Психологическая поддержка детей со страхами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:24, реферат

Описание работы

«Страшилки» и «боялки» у младших школьников — вещь, в принципе, традиционная, почти естественная. Запросы на работу с этими «страшилками», поступающие как от родителей, так и от самих детей, хорошо знакомы школьному психологу. Можно даже сказать, что младшие школьники любят бояться. Через страхи они пытаются (и часто успешно) избавляться от мистифицированной картины мира своего дошкольного детства. В какой-то мере страхи в этот период могут рассматриваться как проявление личностного роста. Многие из них хорошо «поддаются лечению» с помощью тех техник, которые описаны в специальной литературе.

Работа содержит 1 файл

психологич поддержка детей со страхами.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Бежал и упал

Цель — преодоление  страха перед опасностью. 
Упражнение основывается на теоретических положениях Лоуэна. 
Ребенку нужно вспомнить какие-либо случаи из своей жизни, когда он быстро бежал, а затем упал и ударился. После этого психолог предлагает ему попробовать немного разбежаться и упасть на матрасик так, чтобы совсем не удариться. Естественно, что взрослый страхует падение ребенка.

Книга моих подвигов

Цель — укрепление «Я» ребенка. 
Ведущий вместе с ребенком разыгрывает ситуацию, в которой ребенок совершает подвиг: побеждает какое-либо злое существо.  
Затем ребенок рисует свой подвиг. После окончания рисования он еще раз вспоминает с помощью ведущего свой подвиг, ведущий записывает этот рассказ. При этом рассказ может несколько отличаться от разыгранного ранее подвига. Ведущий обещает ребенку после занятия красиво оформить его рассказ, чтобы из рисунков и рассказов потом составить книгу подвигов. 
На следующем занятии ребенок рассматривает свой рисунок, ведущий читает ему напечатанный рассказ о подвиге. 
Затем опять разыгрывается ситуация, ребенок ее рисует и составляет рассказ.

Пример

Костя (8 лет) 
Захожу в пещеру, вижу там страшного дракона и Полину (ведущую). Она стала кричать: «Помогите, помогите!» Я тогда уменьшился сам, а рука осталась большой. Этой рукой я победил дракона.

Я — очень хороший

Цель — укрепление «Я» ребенка. 
Ведущий предлагает ребенку повторять по очереди несколько раз слова разным способом: шепотом, громко, очень громко. Таким образом ведущий и ребенок прошептывают, проговаривают, прокрикивают слова «Я», «очень», «хороший».

Скажи мишке добрые слова 

Цель — укрепление «Я» ребенка.  
Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и вспоминают хорошие качества человека. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребенок придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты — ...».  
Затем ведущий и ребенок по очереди берут мишку в руки, так каждый из них превращается в мишку, придумывает для другого добрые слова.

ПРЕОДОЛЕВАЕМ  СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ

      Важнейшая характеристика этих детей — зависимость. Педагогу не следует отвечать на вопросы  детей «А можно так?», «А как надо?», «А это правильно?» Нужно побуждать таких детей к собственным попыткам найти решение: «Думай сам!»

      Можно давать побольше заданий, требующих  свободы выбора, например: «Выполни одно из двух упражнений, придумай сам  к нему грамматическое задание и сделай его». Естественно, что очень полезно для неуверенных детей выполнение различного рода творческих заданий. 
Очень внимательно нужно относиться к оцениванию таких детей. Сильное порицание вероятнее всего приведет к ухудшению качества деятельности. Им достаточно взгляда учителя, чтобы понять его недовольство. Кроме того, следует учитывать, что они воспринимают отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда. Им необходимо разъяснить, за что они получили ту или иную отметку.

      Очень важно развивать у таких детей  навык самооценивания, причем не только по внешним, но и по внутренним критериям, поскольку дети склонны пользоваться только внешними критериями. Хорошо, если во внеучебное время педагог будет побуждать ребенка к проявлению спонтанного поведения, чтобы ребенок мог позволить себе быть самим собой. 
Такие дети не проявляют стремления к лидерству, но с радостью принимают ответственность за поручения, не связанные с социальными контактами, например уход за цветами в классе.

ДИАГНОСТИКА

      При очень сильно выраженных страхах  ребенок может отказаться придумывать  рассказы по картинкам в КАТе или  же выполнять рисунок «Несуществующее  животное». Он соглашается рисовать только что-то хорошо знакомое, поэтому, как правило, рисует «Дом—дерево—человек». Может использовать линейку. Если после этого предложить свободный рисунок, то скорей всего он будет повторять элементы уже нарисованного ранее. Сочиненные такими детьми истории наглядно показывают их приверженность слишком «правильному» поведению.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ  ЗАНЯТИЯХ

      Дети  с социальными страхами с трудом выполняют задания, требующие нестандартных  действий, например залезть на стол. Возражают против того, чтобы велся  протокол занятия, или же с осторожностью спрашивают, что там записывается и кто потом будет это читать. 
На первых занятиях выбирают себе только хорошие роли и правильные линии поведения, могут сопротивляться тактильным контактам или воспринимать их с осторожностью.

Пример

Сергей, 10 лет (вытеснение гнева, сверхконтроль со стороны мамы) 
В конце первой встречи рассказывает о своем страшном сне, в котором его чуть не втянула в себя черная туча. Затем продолжает: 
— Когда я проснулся, мне кто-то как будто сказал: «Не злись и не будь злопамятным, чтобы с тобой не случилось то же, что и в этом сне».

ОБЩАЯ ЛОГИКА РАБОТЫ

      Поскольку эти дети привыкли проявлять социально  желательное поведение, то у них  присутствует запрет не только на проявление, но и на чувствование гнева. Они убеждены в том, что они никогда и ни на кого не злятся. Не умеют проявлять агрессивные реакции даже тогда, когда они действительно необходимы. Поэтому первым этапом должно стать побуждение детей к проявлению своих истинных чувств, в особенности чувств гнева и страха. Такие дети всячески стремятся получить одобрение взрослых, они чаще всего абсолютно послушны, стараются поступать всегда правильно, так, как нужно. За счет этого приобретают некоторое мышечное напряжение, теряют спонтанность. В целях расширения их поведенческого опыта необходимо обучение их вариантам «антиповедения». Поэтому содержанием второго этапа должно стать расширение ролевого репертуара за счет ролей непослушных, невоспитанных учащихся.  
Эти дети чаще всего находятся в слиянии со значимыми взрослыми, чаще с мамой. И не видят разницы между своими желаниями и желаниями родителей, точнее — принимают желания родителей за свои собственные. Поэтому третий этап должен быть посвящен осознанию детьми мотивов своего поведения («Я делаю потому, что хочу сам» или «Я делаю потому, что этого от меня хотят другие»). Для того чтобы выйти из слияния с родителями, ребенок должен обладать достаточно сильным «Я». Поэтому четвертый этап должен быть направлен на усиление «Я» ребенка.
 
 
 

Информация о работе Психологическая поддержка детей со страхами