Психологическая модель и типология личности осужденного

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Одной из задач исправительной психологии является изучение психологии личности осужденного, которая имеет свои особенности. Преступник, осужденный судом и отбывающий свой срок наказания в местах лишения свободы, попадает в особые условия. Эти условия оказывают сильное воздействие на психику осужденного, вызывая специфические состояния и психические процессы.
Знание этих особенностей психологии личности осужденного необходимо не только для осуществления ресоциализации в условиях изоляции, но и для успешного решения проблем социально психологической адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

Содержание

Введение 3
1. Психология личности осужденного 5
2. Особенности протекания психических процессов в личности осужденного 8
3. Психические состояния, переживаемые осужденным в условиях изоляции 12
4. Классификация осужденных 16
5. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на
свободе 19
Заключение 22
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

психология, 121.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Тем не менее, сегодня следует различать две категории «воров в законе»: лиц, жестко придерживающихся старых воровских традиций (они получили название «нэпманских воров»), и преступников, модифицирующих старые положения блатного «закона», устанавливающих новые неформальные нормы поведения применительно к изменившимся социальным условиям. Между ними идет борьба, в основе которой находится неприемлемость «старыми» новых воровских установок. Они обвиняют новое поколение «законников» во лжи, корысти, называют их «сторожами» расхитителей и пытаются подорвать их авторитет в среде уголовных элементов. «Новые» стремятся путем подкупа и угроз привлечь на свою сторону наиболее авторитетных представителей старой группировки, а нередко и уничтожают их физически.

В целом для данной категории профессиональных преступников типичны следующие принципиальные неформальные нормы поведения, определяющие структуру группировки и некоторые ее функции: пропаганда преступного образа жизни, воровской «морали», «этики», «справедливости», активное расширение своего окружения путем привлечения молодежи, усвоившей воровские традиции и обычаи; поддержание тесной связи с лидерами других воровских сообществ, оказание на них влияния, определение «воровской тактики» и формулирование новых неформальных норм поведения; организация общих денежных фондов и их пополнение; выявление расхитителей, мошенников и иных лиц, живущих на нетрудовые доходы, с целью установления контроля за ними; оказание материальной помощи осужденным ворам, их семьям и другим лицам из их окружения; принятие коллективного решения о проведении воровских сходок и по вопросам, рассматриваемым на них.

«Авторитеты». Это профессиональные преступники, занимающее определенное положение в уголовной среде, пользующиеся в силу разных причин и обстоятельств признанным авторитетом. Такие лица есть среди карманных и квартирных воров, мошенников, скупщиков и сбытчиков антиквариата и других преступников.

Эта категория дифференцируется на две группы. Первую условно можно отнести к приближенным «воров в законе», из них рекрутируется воровское сообщество. В зависимости от особенностей преступной деятельности и местных региональных условий «авторитеты» получили разные жаргонные обозначения, что создает неправильное мнение о большом числе самостоятельных, обособленных группировок, имеющих якобы присущую им иерархию, – «фрайера», «козырные фрайера», «блатные», «свояки» и т. п.

Вторая группа преступников является независимой в силу своих материальных возможностей. Она имеет окружение, личную охрану, консультантов. Чаще всего в роли авторитетов выступают крупные шулера и вымогатели, с которыми «воры в законе» вынуждены считаться и идти на определенные компромиссы.

В целом анализируемая категория преступников придерживается правил поведения, характерных для «воров в законе», но в отличие от них не может созывать воровские сходки, организовывать общие денежные фонды в местах лишения свободы или распоряжаться средствами собранных «касс», участвовать в воровских сходках с правом решающего голоса, принимать решения, относящиеся к компетенции «воров в законе», осуществлять судейские функции, за исключением права решать конфликты, возникшие в своем окружении.

«Шестерки» – категория преступников, стоящая на низшей ступени иерархии, занимающая как бы рядовое положение среди описанных выше «авторитетов», но без нее немыслима жизнь вышеперечисленных категорий преступников. Преступная деятельность «шестерок» связана с непосредственным совершением преступлений, выполнением поручений лидеров уголовной среды. В условиях свободы «шестерки» могут возглавлять преступные группы, иметь свое окружение, но при этом строго подчиняются уголовному «авторитету». В местах лишения свободы они составляют окружение лидеров, их прислугу.

