Психологическая поддержка детей со страхами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:24, реферат

Описание работы

«Страшилки» и «боялки» у младших школьников — вещь, в принципе, традиционная, почти естественная. Запросы на работу с этими «страшилками», поступающие как от родителей, так и от самих детей, хорошо знакомы школьному психологу. Можно даже сказать, что младшие школьники любят бояться. Через страхи они пытаются (и часто успешно) избавляться от мистифицированной картины мира своего дошкольного детства. В какой-то мере страхи в этот период могут рассматриваться как проявление личностного роста. Многие из них хорошо «поддаются лечению» с помощью тех техник, которые описаны в специальной литературе.

Работа содержит 1 файл

психологич поддержка детей со страхами.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ  СО СТРАХАМИ

 

      «Страшилки» и «боялки» у младших школьников — вещь, в принципе, традиционная, почти естественная. Запросы на работу с этими «страшилками», поступающие  как от родителей, так и от самих  детей, хорошо знакомы школьному психологу. Можно даже сказать, что младшие школьники любят бояться. Через страхи они пытаются (и часто успешно) избавляться от мистифицированной картины мира своего дошкольного детства. В какой-то мере страхи в этот период могут рассматриваться как проявление личностного роста. Многие из них хорошо «поддаются лечению» с помощью тех техник, которые описаны в специальной литературе.

      Довольно  часто страхи появляются на фоне семейных проблем, развода родителей, распада  эмоциональных отношений между  людьми, живущими вместе с ребенком. В этих случаях не обойтись работой только с ребенком, необходимо включать в нее взрослых. Для школьного психолога такие случаи — самые трудные. Не потому, что он не умеет работать с семьей, а потому, что вмешательство в систему семейных отношений, мягко говоря, плохо соотносится с его профессиональным статусом.

      Работая в школе, психолог  не имет права  выступать для семей учеников в качестве консультанта по их внутрисемейным проблемам. Как же быть? Пока есть возможность, надо привлекать родителей к работе со страхами детей в качестве своих помощников. Как только становится ясно, что они в силу собственного состояния или отношений между собой не помощники, а клиенты, рекомендуют им обратиться за профессиональной помощью к семейному психологу. Сама же оказываю поддержку ребенку.

ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ

      На  первом этапе работы со страхами проводится беседа с ребенком. При этом отслеживается  внутреннее состояние ребенка, выявляется место локализации страха, его  размер, цвет: «Закрой глаза. вспомни ситуацию, когда возник страх. Посмотри, в какой части твоего тела он располагается, имеет ли он форму или нет, какого он цвета, размера». Затем проводится обсуждение ощущений ребенка. Если страх не имеет определенного образного выражения, то предлагается соединить его с каким-нибудь образом: «А если бы это был какой-нибудь образ, то что бы это было?»

      На  следующем этапе ребенку предлагается нарисовать возникший у него образ  страха. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку необходимо осуществить выбор: «Ты можешь уничтожить свой страх (разрезать, разорвать, сжечь) или победить его, а можешь с ним подружиться». Обычно дети выбирают позитивные методы решения проблемы, то есть хотят подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал. Если ребенок осуществляет подобный выбор, то работа продолжается. Ему предлагается нарисовать образ своего страха совсем нестрашным.

      На  следующем этапе работы со страхами использую технику «Два стула». Ребенок  может поговорить со своим страхом. В результате дети могут определить для себя причину возникающих страхов, помириться, подружиться со своим образом страха, заключить с ним определенный договор. В ходе выполнения упражнения и после него обязательно нужно провести обсуждение с ребенком его состояния. Затем я предлагаю прослушать терапевтическую сказку, отражающую индивидуальные особенности ребенка.

      Далее необходимо отслеживать внутреннее состояние ребенка с целью  проверки результатов работы: «Закрой  глаза, вспомни ту ситуацию, когда  у тебя возникал этот страх. Что чувствуешь сейчас? Посмотри на то место, где он располагался. Есть ли он сейчас там? Изменилось ли что-нибудь (форма, размер, цвет)?»

