Психологическая структура личности сотрудника исправительного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является выявить как в настоящее время проводится профессиональная психологическая подготовка персонала пенитенциарных учреждений.
Задачи:
Определить психологическую структуру личности сотрудника исправительного учреждения;
Выявить понятие психологической подготовки, ее содержание, принципы и задачи;
Установить методы и способы психологической подготовки сотрудников исправительных учреждений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
§1. Психологическая структура личности сотрудника исправительного учреждения………………………………………………………………….4-8
§2. Понятие, принципы и содержание психологической подготовки сотрудников УИС…………………………………………………………..9-14
§3. Методы и способы психологической подготовки сотрудников различных частей и служб……………………………………………………………….14-20
Заключение…………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Психологическая подготовка проводится:

  1. в соответствии с условиями деятельности молодого сотрудника в конкретном исправительном учреждении;
  2. при перемещении и изменении места службы и должности;
  3. при подготовке к деятельности в осложненных и экстремальных условиях;
  4. перед выходом на пенсию.

Психологическая подготовка может быть общей и специальной.

Первый вид связан с формированием и поддержанием психологической подготовленности личного состава в полном объеме; второй – нацелен на формирование высокой профессиональной готовности для выполнения конкретной задачи.

Принципами психологической  подготовки являются:

- максимальное соответствие  проводимой психологической подготовки  условиям предстоящей деятельности сотрудников;

- систематичность и  последовательность;

- дифференцированный  и индивидуальный подход;

- установка и самовоспитание.

Под специальной психологической  подготовкой понимается процесс  целенаправленного  формирования у сотрудников психологической устойчивости и подготовки их к успешным действиям в различных условиях.

Задачи специальной  психологической подготовки состоят  в следующем:

- повышение психологической  устойчивости сотрудников к действию  стресс-факторов, типичных для исправительных  учреждений;

- развитие у сотрудников  необходимых психологических качеств  и формирование специальных навыков  и умений, способствующих эффективным  профессиональным действиям в  обычных, сложных и экстремальных  условиях служебной деятельности;

- эффективное выполнение сотрудниками функциональных обязанностей, связанны с обеспечением режима, надзора, трудоиспользования, решением задач исправления и ресоциализации осужденных, их правопослушного поведения после освобождения11.

Каллистратова Е.Е. выделяет следующие группы задач:

- первая подгруппа  задач по психологической подготовке  личного состава направлена на  формирование таких качеств у  сотрудника, который будет эффективно  действовать в чрезвычайных ситуациях,  обусловленных высоким уровнем  физических и моральных нагрузок на личность – это статико-динамические задачи психологической подготовки личного состава.

- вторую группу частных  задач психологической подготовки  личного состава к эффективным  действиям в сложной обстановке  составляют задачи содержательного  характера, формирующие:

- доверие к своему  руководителю или командиру, уверенность  в их способности оперативно и правильно оценивать возникающие ситуации и принимать обоснованные решения;

- уверенность в своих  товарищах, в их надежности, профессиональной  подготовленности, готовности к действиям в интересах решения поставленных задач, товарищеской взаимовыручки;

- уверенность в своей  профессиональной подготовленности, способности успешно и четко  действовать в любой обстановке, при решении самих разнообразных  задач.

- третью группу задач психологической подготовки составляют задачи методического характера12.

Основное содержание общей психологической подготовки составляют:

  1. Постепенное развитие и доведение до высокого уровня совершенства наиболее важных психических функций – восприятия, мышления, внимания, быстроты реакций, наблюдательности и т.п.
  2. Развитие способности к волевым усилиям, преодоление как внешних, так и внутренних трудностей.
  3. Формирование нравственных качеств сотрудника (справедливости, доброжелательности, честности).

   Все это составляет первый этап психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Второй этап – непосредственная подготовка к деятельности: формирование и поддержание состояния психологической  готовности сотрудников к действиям в сложных условиях.

А.М. Столяренко (2003) основными  компонентами психологической подготовленности считает следующее:

1. Профессиональные способности:

- психологическая ориентированность  (наблюдательность, память, восприятие, мышление).

2. Умения:

- учитывать психологические условия, пользоваться психологическими средствами и приемами при выполнении профессиональных действий;

- учитывать психологические условия  эффективности профессиональных  действий;

- профессионально общаться;

- владеть мимикой, жестами, позой;

- осуществлять ролевое поведение;

- уметь вести себя в конфликтных  ситуациях;

- владеть технико-психологическими  приемами;

- владеть тактико-психологическими  приемами;

- мобилизоваться, владеть  собой;

- действовать эффетивно.

3. Нравственно-психологическая устойчивость:

- чувство ответственности, долга;

- коллективизм, товарищество;

- дисциплинированность;

- психологическая устойчивость.

4. Психологическая надежность:

- уверенность в себе;

          - надежность навыков13.

Психологическая подготовка к действиям в экстремальных  условиях не исчерпывается отработкой системы навыков и умений. Необходимо формировать у сотрудника определенную систему психологических качеств, в которую входят: эмоциональная  устойчивость, способность к саморегуляции, а главное – готовность к действиям в необычных условиях, возможным неожиданностям и стрессовым воздействиям (А.А. Волков, 1986). При этом необходимы индивидуализация обучения и тренировки и постоянный психологический контроль14.

Итак, мы выяснили, что представляет собой психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений с точки зрения Казака Б.Б. и Ушатикова А.И., выделили ее содержание, принципы, а также определили основные задачи с различных точек зрения авторов.