«Достойная» смена. Исследование показывает, что аналогичные стратификационные процессы наблюдаются среди несовершеннолетних устойчивых преступников. Они также дифференцируются на категории, придерживающиеся уголовно-воровских традиций и занимающие определенное положение в криминальной среде. По современным данным, в последние 15 лет выделились такие категории несовершеннолетних преступников, которые, будучи связаны неформальными нормами, получили название «воров в законе», «шерстяных», «борзых», «пацанов», «опущенных» и т. п. [2] Это наблюдается как в условиях свободы, так и в целом ряде специальных школ для несовершеннолетних правонарушителей. Участники неформальных групп несовершеннолетних во многом копируют свой антиобщественный образ жизни с профессиональных преступников, при этом модифицируя их «законы» и традиции применительно к специфике  подростковой психологии, устанавливают новые правила межличностных отношений, которые по жесткости и «принципиальности» значительно превосходят нормы, бытующие среди взрослых преступников.

5. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе

Как считает В.Л. Васильев, изучение личности осужденного к момен­ту его освобождения из исправительного учреждения имеет большое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью[3]. С ним нельзя не со­гласиться. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации осво­божденного к условиям нормального существования в обычной соци­альной среде на свободе. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления.

Обобщение опыта деятельности исправительного учреждения убеждает в необходимости про­ведения специальной работы по психологической подготовке осужден­ных к жизни в новых условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и пере­воспитания осужденных. Эта подготовка осужденных заключается в ак­тивизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состоя­ний, в формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях.

Вызвана психологическая подготовка и тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфичес­кими трудностями, к преодолению которых он не всегда готов. Для осужденных такая встреча часто бывает неожиданной и вызывает реак­ции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Осужденный начинает неверно оцени­вать свое поведение и поступки других людей и как следствие непра­вильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.

Следует прежде всего активизировать положительные качества лич­ности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях.

Освобождающихся из мест заключения лиц можно разделить условно на три категории: 1) лица, вполне исправившиеся в период отбытия наказания; 2) лица с дефектами воспитания; 3) лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания.

Процесс адаптации к условиям нормального существования в нор­мальной социальной среде после длительного срока лишения свобо­ды — сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Успех адаптации зависит от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого освобожденного. Ко второй — условия внешней среды, окружающей личность освобожденного. К третьей группе относятся условия, в которых осужденный исправительного учреждения находился и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы.

Процесс адаптации освобожденных из исправительного учреждения завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части — к одному году. Самое трудное время для адаптации период от 3 до 6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процес­сом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденные из мест лишения свободы нарушают общественный порядок, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

Социальная адаптация считается успешной, когда социально полез­ные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнеде­ятельности установлены и не имеют существенных отклонений. Нор­мально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как анти­общественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает право­нарушений.

Общественными являются миротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей. Речь здесь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдель­ных лиц.[4]

Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

Заключение

Исправительная психология должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и спо­собствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, также и факультативные факто­ры — семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д.

Нахождение в местах лишения свободы, безусловно, не может не отразиться на психологии человека. Однако общие условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со сторо­ны администрации, по-разному воздействуют на осужденных и влияют на изменение их психологии. Знание особенностей психологии осуж­денных является необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения целей перевос­питания. Основными факторами, влияющими на формирование осо­бенностей у лишенных свободы, являются: наличие режима места лише­ния свободы, ограничение потребностей, изменение сложившегося сте­реотипа жизни, переживания, связанные с осуждением к лишению свободы. Психология осужденного во многом должна определяться его отношением к самому факту лишения свободы.

Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лише­ния свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений, состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безна­дежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях, проявлениях.

Изменение психических состояний связано с определенными периода­ми нахождения в месте лишения свободы. Существуют следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного.

1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни.

2. Период появления, развития интересов в новых условиях жизни.

3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием.

4. Период, предшествующий освобождению заключенного.

Нахождение в исправительном учреждении, наличие режима, измене­ние стереотипа, резкое ограничение и изменение потребностей в значи­тельной степени усиливают переживания осужденных, причем эти пере­живания имеют различную направленность. Как правило, в условиях лишения свободы и вследствие этого лише­ния многих благ, которыми повседневно и незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысливание осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те отношения и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали определенное раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотно­шения в своей семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего отношения к людям.

Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреж­дениях должны использоваться обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятель­ности исправительно-трудового учреждения, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.

Стратегическая задача исправительного учреждения — оторвать пре­ступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки.

Процесс адаптации, приспособления к условиям существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы – сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков.

Социальная адаптация зависит от степени социальной отчужденности личности, характера преступной деятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит.

Практика показывает, что процесс адаптации освобожденных завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части – к одному году. Самое трудное время для адаптации – период до трех (шести) месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения.

Информация о работе Психологическая модель и типология личности осужденного