Психологическая модель и типология личности осужденного

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Одной из задач исправительной психологии является изучение психологии личности осужденного, которая имеет свои особенности. Преступник, осужденный судом и отбывающий свой срок наказания в местах лишения свободы, попадает в особые условия. Эти условия оказывают сильное воздействие на психику осужденного, вызывая специфические состояния и психические процессы.
Знание этих особенностей психологии личности осужденного необходимо не только для осуществления ресоциализации в условиях изоляции, но и для успешного решения проблем социально психологической адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

Содержание

Введение 3
1. Психология личности осужденного 5
2. Особенности протекания психических процессов в личности осужденного 8
3. Психические состояния, переживаемые осужденным в условиях изоляции 12
4. Классификация осужденных 16
5. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на
свободе 19
Заключение 22
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

психология, 121.doc

— 130.00 Кб (Скачать)


Психологическая модель и типология личности осужденного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                                             3

1. Психология личности осужденного                                                                                     5

2. Особенности протекания психических процессов в личности осужденного                                                                                                                                             8

3. Психические состояния, переживаемые осужденным в условиях изоляции                                                                                                                                             12

4. Классификация осужденных                                                                                     16

5. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на

свободе                                                                                                                                                           19

Заключение                                                                                                                                             22

Список используемой литературы                                                                                     25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди множества отраслей психологической науки важное место в государственном масштабе занимает исправительная психология.

Исправительную психологию называют пенитенциарной (от лат. poenitentiarius – покаянный, исправляемый) психологией. Это отрасль психологической науки, изучающая психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пени­тенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изо­ляции, соответствие текущего исправительного законодательства зада­чам исправления и перевоспитания осужденных. Тесно взаимодействуя с исправительным правом, исправительная психология призвана выра­ботать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, также разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

В современной пенитенциарной науке феномен наказания в виде лишения свободы рассматривается в трехракурсном плане: кара, исправление и профилактика совершения осужденными новых преступлений. В этой связи выбор типа исправительного учреждения (с соответствующим режимом – общим, строгим, особым) имеет целью реализовать следующие основные функции – карательную, воспитательную и обеспечивающую.

Одной из задач исправительной психологии является изучение психологии личности осужденного, которая имеет свои особенности. Преступник, осужденный судом и отбывающий свой срок наказания в местах лишения свободы, попадает в особые условия. Эти условия оказывают сильное воздействие на психику осужденного, вызывая специфические состояния и психические процессы.

Знание этих особенностей психологии личности осужденного необходимо не только для осуществления ресоциализации в условиях изоляции, но и для успешного решения проблем социально психологической адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

Исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на способности человеческой психики претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств, как режим, творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь о реальной возможности исправления осужденных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психология личности осужденного

Изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, акцентуаций и других черт их характера показывает, что по этим параметрам они существенно не отличаются от правопослушных граждан. Различия обнаруживаются в особенностях проявления ценностных ориентаций, психических состояний и статусно-групповой принадлежности осужденных. Именно эти параметры, по мнению специалистов, определяют «тюремный синдром» поведения осужденного. Ведь сам факт совершения преступления, арест, помещение под стражу в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства, отбывание наказания в пенитенциарном учреждении оказывают существенное влияние на психику и поведение человека.

В пенитенциарной психологии наиболее глубоко изучено влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных.

Одним из сложных комплексных психических состояний, возникающих у лишенных свободы, является фрустрация – состояние повышенной психической напряженности, вызываемое объективно неопределенными трудностями, которые возникают на пути к достижению личностно значимой цели. Практика показывает, что основными поведенческими реакциями осужденных в состоянии фрустрации являются агрессия в отношении объекта фрустрации; агрессия, направленная на себя; депрессия (подавленность, апатия, пассивность, безразличие и т. п.).

Психическое состояние осужденных существенно меняется в зависимости от времени нахождения в пенитенциарном учреждении. Наиболее глубокие переживания характерны для начальной фазы адаптации к условиям конкретного учреждения. В зависимости от уровня криминализации личности, источников информации и субъектов «адаптационной поддержки» осужденные могут избирать различные тактики вхождения в коллектив исправительного учреждения – тактику поддержки актива и администрации, тактику борьбы за лидерство и самоутверждение на негативной основе, тактику выживания, тактику четкого нейтралитета, тактику поиска покровителей, тактику полной неадаптированности и самоагрессии. Сотрудники исправительных учреждений должны строить работу с осужденными с учетом возможности избрания ими указанных тактик. При этом внимательное отслеживание направленности внешней активности и характера переживаний осужденных может позволить, во-первых, профилактировать возможные межличностные или личностно-групповые конфликты, во-вторых, предотвращать суицидальные попытки, в-третьих, оказывать поддержку в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания.