      Если  наблюдаются остаточные явления, то проводится работа и с ними: «Закрой  глаза. Посмотри на то место, где располагался страх. Сейчас ты можешь изменить цвет на тот, который тебе более приятен, или ты можешь его уменьшить в размерах до такой степени, как тебе хочется, или до полного исчезновения. Ты можешь поместить на освободившееся место то, что приятно тебе, какой-нибудь образ, или закрасить это место приятным тебе цветом, или сделать что-то другое — то, что тебе хочется».

СКАЗКА  ПРО МЫШОНКА

 

      Порой мышонок чувствовал себя одиноко и  неуютно. Особенно когда  наступала темнота, а рядом никого не было. Мышонку  казалось, что со всех сторон его окружают чудища. Один раз ему привиделся в темноте большой черный кот. Мышонок сильно испугался, забился в угол, дрожал, сжавшись в комочек, и плакал. Он не знал, что же ему делать.  
Однажды все ушли из дома и мышонок остался один. Наступил вечер, но мама еще не пришла. Становилось все темнее и темнее. И вот он увидел большую тень чудища. Мышонок испугался, сжался от испуга, затрясся и заплакал. Он потихоньку пропищал: «Чудище, я тебя боюсь». А чудище становилось все больше и больше. Мышонку становилось все страшнее и страшнее. Он сидел в углу и дрожал.

      Но  вдруг мышонок  решил: «Сколько же можно  бояться! Так всю  жизнь продрожишь в углу». И вот  он громко пропищал: «Чудище, убирайся отсюда, я тебя больше не боюсь!» И вот  чудо! Оно стало  уменьшаться, становилось все меньше и меньше, пока не стало совсем маленьким.

      Тут пришла мама и включила свет. И мышонок  увидел, что чудищем  была тень от вазы с  цветами, которая  стояла на столе. И  он почувствовал себя сильным и смелым. Мама была очень рада за него. Они устроили большой праздник. Мышонку стало хорошо и спокойно.

  • Ты можешь побыть еще в этом состоянии некоторое  время и вновь почувствовать  себя сильным и смелым. И когда  захочешь открыть глаза, ты можешь их открыть.Как ты себя чувствуешь?

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕДЯНАЯ СТЕНА»

 

      Это упражнение помогает устранять внутренние преграды, мешающие нормальной жизни  и взаимоотношениям с людьми.

      Сядьте  удобно, расслабьтесь, закройте глаза  и сосредоточьтесь на дыхании. Обратите внимание на то, как во время вдоха  воздух заполняет ваши легкие, а при выдохе выходит из них. Переключите внимание на дыхательную паузу — небольшой промежуток времени между вдохом и выдохом. Что происходит в этот момент? Двигаетесь ли вы куда-нибудь? Просто отметьте и перестаньте думать об этом. Дыхание ваше ровное и ненапряженное, вы расслаблены, мысли приходят и уходят, не задерживайте свое внимание на них.

      Представьте себе, что вы в теплой белой одежде сидите в санях на Северном полюсе. До самого горизонта простираются снежно-ледяные  поля. Но вам совсем не холодно. Ярко светит солнце, в прозрачном воздухе искрится снежная пыль. Лицо немного пощипывает от свежего, чистого морозного воздуха. Отчетливо представьте себе эту картину, свои ощущения, местоположение.

      Сидя  в санях, посреди царства чистоты и света, ощутите, как с каждым вдохом (через нос) ваше тело наполняется сверкающим прозрачным воздухом. Обратите внимание: этот воздух насыщен светом. Вы купаетесь в сиянии, вдыхаете сияние.

      Некоторое время побудьте в этом состоянии. Пусть мысли приходят и уходят, для вас не существует «правильных» и «неправильных» мыслей и ощущений. Следует лишь отметить, что испытывает ваше тело, что приходит на ум. Продолжая оставаться в тепле и комфорте, сидя в санях посреди снежного сияния, представьте себе ледяную стену, медленно вырастающую из-под земли. В этой стене заключены все ваши внутренние преграды, все ваши страхи и тревоги, все то, что мешает вам жить.

      Внимательно присмотритесь к этой стене. Какая  она — дымчатая или прозрачная? Высокая или низкая? Какова ее толщина? Возможно, стена в некоторых местах толще, чем в других? Где она толще — у основания или наверху? Нет необходимости беспокоиться о том, что все эти особенности могут означать. Вашему сознанию не стоит себя этим утруждать, доверьтесь подсознанию.

