Психологическая служба в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:46, реферат

Описание работы

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Цели и задачи психологической службы можно определить в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации ».

Содержание

Ι. Цели и задачи психологической службы в школе.
ΙΙ. Функции работы психолога в школе:
- гностическая;
- конструктивно-просветительская;
- консультационная;
- воспитательная;
- психологическая и психотерапевтическая;
- методическая.
ΙΙΙ. Основные направления работы.
Диагностическая работа.
Коррекционно-развивающая работа.
Консультативно-просветительская работа:
а) консультирование и просвещение педагогов;
б) консультирование и просвещение родителей.

Работа содержит 1 файл

Реферат возрастной и педагогической психологии.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

                        План 

Ι. Цели и задачи психологической службы в школе.

ΙΙ. Функции работы психолога в школе:

    - гностическая;

    - конструктивно-просветительская;

    - консультационная;

    - воспитательная;

    - психологическая и психотерапевтическая;

    - методическая.

ΙΙΙ. Основные направления работы.

  1. Диагностическая работа.
  2. Коррекционно-развивающая работа.
  3. Консультативно-просветительская работа:

    а) консультирование и просвещение педагогов;

    б) консультирование и просвещение родителей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

  Цели  и задачи психологической службы можно определить в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации ».

     Целями  службы являются:

      - содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

     - содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

      - оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

   - содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.  
 
 
 
 
 

    Задачи  службы:

     - психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

     - содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

     - формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

     - содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

     - психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

     - профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;

     - участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимых по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

     - участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

     - содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

     - содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.  
 

    Основными функциями работы психолога в  школе являются:

  - гностическая, которая включает изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении в той мере, в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные требования, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, учащихся, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективах педагогов, так и в группах учащихся. Итог этой работы — подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

  - конструктивно-просветительная, которая включает работу по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.

  Данная  функция может осуществляться в  форме консультаций, внушающих воздействий, просветительских и психотерапевтических бесед с различным контингентом обучающихся. Эти беседы можно проводить с администрацией учреждений на семинарах руководителей, где они получат основные сведения по психологии руководства и управления. Занятия с преподавателями и воспитателями можно осуществить, организовав семинар или курсы повышения психолого-педагогических знаний. Реализовать психолого-педагогическое воздействие на учащихся можно через педагогов, воспитателей и наставников, непосредственно занимающихся с группами учащихся, работая с ними на постоянно действующем семинаре;

  - консультационная, включающая объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей и воспитанников или особенностей их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни;

  - воспитательная, которая включает выбор и осуществление мероприятий, направленных на морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определенных личностных качеств, воздействие на социальный статус отдельных личностей, организацию адекватных межличностных отношений в педагогическом коллективе и группах учащихся;

  - психопрофилактическая и психотерапевтическая, включающая диагностику, психотерапию и психопрофилактику невротических состояний, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т. д.);

  - методическая, включающая всю работу по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики как для нужд данного учреждения, так и для запросов других учреждений района, не имеющих подобной службы.  

  Основные направления работы психолога

  Работа  школьного психолога традиционно  организуется по следующим направлениям:

- диагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа;

- консультативно-просветительская работа.

  Диагностическая работа психолога в начальной школе

  Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

  Диагностическая работа — одно из наиболее распространенных и разработанных направлений деятельности психолога. Именно это направление дало начало практической деятельности психологов системы образования. Так, еще на рубеже XIX и XX веков, историческими работами А. Бине и Т. Симона были предприняты попытки создания диагностических средств с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей, от детей с аномалиями развития. Именно появление тестов оценки интеллектуального развития способствовало зарождению и проникновению тестирования в образовательные учреждения всего мира с последующим распространением на сферу общих и специальных способностей, достижений, эмоционально-личностных особенностей и др.

  Сегодня диагностическая работа психолога  в школе преследует решение следующих  задач:

- составление социально-психологического портрета школьника;

- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

- выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

  Из  форм организации диагностической  работы можно выделить следующие:

  1. Комплексное психолого-педагогическое  обследование всех школьников  определенной параллели - так называемое фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

  Примером  такого обследования в начальной  школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей начальной школы.

  2. Углубленное психодиагностическое обследование — используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

  3. Оперативное психодиагностическое  обследование — применяется в  случае необходимости срочного  получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

  Основные  параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

  В связи с тем, что численность  обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

  Коррекционно-развивающая работа психолога в начальной школе

  Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

  Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Информация о работе Психологическая служба в школе