Примерно через 5 – 6 месяцев пребывания в исправительном учреждении для осужденных является типичным выход на вторую фазу адаптации – фазу «нивелировки». Ее особенность заключается в том, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируются, и все они в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т. д.) на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоение стереотипов «зоновского ролевого поведения». Но наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей на производстве, во время досуга, в построении отношений с «близкими по линии судьбы» осужденными.

Третья фаза – «завершение адаптации» – наступает обычно к концу первого года отбывания наказания и характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и стремятся их реализовать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. На данной фазе главная задача сотрудников исправительных учреждений состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы.

Важной характеристикой личности осужденных являются их ценностные ориентации, стандарты поведения, принятые в определенных группах и которым должно подчиняться поведение ее членов. В зависимости от того, на какие ценностные нормы ориентированы осужденные, их можно дифференцировать на определенные статусно-групповые категории (страты).

Если поведение осужденного в первую очередь регулируется нравственными и правовыми ценностями, ориентацией на соблюдение правил внутреннего распорядка, стремлением позитивно изменить себя, преодолеть преступные стереотипы и оказывать помощь администрации учреждения в противодействии насаждению в зоне воровских традиций, то данных осужденных относят к группе актива колонии. Эта группа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления

Однако сотрудники колоний встречаются и с фактами, когда в актив стремятся попасть осужденные, которые, внутренне не раскаявшись в совершенном преступлении и не имея установки на ведение правопослушного образа жизни после освобождения, в силу корыстных интересов демонстрируют псевдоподдержку требований администрации.

Ко второй группе осужденных – «нейтралам» (или «пассиву») – относят тех, кто, с одной стороны, внешне солидарен с официальными нормами и выполняет требования администрации, а с другой – открыто не осуждает поведение нарушителей режима, уклоняется от прямой поддержки инициатив администрации и актива, так как считается со многими неофициальными нормами, существующими в среде осужденных.

К третьей группе осужденных – «отрицаловке» (или «блатарям») – относятся те лица, для которых основным регулятором поведения являются нормы, сформулированные в «воровском законе»: оппозиция, а порой и открытое противодействие администрации учреждения, уклонение от участия в общественно полезном труде либо работа без усердия, стремление доминировать над другими осужденными и жить за их счет, материальная и физическая поддержка нарушителей режима, категорическое неучастие в работе самодеятельных организаций и пренебрежительное отношение к ним, борьба с активом за сферы влияния и т. д. В последние годы наблюдается тенденция увеличения численности данной категории осужденных.

Четвертая группа осужденных – «пренебрегаемые» – это лица, чье поведение противоречит как официальным (нравственно-правовым), так и неофициальным («воровским») нормам и обычаям. Раньше в состав этой группы включались преимущественно осужденные, склонные к гомосексуализму в пассивной форме или лица, имеющие психические отклонения или умственную неполноценность. Сегодня же их состав значительно расширился за счет осужденных, проигравшихся в карты, лиц, уличенных в краже личного имущества осужденных, лиц, заподозренных в сотрудничестве с оперработниками, изгнанных из «высшей воровской касты» за нарушение традиций и правил поведения.

Сотрудники исправительных учреждений пытаются усилить профилактическую работу, чтобы данная категория осужденных не пополнялась в колониях. Однако это не всегда удается, так как, во-первых, в постсоветском обществе наблюдается значительное снижение нравственности в целом, что ведет к росту численности осужденных за половые преступления, а во-вторых, длительное пребывание в переполненных местах предварительного заключения дает много кандидатов в «отвергаемые» из числа лиц, не прошедших ритуалов «прописки» и получивших унизительные клички.

2. Особенности протекания психических процессов в личности осужденного

Из всех психических процессов, протекающих в личности осужденного, большим изменениям подвержены познавательные процессы, в частности: восприятие, представление, память, воображение, мышление и речь. Рассмотрим подробнее, в чем состоит специфика их протекания.

Особенности восприятия осужденных. В восприятии времени осужденные чаще всего недооценивают короткие временные промежутки и переоценивают длинные. Замедляют течение времени особые психологические состояния (ожидание, тоска, скука, фрустрация и др.), однообразие впечатлений в местах лишения свободы, незанятость, неумение организовать свое свободное время и т.п. При этом осужденному кажется, что время течет медленно, и он стремится как-то "убить", скоротать его. Для этих условий характерен субъективизм в восприятии событий и явлений общественной и личной жизни. Многие осужденные не пытаются правильно понять меру своей ответственности, объективно разобраться в совершенном ими преступлении, воспринимают наказание как несправедливое. Отмечается отрицательно направленная активность восприятия. У некоторой части осужденных наблюдается моральная невоспитанность восприятия, выражающаяся в неумении видеть, слушать других людей, в обостренной тяге к интимным сторонам жизни и т.п.

Информация о работе Психологическая модель и типология личности осужденного