      Обратите внимание на то, как ярко светит солнце. Его горячие лучи, освещающие ледяную стену, падают прямо на вас. Вы купаетесь в солнечных лучах, нежитесь в солнечных лучах. Вам хорошо и приятно. Солнце светит так ярко, что стена льда начинает таять. Отчетливо представьте себе, что вся она состоит из ваших внутренних преград, страхов, тревог. Внимательно следите за тем, как ледяная стена тает под палящими лучами солнца — кап, кап, кап. На это потребуется время. Могут возникнуть неприятные ощущения. Не исключены и более неприятные чувства.  
В этом случае следует просто отметить их мысленно, дав им уйти. Под лучами солнца стена тает, становится все меньше и меньше, пока полностью не растает. Когда ледяная преграда полностью растает, вы ощутите разливающееся по телу тепло. Еще бы, удалось растопить столько внутреннего «льда». Все то, что мешало нормальной жизни, ушло навсегда.

      Взгляните на слякоть, на воду, оставшуюся от растаявшей ледяной стены. Под вашим взглядом вода начинает приобретать определенные очертания. Из нее возникают сильные добродушные собаки. Это белоснежные эскимосские лайки, они отряхиваются от грязи, они готовы везти ваши сани. Сделайте глубокий вдох, а выдохнув, натяните поводья, и лайки отправятся в путь. Вы летите в санях все быстрее, и чистый прохладный ветер все сильнее дует вам в лицо, освежает тело.

      Ощутите, как отныне свободное тело наполняется  бодростью и весельем в преддверии новой жизни. Сделайте глубокий вдох. На выдохе представьте себе, как  ваши сани рвутся вперед, преодолевая  последние метры и мгновения, отделяющие вас от настоящего. Еще несколько раз глубоко вдохните, начиная на выдохе возвращаться в «здесь-и-сейчас».

      Делайте это медленно, подобно кошке, потягивающейся после сна. Вы можете побыть в этом состоянии столько, сколько вам необходимо, а затем открыть глаза.

СТРАХИ

   Если  же у ребенка преобладают пассивные  формы реагирования на окружающую действительность (аккомодативное поведение в конфликте), то у него возникают различные страхи.  
Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р. Мэй. Он полагает, что иррациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой скрытую тревогу. Становится понятным, почему снятие одного страха может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги. Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие у самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает ей компенсировать ее собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда ребенок вырастет. Приведем характеристику детей со страхами:

— заявляют о большом количестве источников страха; 
— многие страхи имеют постоянный характер; 
— реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; 
— у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; 
— страх наносит ущерб качеству жизни.

СОЦИАЛЬНЫЕ  СТРАХИ

   Если  у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным  выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте у него возникают различные социальные страхи: он боится не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения, становится неуверенным. 
И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявить чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают даже наличие у себя этого чувства. Но таким образом они как бы отрицают часть самих себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у малышей пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения. В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию.

   Поведенческие признаки детей с  социальными страхами:

— стремятся  соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами;  
— очень стремятся к поощрениям; 
— при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это — правильно?»; 
— творческие или незнакомые задания выполняют хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые; 
— присутствует страх ошибок (в частности, сильно беспокоятся на контрольных); 
— не способны к агрессивным действиям; 
— могут появляться расстройства речи (запинки); 
— имеют развитое чувство долга, ответственности; 
— обладают высокой эмоциональной чувствительностью; 
— все эмоции переживают внутри; 
— остро реагируют на неуспех; 
— имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); 
— на уроках в значимых ситуациях могут действовать хаотично, испытывать трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Психологическая коррекция детей  со страхами

      Для снижения внутреннего напряжения у  детей, испытывающих различные страхи, полезно включать в физминутки упражнения на напряжение и расслабление. Часто такие дети страдают от реального отсутствия теплоты дома, поэтому психологу или педагогу необходимо уметь устанавливать с ними теплый эмоциональный контакт. Если ребенок позволяет, периодически поглаживать его. На коррекционных занятиях ребенок, испытывающий страхи, стремится к играм, в которых можно бояться. В них он выбирает роль боящегося, пугается на самом деле (визжит, сжимается).

Информация о работе Психологическая поддержка детей со страхами