Психологическая служба в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:46, реферат

Описание работы

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Цели и задачи психологической службы можно определить в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации ».

Содержание

Ι. Цели и задачи психологической службы в школе.
ΙΙ. Функции работы психолога в школе:
- гностическая;
- конструктивно-просветительская;
- консультационная;
- воспитательная;
- психологическая и психотерапевтическая;
- методическая.
ΙΙΙ. Основные направления работы.
Диагностическая работа.
Коррекционно-развивающая работа.
Консультативно-просветительская работа:
а) консультирование и просвещение педагогов;
б) консультирование и просвещение родителей.

Работа содержит 1 файл

Реферат возрастной и педагогической психологии.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

  Цели  коррекционно-развивающей работы с  детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

  1. Оптимизация социальной ситуации  развития.

  2. Развитие видов деятельности  ребенка.

  3. Формирование возрастно-психологических  новообразований.

  Психокоррекционная  работа с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это связано:

  1) с изменением социального статуса ребенка: из дошкольника он превращается в ученика;

  2) со сменой ведущей деятельности: главной становится учебная деятельность;

  3) с расширением межличностных  связей и изменением социального окружения;

  4) с формированием оптимального  уровня активности, произвольности;

  5) с изменением эмоциональной сферы,  в связи с адаптацией к школьным требованиям.

  Каждый  из перечисленных факторов влияет на психическое развитие ребенка и на развитие его личности в целом. Каждый из них может стать основой для проведения коррекционной работы.

  Таким образом, коррекционная работа в  начальной школе должна вестись  по нескольким направлениям и быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.

  Если  говорить о более частных целях  психокоррекции, ими могут быть: соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; трудности психологической адаптации к школе и школьным требованиям; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неорганизованность поведения ребенка, включающая в себя недостаточную целенаправленность деятельности, неумение планировать, регулировать и оценивать свои действия и т.п.

  Наиболее  адекватной формой деятельности для  решения указанных коррекционных целей является игровая деятельность.

  Основные  структурные компоненты психокоррекционной работы:

  1. Мотивационно-целевой блок. Необходимыми условиями организации деятельности ребенка являются четкое выделение поставленной цели, принятие и осознание ее ребенком. Основными требованиями к выделению цели выступают:

- представление цели по возможности в объективированной форме в виде образца продукта (результата) действия

- словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном ребенку языке.

  Для обеспечения переноса успехов, достигнутых  ребенком на коррекционных занятиях, необходимо поощрять самостоятельную активность и инициативность ребенка вне ситуации занятий. Важным аспектом психокоррекции является формирование у ребенка мотива преодоления трудностей и способов правильного реагирования на фрустрирующую ситуацию.

  2. Операционно-регулятивный блок. Он включает планирование и контроль Коррекция неумения планировать свою деятельность предполагает решение двух задач — формирование умения планировать деятельность по содержанию и во времени.

  Контроль, выступающий в «организованной» деятельности как самоконтроль, предполагает соотнесение выполняемых действий и их результатов с заданным образцом. Предоставление ребенку «зон компетентности» для самостоятельного оценивания своей деятельности, создание ярких наглядных конфликтов между оценкой взрослого и полученным ребенком результатом способствуют развитию ориентации ребенка на образец как эталон для контроля и оценки.

  Особое  внимание в психокоррекционной работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

  Консультативно-просветительская работа психолога в начальной школе

  Консультативная работа психолога начальной школы  проводится по следующим направлениям:

  1. Консультирование и просвещение педагогов.

  2. Консультирование и просвещение  родителей.

  3. Консультирование школьников.

  В свою очередь, консультирование может  проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а  также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

  Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

  Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

  Особенностью  консультативной работы психолога  в начальной школе является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает советы; реализовывать их — задача клиента.

  Несмотря  на такую специфику консультативной  работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

  Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

  В своей консультативной практике школьный психолог может реализовывать  принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность, и в целом психика, которых находятся еще на этапе своего становления, учет возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе. В целом задача возрастно-психологического консультирования - контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

  1) ориентация родителей, учителей  и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

  2) своевременное первичное выявление  детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

  3) предупреждение вторичных психологических  осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

  4) составление (совместно с педагогическими  психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;

  5) составление (совместно со специалистами  по семейной психотерапии) рекомендаций  по воспитанию детей в семье;

  6) коррекционная работа индивидуально  или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

  7) психологическое просвещение населения  с помощью лекционной и других  форм работы.

  1. Консультирование и просвещение педагогов

  В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в решении школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:

-  равноправное взаимодействие психолога и педагога;

- формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т. е. снятие установки на «готовый рецепт»;

- принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;

- распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

  В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:

  1. Консультирование педагогов по  вопросам разработки и реализации  психологически адекватных программ  обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны механические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.

  2. Консультирование педагогов по  поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения.

  Консультирование  в этом направлении может быть организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой — по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

  Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.

  Перспективной формой организации и консультативной  работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения.

  Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития, разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.

  3. Консультирование в ситуациях  разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель - родители и др.

  В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации. 
 

  Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:

- организовать эффективный процесс обучения школьников;

Информация о работе Психологическая служба в школе