Психологическая структура личности сотрудника исправительного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является выявить как в настоящее время проводится профессиональная психологическая подготовка персонала пенитенциарных учреждений.
Задачи:
Определить психологическую структуру личности сотрудника исправительного учреждения;
Выявить понятие психологической подготовки, ее содержание, принципы и задачи;
Установить методы и способы психологической подготовки сотрудников исправительных учреждений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
§1. Психологическая структура личности сотрудника исправительного учреждения………………………………………………………………….4-8
§2. Понятие, принципы и содержание психологической подготовки сотрудников УИС…………………………………………………………..9-14
§3. Методы и способы психологической подготовки сотрудников различных частей и служб……………………………………………………………….14-20
Заключение…………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Существенным компонентом  волевой подготовки является способность воздействовать на себя, убеждать.

Необходимо вообразить себя человеком, смело принимающим  решения, умело действующим.

На этапе психологической  подготовки необходимо вызывать конкретные представления. Чтобы представить себя волевым человеком, надо вспомнить поведение своих товарищей, выделить из них самых решительных и волевых, найти в них более слабые качества, чем у себя.

Для подготовки и проведения занятий необходима учебно-материальная база (А.М. Столяренко, 1987), которая включает в себя следующие компоненты:

- учебно-методический  кабинет психологической подготовки;

- учебные полигоны  психологической подготовки;

- учебный городок.

Практические занятия  по психологической подготовке могут  проводиться в 3 вариантах: психологический  анализ практических ситуаций; психологическое обоснование принимаемых решений; разработка и реализация психологически и педагогически обоснованных планов и приемов действий для повышения эффективности действий.

Важным этапом психологической  подготовки является психологическое моделирование оперативно-служебной деятельности на занятиях. Оно может быть проведено двумя путями. 1-й – приближение внешних условий к реальным, 2-й – приближение внутренних условий практических занятий к реальности.

В процессе занятий можно  моделировать: мотивационные, эмоциональные, познавательные, волевые, психомоторные процессы. Они могут быть направлены на формирование психологической, эмоционально-волевой устойчивости; профессиональной бдительности; готовности к новому, неожиданному. Для этого при проведении занятий требуются: введение элементов неясности, неизвестности, непредвиденности, запутанности; проведение внезапных тревог и выездов; смена мест и условий занятий; намеренные нарушения; постановка необычных задач; приучение без подсказок и предварительной проработки ситуации находить решения.

Психологическая подготовка проводится психологической службой  с разными категориями сотрудников  ИУ в рамках общей служебной подготовки (разовые мероприятия) или ведется  по отдельному плану. Она может быть как общей, подразумевающей психологическое обучение персонала, так и специальной, учитывающей особенности деятельности той или иной категории: начальников отрядов, сотрудников службы безопасности, младших инспекторов, сотрудников производственного отдела и др21.

Например, во время проведения общей психологической подготовки начальников отрядов можно изучать  личность и типы осужденных, вербальные и невербальные средства общения. Целью  специальной подготовки могут быть нестандартные ситуации: осложненная режимно-оперативная обстановка, групповые неповиновения, захваты заложников, побеги и т.п. В связи с этим основное внимание начальников отрядов обращается на психологию малых групп, особенности проявления групповой конфликтности и напряженности, поведения и действий сотрудника в экстремальных ситуациях.

При проведении психологической  подготовки с сотрудниками службы безопасности следует уделить особое внимание формированию профессионально значимых качеств в сложных и психологически напряженных ситуациях: например, при тушении пожара и оказании помощи пострадавшим, возникновении хулиганских действий, групповых неповиновений, массовых беспорядков, при захвате заложников. По этой причине важными считаются занятия, направленные на обучение эмоционально-волевой устойчивости, развитие самообладания и умения владеть в напряженных ситуациях.

В систематической психологической  подготовке нуждаются младшие инспекторы охраны. С учетом специфики их деятельности при проведении общей и специальной  подготовки необходимо учитывать такие темы, как психология обыска, обхода, конвоирования, несения службы в штрафном изоляторе и на локально-профилактических участках. В системе психологической подготовки важное место должны занимать формирование навыков и умений наблюдения, восприятия, запоминания, поведения в конфликтных ситуациях и обучение вариантам выхода из них. Практика работы с этой категорией показывает, что при заступлении их на службу целесообразно проводить эмоционально-волевой тренинг по мобилизации, а  в конце – аутотренинг, снимающий накопившееся напряжение.

Таким образом, особенности  деятельности определяют цели и задачи психологической подготовки22.

Психологическая подготовка основывается на различных методах, которые способствуют активному  воздействию на сотрудников УИС, помогают становлению их психологической компетентности, развивают психологическую профессиональную компетентность.

