной и той-же выборке с применением одного и того же опросника в течение длительного времени в повторяющемся режиме.

Формы проведения опросов:

1. Анкетирование  - опрос с применением специально  разработанной анкеты, содержащей  вопросы , имеющие альтернативные  ответы.

Близко по принципам  построения к социологическому методу анкетирования, но делает акцент не на статистические- количественные данные , а на т.н. качественные ( не в смысле, конечно, “знака качества”, а в смысле психологических составляющих). В  зависимости от формата вопросов и ответов различаются открытые, полуоткрытые и открытые опросники. Могут заполняться как самими респондентами, так и теми, кто проводит анкетирование.

2. Интервью - опрос  с использованием открытых или  полуоткрытых вопросов с возможностью  развернутого ответа. Обязательно  присутствие интервьюера, который  направляет интервью в нужном  направлении. Общая схема опроса  подготовлена заранее, но возможна  импровизация. Отличается от журналистского  интервью тематикой и способами  построения вопросов. Варианты: структурированное  интервью; глубинное интервью.

3. Психологическое  тестирование. Используется как  вспомогательный метод, направленный  на выявление индивидуальных  особенностей респондентов и  групп респондентов. Обычно строится  как система вопросов с альтернативными  вариантами ответов. Однако в  качестве т.н. “стимульного”  материала могут использоваться  схемы, картинки, самые разнообразные  изображения. 

По диагностическим  целям различаются тесты, направленные на диагностику:

-свойств и  особенностей личности;

-интеллекта, памяти, внимания, других психических процессов;

-психических  и психосоматических состояний  человека;

- межличностных  отношений в группе · профессиональных  качеств и свойств и др.

Изучение  документов.

Работа с различными документами и информационными  материалами с целью выявления  тех или иных тенденций, смысловых  блоков и т.д.

Наиболее распространенный метод : контент-анализ материалов прессы и других масс-медийных источников, официальных документов или любых  повторяющихся материалов.

Цель - выявление  индекса цитирования, повторяемости  различных тем и смысловых  блоков.

  Дискуссионные группы ( Пограничный метод между исследовательскими и тренинговыми методами). Используются прежде всего для исследования мотивационных аспектов. Наиболее часто применяемый в последнее время, и, добавим очень модный, вариант - фокус-группы. Их рассматривают как способ проверки, тестирования вариантов воздействия на аудиторию, и как способ нахождения, “нащупывания” новых путей такого воздействия. Подбор участников таков, чтобы они представляли различные целевые группы, целевые аудитории. Участники групп спонтанно отвечают на вопросы ведущего или рассуждают сами на заданные темы. Ведущий, искусно лавируя между горячими и иногда опасными темами, направляет обсуждения таким образом, чтобы максимально обеспечить диагностический эффект. Метод фокус-групп является пограничным методом между исследовательскими, диагностическими и тренинговыми методами.

 Комплексные специальные методы исследования и анализа. Используют элементы как вышеперечисленных методов, так и экспертных, аналитических методов, и качественных исследований.

1.2.Психологическое, социально-психологическое, организационно-психологическое консультирование .

Предполагает  работу психолога или группы психологов с руководителями, политическими  лидерами, их командами, ближайшим и  отдаленным окружением, с группами людей, находящихся у них в  подчинении, с организацией в целом ( компанией, фирмой, корпорацией и  т.д.). Эта работа принимает форму  индивидуального или группового консалтинга (консультирование tet-а-tet или в группе). Спектр проблем - неограничен: от имиджа конкретного человека - лидера, руководителя( что пересекается с “имиджеологией”) , до личных психологических проблей ( на грани с индивидуальной психотерапией), и до организационно-психологического консультирования и проектирования с его спецификой и особыми проблемами и способами работы.

1.3.Методы социально-психологического тренинга и другие групповые методы социально-психологической подготовки.

Отличие социально-психологического тренинга от психологического консультирования - прежде всего в формах и способах работы. Это работа в режиме групповой коммуникации со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами и проблемами.Тренинговые методы подразделяются на имитационные и  ориентированные на опыт.

Методы социально-психологического тренинга подразделяются на

· ориентированные  на деятельность - инструментально ориентированные.

· ориентированные  на личность - экзистенциально-ориентированные.

