Психологическая поддержка детей со страхами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:24, реферат

Описание работы

«Страшилки» и «боялки» у младших школьников — вещь, в принципе, традиционная, почти естественная. Запросы на работу с этими «страшилками», поступающие как от родителей, так и от самих детей, хорошо знакомы школьному психологу. Можно даже сказать, что младшие школьники любят бояться. Через страхи они пытаются (и часто успешно) избавляться от мистифицированной картины мира своего дошкольного детства. В какой-то мере страхи в этот период могут рассматриваться как проявление личностного роста. Многие из них хорошо «поддаются лечению» с помощью тех техник, которые описаны в специальной литературе.

Работа содержит 1 файл

психологич поддержка детей со страхами.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

      Первым этапом работы по коррекции страхов должна стать аффективная стимуляция ребенка, или повышение его психического тонуса. При этом снимается запрет на проявление ребенком агрессии, более того, она может специально провоцироваться ведущим. Здесь необходимо использовать задания, сопровождающиеся громкими криками, резкими действиями. Могут включаться упражнения на толкание, бросание чего-либо или разрушение, например, можно потолкаться с ведущим, стоя на одной ножке, метать дротик, рвать бумагу. 
Коррекция страхов должна основываться прежде всего на использовании естественных способов борьбы с ними. Спонтанный механизм борьбы со страхами состоит из двух стадий. Сначала ребенок постигает объект страха. А затем либо уничтожает его, либо преобразовывает так, чтобы он перестал быть страшным. 

      Следовательно, второй этап коррекции страхов включает в себя актуализацию страха. То есть ребенку нужно создать возможность для проявления страха (вербально или невербально) с помощью различных средств. При этом полезно давать имя объектам страха, поскольку узнавание по имени означает, что этот объект становится как бы своим и близким.

      Третий, собственно коррекционный этап должен помочь ребенку найти способ либо символического уничтожения пугающего объекта или ситуации, либо преобразования их. При этом уничтожению страха следует придать положительный социальный смысл, ориентируя ребенка на героический идеал. Чтобы уничтожить пугающий объект, ребенок должен преодолевать опасности, мобилизовывать свою волю, проявлять активность. Способы преобразования пугающего объекта можно условно разделить на две группы: первая основывается на идентификации с объектом, вторая — на дистанцировании от него. Идентификация ребенка с пугающим объектом означает включение его во внутренний мир ребенка. То есть ребенок теперь имеет возможность осуществлять контроль над этим объектом, что делает его менее страшным.  
Дистанцирование же от объекта страха может быть осуществлено разными способами:

  • через деролеизацию — постановку объекта страха в необычную для него роль;
  • через гротескизацию — усиление страшности персонажа до такой степени, что объект становится смешным;
  • через создание ситуации сопереживания страшному герою.

Схематически  коррекционный этап можно представить  следующим образом.

      Четвертый этап коррекции должен быть направлен на усиление «Я» ребенка. Это необходимо, чтобы стимулировались собственные возможности ребенка для преодоления стрессовых ситуаций.

АФФЕКТИВНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ РЕБЕНКА

Петушиный бой

Ведущий и ребенок  — петушки. Они, стоя на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

Покажи  страшного

Для игры необходимы страшные маски. Ребенок надевает их и старается изобразить страшного  персонажа с помощью движений и голоса.

Кто больше?

На полу расставляются  маленькие пластмассовые игрушки. Ведущий и ребенок по очереди  бросают мяч так, чтобы он сбил как можно больше игрушек. Побеждает  тот, кому удается сбить за один раз  большее количество игрушек.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВА СТРАХА

Маленькие человечки

Для проведения упражнения ведущий заранее готовит  из плотной бумаги маленьких человечков: мужчину и женщину. Ребенку предлагается раскрасить их, придумать имена, а  затем разыграть какую-нибудь историю.

Примеры

Семен (8 лет)

Его зовут Ничто. Он ничего не умеет делать, только пакостить, ругаться, обзываться. Он всех пожирает. А тетенька будет его мамой. Она будет ведьмой. Она его хлещет больно по попе веником. А он орет «Ооо!..»

