Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:33, реферат
Целью данного реферата является выявить как в настоящее время проводится профессиональная психологическая подготовка персонала пенитенциарных учреждений.
Задачи:
Определить психологическую структуру личности сотрудника исправительного учреждения;
Выявить понятие психологической подготовки, ее содержание, принципы и задачи;
Установить методы и способы психологической подготовки сотрудников исправительных учреждений.
Введение…………………………………………………………………….3
§1. Психологическая структура личности сотрудника исправительного учреждения………………………………………………………………….4-8
§2. Понятие, принципы и содержание психологической подготовки сотрудников УИС…………………………………………………………..9-14
§3. Методы и способы психологической подготовки сотрудников различных частей и служб……………………………………………………………….14-20
Заключение…………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………….22
Психологическая подготовка проводится:
Психологическая подготовка может быть общей и специальной.
Первый вид связан
с формированием и поддержанием
психологической
Принципами психологической подготовки являются:
- максимальное соответствие
проводимой психологической
- систематичность и последовательность;
- дифференцированный и индивидуальный подход;
- установка и самовоспитание.
Под специальной психологической подготовкой понимается процесс целенаправленного формирования у сотрудников психологической устойчивости и подготовки их к успешным действиям в различных условиях.
Задачи специальной психологической подготовки состоят в следующем:
- повышение психологической
устойчивости сотрудников к
- развитие у сотрудников
необходимых психологических
- эффективное выполнение сотрудниками функциональных обязанностей, связанны с обеспечением режима, надзора, трудоиспользования, решением задач исправления и ресоциализации осужденных, их правопослушного поведения после освобождения11.
Каллистратова Е.Е. выделяет следующие группы задач:
- первая подгруппа
задач по психологической
- вторую группу частных
задач психологической
- доверие к своему
руководителю или командиру,
- уверенность в своих товарищах, в их надежности, профессиональной подготовленности, готовности к действиям в интересах решения поставленных задач, товарищеской взаимовыручки;
- уверенность в своей
профессиональной
- третью группу задач психологической подготовки составляют задачи методического характера12.
Основное содержание
общей психологической
Все это составляет первый этап психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Второй этап – непосредственная
подготовка к деятельности: формирование
и поддержание состояния
А.М. Столяренко (2003) основными
компонентами психологической
1. Профессиональные способности:
- психологическая
2. Умения:
- учитывать психологические условия, пользоваться психологическими средствами и приемами при выполнении профессиональных действий;
- учитывать психологические
- профессионально общаться;
- владеть мимикой, жестами, позой;
- осуществлять ролевое
- уметь вести себя в
- владеть технико-
- владеть тактико-
- мобилизоваться, владеть собой;
- действовать эффетивно.
3. Нравственно-психологическая устойчивость:
- чувство ответственности,
- коллективизм, товарищество;
- дисциплинированность;
- психологическая устойчивость.
4. Психологическая надежность:
- уверенность в себе;
- надежность навыков13.
Психологическая подготовка
к действиям в экстремальных
условиях не исчерпывается отработкой
системы навыков и умений. Необходимо
формировать у сотрудника определенную
систему психологических
Итак, мы выяснили, что представляет собой психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений с точки зрения Казака Б.Б. и Ушатикова А.И., выделили ее содержание, принципы, а также определили основные задачи с различных точек зрения авторов.
§3. Методы и способы психологической подготовки сотрудников различных частей и служб
Проблема изучения способов
и приемов психологической
Чтобы упражнять нервную систему, сотрудникам исправительных учреждений необходимо поддерживать на определенном уровне психофизический тонус, знать особенности своей психики, поскольку каждый человек наделен разной готовностью к различным эмоциональным перегрузкам16.
Условия поддержания высокого морально-психологического состояния можно свести к следующим четырем группам.
К первой группе относятся
все то, что связано с мотивационно-
Вторая группа условий – это «профилактика радостью» (умение радоваться, стремление к мажорному состоянию). Эмоции радости нормализуют протекание психофизиологических процессов и предохраняют психику от перенапряжения. Радость – одно из самых эффективных лекарств.
В третью группу входят условия, обеспечивающие преодоление утомления. Преодолеть простое утомление – значит на другой день полностью восстанавливать работоспособность. Снятие переутомления требует других методов и способов.
Четвертая группа условий связана с вызыванием «мышечной радости» (гимнастика мышц – это гимнастика нервов), например, утренняя гимнастика, закаливание, ходьба, танцы, бег трусцой (В.Н. Смирнов, 1998)17.
В контексте рассматриваемой проблемы можно выделить такое важное направление, как психологическое сопровождение. Под психологическим сопровождением понимаются психотехнологии и методы психологического воздействия на личность, позволяющие развивать компоненты, входящие в состав СПК. Психологическое сопровождение следует проводить в пять этапов:
1) проведение психодиагностики сотрудников с целью выявления личностных особенностей, затрудняющих становление СПК;
2) проведение работы,
направленной на развитие
3) выполнение работы,
направленной на развитие и
совершенствование способности
сотрудника понимать эмоциональ
4) проведение работы,
направленной на развитие у
сотрудников уверенного
5) обучение методам оказания влияния на людей, поскольку умение управлять, убеждать, воздействовать на личность во многом определяет эффективность деятельности сотрудников УИС18.
Изучение практики показывает,
что у сотрудников ИУ наблюдаются
явления депрессивной симптоматики
в различной степени выраженнос
Служебная деятельность
в отделах специального назначения
(ОСН) ФСИН России имеет ряд особенностей,
которые требуют от сотрудников
спецподразделений
ГУФСИН России по Ростовской области была разработана
программа профессионально-
Еще одной значимой составляющей психической устойчивости сотрудников является способность сохранять спокойствие в эмоционально напряженных ситуациях. Во время психологической адаптации молодых сотрудников часто наблюдается психическая эмоциональная и вербальная агрессивность. При опросе эти сотрудники отмечают, что склонны применять силовое воздействие на окружающих, когда хотят добиться своего, у них появляется готовность к агрессии и конфликтной ситуации (И.И. Пацакула, 2001).
А.М. Столяренко, А.И. Папкин, М.Г. Дебольский, Я.Я. Белик, Ю.А. Алферов, А.И. Ушатиков, В.И. Серов и другие ученые выделяют следующие приемы, методы и способы психологической подготовки:
- музыкальное воздействие (прослушивание записанных на кассету любимых музыкальных произведений);
- чтение художественных произведений, например, прозы или поэзии, которые вызывают положительные эмоции;
- занятия в кабинетах
психологической подготовки: аутотренинг,
эмоционально-волевая
Информация о работе Психологическая структура личности сотрудника исправительного учреждения