 Первая группа имеет дело с “техническими” и “технологическими” аспектами социального поведения людей, вторая же концентрируется на личности в контексте ее существования, на личностных смыслах, ориентациях, глубинных переживаниях. Этой группе методов - инструментально ориентированным - в практике Public relations уделяется больше внимания, и отдается большее предпочтение по сравнению с экзистенциально-ориентированными. Это связано с тем, что такой прагматичный и жесткий вид деятельности как СО не может опираться на зыбкие гуманистические категории, типа “личности в ее экзистенциальной ситуации”. PR ориентируется прежде всего на действие, на создание вполне определенных имиджей, впечатлений, мнений, а вслед за ними и социальных установок и ценностных ориентаций.

Что же до инструментально  ориентированных форм тренинговой  работы то - их море. Однако дисциплинированный тренер обычно ограничивает себя рамками .

Тренинг делового общения. Эта форма работы строится, как правило, по модульному принципу, то есть включает в себя основные компоненты - модули, довольно жестко определяемые, - которые подключаются к работе в рамках общей программы либо будучи жестко закрепленными в этой программе на определенном месте, в определенной последовательности, либо встраиваются в общую программу ситуационно, по мере необходимости, когда обнаружены проблемы, которые могут быть решены с привлечением одного из модулей.

Традиционно к  таким модулям относятся:

1. Деловая беседа...

2. Переговоры...

3. Публичное  выступление...

4. Совещание...

5. Коллективное  принятие решений...

Список может  быть продолжен, однако дальнейшее перечисление не столько расширит описанную область, сколько будет детализировать отдельные  блоки.

Основные практические “орудия”- способы работы психолога-тренера:

· групповая  дискуссия (направленная и ненаправленная);

· ролевая игра;

· проигрывание реальных и воображаемых ситуаций общения  и взаимодействия;

· анализ конкретных ситуаций общения и др.

Характерной особенностью “делового” тренинга является привлечение  самых разных теоретических схем, трактующих психологию человеческого  взаимодействия , - этот момент является чисто “вкусовым” - то есть каждый тренер на свой вкус и ориентируясь на свои пристрастия привлекает различные  схемы психологического анализа , почерпнутые  им из океана теоретической психологии, теории управления и организации  и других исследовательских направлений.

Существует набор  наиболее известных и применимых аналитических схем, которые можно  назвать “набором бойца тренинг-фронта”. Они похожи на те, что применяются  в психологическом консультировании: представление о стилях и типах  лидерства и руководства, о структуре  коммуникации в организации, , анализ социально-ролевых структур и отношений, понятие коммуникативной обратной связи, анализ невербалики, “транзактный анализ” и теория сценариев Э.Берне, представление о модальностях из практики Нейро-лингвистического программирования, психоаналитический подход в упрощенной трактовке, анализ этапов контакта в  общении, и других.  
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Психология позитивного имиджа.

2.1.Имидж как психологическая PR-категория.

        Одним из важнейших направлений РR-деятельности является формирование позитивного или эффективного имиджа организации. Современная организация, созданная для достижения конкретных целей, осуществляет свою деятельность в условиях разнообразных взаимодействий и взаимосвязей, в окружении, имеющем различные интересы — экономические, политические, правовые, социальные и пр. К тому же организация постоянно находится в системе разнообразных воздействий, которые, несомненно, оказывают влияние на ее деятельность и принятые решения. Поэтому регулирование этих сложных взаимодействий и является одной из важнейших функций организации, обусловливающей успешность ее деятельности. Такая регуляция отношений с другими организациями, группами, общественностью в основном направлена на достижение взаимного доверия, устраивающих всех отношений. Это предполагает особое планирование и реализацию контактов и внешней информации на основе гибкого взаимодействия и обратных связей, то есть специальную РR-деятельность. В этой деятельности решаются разнообразные задачи, однако независимо от их вида и содержания центральной все же является формирование позитивного имиджа и на его основе — достижение и сохранение репутации и выстроенных доверительных отношений. Поэтому любая работа по связям с общественностью должна начинаться с создания позитивного имиджа организации, его мониторинга и развития Как показывает практика, РR и рекламная деятельность, направленные на формирование привлекательного имиджа, могут быть эффективными лишь в том случае, если они базируются на точном понимании его сущностных психологических характеристик.

Информация о работе Психологические аспекты деятельности по СсО