Миша (9 лет)

Однажды сын приходит к маме и говорит: 
— Извини, мамаша, на улице очень жарко, мне хочется в холодильник. 
А мама отвечает: 
— Ты что, сыночек, у тебя с мозгами все в порядке? 
А сын стал на нее наезжать.

Цирк

Ведущий играет роль дрессировщика, а ребенок изображает дрессированных собачек, лошадей, тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика. А тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика. Но он заставляет их слушаться. Потом ребенок и взрослый меняются ролями.

Дом ужасов

Ребенку предлагается нарисовать дом ужасов и его обитателей.

Пример

Дима (10 лет, сильная тревожность, социальные страхи, нормативность)

Здесь будут жить привидения. Привидения собак, зверей, птиц. Это шабаш. Они  там шумят, кричат, пугают людей. Этот человек  испугался. Это —  Дракула. Он инвалид с деревянной ногой. Он таким родился. На чердаке есть окно, оно не светится. Там темно. Дом будет страшный. Он будет кричать: «Я тебя съем!»

Чего  я боялся, когда  был маленьким (для  детей старше 8 лет)

Ведущий рассказывает ребенку о своих собственных  детских страхах, тем самым показывая ему, что страх — нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем он просит ребенка представить себя маленьким и вспомнить, чего он тогда боялся.

Пример

Дима (10 лет, сильная тревожность, социальные страхи, нормативность)

Я в детстве боялся собак — сенбернаров. Боялся темноты. Казалось, что из шкафа кто-то вылезет. Казалось, что  занавески качаются, как живые. Любил  засыпать со светом, да и сейчас я так  сплю. И не могу в  комнате оставаться один.

Далее ведущий рассказывает о своих детских страхах и о том, что сейчас их нет. Вместе с ребенком ведущий приходит к выводу, что все дети боятся темноты и одиночества и это нормально и совсем не стыдно. А со временем эти страхи проходят. Я «разрешаю» Диме бояться до тех пор, пока он не станет шестиклассником. А в 6-м классе ему захочется иногда побыть одному. И он не будет никого пускать в свою комнату.

Лабиринт  страхов

Ребенку дается рисунок пустого лабиринта и  предлагается его «заселить» страшными  персонажами.

Примеры

Олег (10 лет, повышенная тревожность, сложная семейная ситуация)

Мальчик рисует чудовищ, долго  задумывается о том, чем эти чудовища занимаются. После  описания одного чудовища вдруг говорит: «Ой, неужели это у  меня в голове все  творится?»

Дина (10 лет, повышенная тревожность, сложная семейная ситуация)

Рисует  много одинаковых домов, чтобы всех запутать.  
В домах живут страшные призраки. У призраков отрублены головы и туловище. Они разъединились. Призраки спрятали старшую сестру в кладовку (вырыли яму и закопали). Она пытается выбраться. А это многоглазница с туловищем в виде зубов. Все заключено в общий глаз на ножках. Она отбирает у людей глаза, вытаскивает специальными приспособлениями. Есть и большой глаз, который видит весь мир и может спасти девочку — старшую сестру.

Чужие рисунки

Ребенку показывают рисунки «страха» других детей, предлагают придумать, чего боялись эти дети и как им можно было бы помочь.

Пример

Артем (9 лет) Этот рисунок, наверное, нарисовал мальчик. Он боится чудовищ ужасных с кровищью из ушей и носа.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ СТРАХА

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ  ОБЪЕКТА СТРАХА

Азбука  страхов

Цель — идентификация  с объектами страха. 
Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листках и дать им имена. Затем нужно расположить их в виде книжечки в алфавитном порядке. На следующем занятии можно предложить ребенку сыграть кого-либо из этих героев.

Пример

Саша (7 лет, сильные страхи внешней агрессии)

Саша  просит разрешения закончить  задание дома, а  затем через некоторое  время приносит тщательно сделанную книжечку.