 

 

Заключение

 

Итак, мы выявили, что  общий итог психологической подготовки сотрудников выражается в формировании у них постоянной психологической готовности к решительным и самоотверженным действиям правового поведения.

Реализация задач по совершенствованию психологической  подготовленности сотрудников зависит  также от личностных особенностей самих  сотрудников.

Способы формирования у  сотрудников профессионально важных психологических качеств в процессе служебной подготовки могут быть различными. Они зависят от уровня методического мастерства преподавательского состава и состояния учебного заведения (подразделения).

В основе психологической подготовки лежат принцип внесения в процессе служебной подготовки элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственных чрезмерным ситуациям, и многократная тренировка сотрудников в выполнении изучаемых приемов и действий в этих условиях.

Следовательно, психологическая  подготовка будет способствовать развитию профессионализма сотрудников, если она  проводится целенаправленно, на высоком  методическом уровне, в разнообразных  моделируемых экстремальных ситуациях.

Главная задача специалистов-психологов – разработать а внедрить в учебный процесс психологическую систему по формированию профессионально важных качеств у сотрудника, способного адекватно действовать в любой обстановке.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1) Гаврина Е.Е. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ИУ для работы с осужденными за террористическую и экстремистскую деятельность. // Прикладная юридическая психология. №1. 2010 г. 129-133 с.

2) Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Учебное пособие. Рязань 2006г. 147 с.

3) Каллистратова Е.Е. Психологическая и профессиональная подготовка сотрудников УИС.// Психопедагогика в правоохранительных органах. №1 (28). 2007 \

г.21-23 с.

4) Качкина Л.С. Особенности становления социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Вестник института: преступление, наказание, исправление. №1. 2011 г.55-57 с.

5) Кокурин А., Мокрецов А. Психологическое обеспечение деятельности отделов специального назначения ФСИН России: состояние и траектории развития. // Ведомости УИС. №1. 2009 г. 19-25 с.

6) Кокурин А., Фарапонова О. Формирование психологической устойчивости у сотрудников отделов специального назначения ФСИН России. //Ведомости УИС. №8. 2006 г.18-21 с.

7) Сунина С.Н. Профессионально-психологическая компетентность сотрудников УИИ. // Юридическая психология. №3. 2011 г.8-11 с. 

1 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Учебное пособие. Рязань 2006г. С.53.

2 Там же. С.55.

3 Там же. С.56.

4 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Учебное пособие. Рязань 2006г. С.58-61.

5 Гаврина Е.Е. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ИУ для работы с осужденными за террористическую и экстремистскую деятельность. // Прикладная юридическая психология. №1. 2010 г. С. 129.

6 Качкина Л.С. Особенности становления социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Вестник института: преступление, наказание, исправление. №1. 2011 г. С.55.

7 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Учебное пособие. Рязань 2006г. С. 67-70.

8Каллистратова Е.Е. Психологическая и профессиональная подготовка сотрудников УИС.// Психопедагогика в правоохранительных органах. №1 (28). 2007г. С.21-22.

9 Методические рекомендации по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.// Ведомости УИС. №2. 2007г. С.61-72.

10 Кокурин А., Мокрецов А. Психологическое обеспечение деятельности отделов специального назначения ФСИН России: состояние и траектории развития. // Ведомости УИС. №1. 2009г. С. 19.

11 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Учебное пособие. Рязань 2006г. С.95-97.

12 Каллистратова Е.Е. Психологическая и профессиональная подготовка сотрудников УИС.// Психопедагогика в правоохранительных органах. №1 (28). 2007г. С. 22-23.

13 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Учебное пособие. Рязань 2006г. С.97-98.

14 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Учебное пособие. Рязань 2006г. С.100.

15 Там же. С.106.

16 Качина Л.С. Особенности становления социально-психологической компетентности сотрудников УИС// Вестник института: преступление, наказание, исправление. №1. 2011г.  С. 56.

17 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Учебное пособие. Рязань 2006г. С.108.

18 Качкина Л.С. Особенности становления социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Вестник института: преступление, наказание, исправление. №1. 2011 г. С.56-57.

19 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Учебное пособие. Рязань 2006г. С.108-109.

20 Кокурин А., Фарапонова О. Формирование психологической устойчивости у сотрудников отделов специального назначения ФСИН России. //Ведомости УИС. №8. 2006. С.18-21.

21 Сунина С.Н. Профессионально-психологическая компетентность сотрудников УИИ. // Юридическая психология. №3. 2011 г. С.8 

22 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Учебное пособие. Рязань 2006г. С. 109-115.




Информация о работе Психологическая структура личности сотрудника исправительного учреждения