 

§3. Методы и способы психологической подготовки сотрудников различных частей и служб

 

Проблема изучения способов и приемов психологической саморегуляции  в профессионально деятельности работников правоохранительных органов  представляет собой новое направление, возникшее на стыке наук: медицины, психологии, философии, культурологи и др15.

Чтобы упражнять нервную  систему, сотрудникам исправительных учреждений необходимо поддерживать на определенном уровне психофизический  тонус, знать особенности своей  психики, поскольку каждый человек наделен разной готовностью к различным эмоциональным перегрузкам16.

Условия поддержания  высокого морально-психологического состояния  можно свести к следующим четырем  группам.

К первой группе относятся  все то, что связано с мотивационно-волевой настроенностью сотрудника (значение им социальных целей, для которых ему делегированы властные полномочия, самоконтроль, выдержка, дисциплинированность, настойчивость, решительность).

Вторая группа условий  – это «профилактика радостью» (умение радоваться, стремление к мажорному состоянию). Эмоции радости нормализуют протекание психофизиологических процессов и предохраняют психику от перенапряжения. Радость – одно из самых эффективных лекарств.

В третью группу входят условия, обеспечивающие преодоление утомления. Преодолеть простое утомление – значит на другой день полностью восстанавливать работоспособность. Снятие переутомления требует других методов и способов.

Четвертая группа условий  связана с вызыванием «мышечной  радости» (гимнастика мышц – это  гимнастика нервов), например, утренняя гимнастика, закаливание, ходьба, танцы, бег трусцой (В.Н. Смирнов, 1998)17.

В контексте рассматриваемой  проблемы можно выделить такое важное направление, как психологическое  сопровождение. Под психологическим  сопровождением понимаются психотехнологии и методы психологического воздействия на личность, позволяющие развивать компоненты, входящие в состав СПК. Психологическое сопровождение следует проводить в пять этапов:

1) проведение психодиагностики  сотрудников с целью выявления личностных особенностей, затрудняющих становление СПК;

2) проведение работы, направленной на развитие способности  к саморегуляции эмоциональной  сферы.

3) выполнение работы, направленной на развитие и  совершенствование способности  сотрудника понимать эмоциональное состояние других людей и прогнозировать их поведение.

4) проведение работы, направленной на развитие у  сотрудников уверенного поведения,  которое во многом определяет  эффективность их деятельности.

5) обучение методам  оказания влияния на людей, поскольку умение управлять, убеждать, воздействовать на личность во многом определяет эффективность деятельности сотрудников УИС18.

Изучение практики показывает, что у сотрудников ИУ наблюдаются  явления депрессивной симптоматики в различной степени выраженности, что проявляется в пессимистическом настрое, неуверенности в себе, подавленном настроении.  Этому способствует нервное истощение, снижение активности. Кроме того, зафиксировано состояние повышенной тревожности, что характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности19.

Служебная деятельность в отделах специального назначения (ОСН) ФСИН России имеет ряд особенностей, которые требуют от сотрудников  спецподразделений специфических  качеств, умений и навыков. Одним из таких качеств является психологическая устойчивость. В этой связи все более актуальной становится проблема формирования и поддержания психологической устойчивости у сотрудников ОСН ФСИН России, особенно в экстремальных условиях.

ГУФСИН России по Ростовской области была разработана программа профессионально-психологической подготовки отдела специального назначения как одного из спецподразделений уголовно-исполнительной системы. Рассмотрим алгоритм, по которому она осуществляется:

  1. Развитие у сотрудников необходимых профессионально важных психических процессов восприятия, внимания, памяти, которые связаны с профессиональной чувствительностью и профессиональной интуицией.
  2. Закрепление знаний, полученных в ходе служебно-боевой подготовки, с использованием психологических механизмов познавательных процессов, то есть через связь разных систем отражения внешней реальности для обеспечения наиболее целостного восприятия информации.
  3. Проведение профессионально ориентированных тренингов, связанных с формированием моделей поведения в экстремальных условиях.
  4. Проведение социально-психологических тренингов, направленных на повышение сплоченности и доверия, а также осознание своих возможностей в экстремальных ситуациях для молодых сотрудников ОСН через формирование ценности других людей.
  5. Обучение саморегуляции состояний с использованием аутотренинга и ресурсных методик, а также формирование оптимального психического состояния.
  6. Проведение профессиональных консультаций с руководящим составом, наставниками и самими сотрудниками с целью повышения мотивации несения службы и развития самоидентификации.
  7. Формирование установки на выживание и поднятие боевого духа, в том числе с использованием метода самоубеждения20.

Еще одной значимой составляющей психической устойчивости сотрудников является способность сохранять спокойствие в эмоционально напряженных ситуациях. Во время психологической адаптации молодых сотрудников часто наблюдается психическая эмоциональная и вербальная агрессивность. При опросе эти сотрудники отмечают, что склонны применять силовое воздействие на окружающих, когда хотят добиться своего, у них появляется готовность к агрессии и конфликтной ситуации (И.И. Пацакула, 2001).

А.М. Столяренко, А.И. Папкин, М.Г. Дебольский, Я.Я. Белик, Ю.А. Алферов, А.И. Ушатиков, В.И. Серов и другие ученые выделяют следующие приемы, методы и способы психологической подготовки:

- музыкальное воздействие  (прослушивание записанных на  кассету любимых музыкальных  произведений);

- чтение художественных  произведений, например, прозы или  поэзии, которые вызывают положительные эмоции;

- занятия в кабинетах  психологической подготовки: аутотренинг,  эмоционально-волевая тренировка, педагогический  аутотренинг, тренинг по методике  Г. Сытина и т.п.

Информация о работе Психологическая структура личности сотрудника исправительного учреждения