Страшные  маски (необходимы резиновые  маски страшных героев)

      Цель  — идентификация с объектами  страха, деролеизация объектов страха. 
Ребенок и ведущий по очереди надевают страшные маски и пугают друг друга. Пугаться необходимо как можно громче. Можно кроме масок использовать черную ткань: в нее заворачивается пугающий. Если пугает ведущий, то он так стимулирует ребенка, что тот при помощи диванных подушек начинает отбиваться, а затем обязательно побеждает страшного персонажа. При последующих повторениях можно предложить ребенку пожалеть побежденного, а затем с ним подружиться.

Пример

Сережа (7 лет)

Больше  всего мне нравится побеждать. Ведь правда, я победитель?

Красивый  рассказ про страшное (необходим  диктофон)

Цель — деролеизация страха. 
Ребенку предлагается не просто сочинить рассказ о чем-либо страшном, но и рассказать его грамотно и красиво. Для этого ребенок составляет рассказ по частям. Каждая часть записывается на диктофон, затем ребенок прослушивает ее, находит свои речевые ошибки, записывает на диктофон снова.

Прогони Бабу-Ягу

Цели — предоставление ребенку возможности побыть в  позиции победителя, проявление агрессии в конструктивных целях. 
Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-яга, ее необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по стулу пустыми полиэтиленовыми бутылками.

Страшная  сказка по кругу

Цель — деролеизация объектов страха. 
Ребенок и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1–2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

ПРЕОДОЛЕВАЕМ  СТРАХИ

Придумай  веселый конец 

Цель — деролеизация объектов страха.  
Взрослый читает ребенку (9 лет и старше) какую-либо страшную сказку (одна из таких сказок приведена ниже) и просит придумать к ней веселое окончание.

      Жила-была девочка, и были у нее мама и  папа. Однажды пошли родители в  магазин, купили кучу ананасов и две  черные перчатки. Вскоре одна перчатка потерялась. А оставшуюся мама положила на подоконник. Ночью девочка долго не могла заснуть, ее мучили дурные предчувствия. Вдруг в полночь она услышала душераздирающие крики, доносящиеся из родительской спальни. Девочка немедленно побежала туда, чтобы оказать помощь родителям. Когда она вошла в комнату, то услышала сдавленный крик мамы. Это черная перчатка душила ее за горло. Мама дернулась и затихла. Тут девочка с ужасом заметила, что черная перчатка приближается к ней...

Нарисуй страшного веселым (добрым)

Цель — деролеизация объектов страха. 
Для игры необходимо заранее приготовить черно-белые рисунки страшных персонажей.  
Ребенку дается задание — дорисовать их так, чтобы страшные персонажи превратились в смешных либо в добрых.

Регрессия в детство

Цель — преодоление  страха перед опасностью. Упражнение основывается на теоретических положениях Лоуэна.

      Взрослый  предлагает ребенку поиграть — представить  то время, когда он был совсем маленьким, только родился. Ребенок ложится  на матрасик (лучше на столе), ведущий  просит его представить себя маленьким, хаотично дергать ручками и ножками, кричать «уа». Сам же берет в свои руки его ноги и раскачивающими движениями старается добиться их расслабления.  Если работа ведется двумя взрослыми, второй расслабляет ребенку руки. Далее ребенок «подрастает» — ползает по матрасику (его кладут теперь на пол), а затем учится вставать. Стоя на коленках, он руками держится за стол и пытается подняться. Взрослый раскачивает его колени и сдергивает его назад так, чтобы ребенок упал. Так он падает два-три раза и наконец встает. Ведущий сообщает ему, что ребенок еще «подрос»: теперь он начинает учиться ходить, но еще часто падает. И ребенок совершает два-три падения уже из положения стоя. Далее ребенок еще немного «подрос»: он умеет говорить. Он снова ложится на матрасик, как будто мама его укладывает спать. Но ему не хочется спать, поэтому ведущий просит его громко кричать: «Не хочу! Не буду!», а сам берет в свои руки его ноги и ступнями ребенка колотит матрасик. После того как ребенок накричится, психолог говорит ему, что он еще немного «подрос»: теперь он учится драться. Взрослый и ребенок берут в руки по подушке и энергично дерутся. В этот момент можно спросить у ребенка, с кем он дерется, кого хочет наказать.

Информация о работе Психологическая поддержка детей со страхами