Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 20:59, контрольная работа
Одной из задач исправительной психологии является изучение психологии личности осужденного, которая имеет свои особенности. Преступник, осужденный судом и отбывающий свой срок наказания в местах лишения свободы, попадает в особые условия. Эти условия оказывают сильное воздействие на психику осужденного, вызывая специфические состояния и психические процессы.
Знание этих особенностей психологии личности осужденного необходимо не только для осуществления ресоциализации в условиях изоляции, но и для успешного решения проблем социально психологической адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
Введение 3
1. Психология личности осужденного 5
2. Особенности протекания психических процессов в личности осужденного 8
3. Психические состояния, переживаемые осужденным в условиях изоляции 12
4. Классификация осужденных 16
5. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на
свободе 19
Заключение 22
Список используемой литературы
Особенности представлений осужденных. В условиях изоляции от внешнего мира у ряда осужденных, особенно при одиночном заключении или под влиянием микросреды, формируются превратные или ошибочные представления о будущей жизни на свободе. Эти заблуждения отрицательно сказываются на процессе адаптации освобожденного к свободной жизни.
Формирование у осужденных в следственных изоляторах правильных представлений о жизни в колонии, о требованиях режима, правах и обязанностях осужденного является важным элементом их психологической подготовки к отбыванию наказания.
Особенности памяти у осужденных. В связи с длительными перерывами в обучении у некоторой части осужденных наблюдается пониженная точность и готовность памяти, отсутствие навыков смыслового запоминания и заучивания учебного материала. Существенно ослабляют память осужденных алкоголь и другие возбуждающие средства.
Осужденные часто живут непроизвольными воспоминаниями о прошлой жизни. "Тюремные воспоминания даже и далекого прошлого отличаются такой живостью, которая поражает своей силой даже авторов воспоминаний"[1].
В основе этого лежит явление контраста между жизнью в колонии и жизнью на свободе. Чем больше кажется безнадежно потерянным для осужденного прошлое, тем значительнее оно отличается от настоящего, тем упорнее и настойчивее возвращается к нему мысль.
Явлением контраста можно объяснить и тот факт, что воспоминания осужденных носят преимущественно приятный характер. Хотя человеку вообще свойственно охотнее вспоминать приятное, чем расстраивать себя тяжелыми думами, в местах лишения свободы эта особенность проявляется еще рельефнее. При этом в воспоминаниях осужденных отрезки времени, насыщенные в прошлом интересными и хорошо запоминающимися событиями, кажутся более длинными, чем те, которых вспоминать не хочется.
Особенности воображения осужденных. Говоря о творческом воображении осужденных, следует отметить, что очень часто оно проявляется в различных тюремных ухищрениях, "изобретениях", направленных на обман воспитателей и администрации учреждения, совершение проступков и преступлений.
У рецидивистов и особо опасных рецидивистов встречается преступная профессиональная направленность воображения, проявляющаяся в тщательной подготовке и квалифицированном совершении общественно опасных деяний.
Своеобразным видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечта тесно связана с эмоциональным отношением осужденного к воображаемому; она не только представляет собой предвидение того, чего еще нет, но и включает страстное желание осуществить задуманное. Поэтому мечта может существенно стимулировать его поведение.
Воображение занимает особое место в психической деятельности человека, лишенного свободы. Неудовлетворение и ограниченное удовлетворение материальных и духовных потребностей нередко непроизвольно вызывает в сознании осужденного яркое представление той ситуации, в которой эти потребности удовлетворялись на свободе.
Причиной появления образов непроизвольного воображения у осужденного также бывают переживаемые им чувства и испытываемые эмоциональные состояния.
Чаще всего осужденные мечтают о свободе, встрече с родными, о жизни после отбытия наказания, а порой и о мщении тем лицам, которые их "посадили". Исследования показывают, что склонных к побегу среди осужденных в каждой колонии – единицы, но мечтают о побеге многие, особенно весной.
Особенности мыслительной деятельности осужденных. Одни осужденные, имея хорошо развитые качества ума, стремятся к полезной деятельности: рационализации и изобретательству, коллективной деятельности, активной и продуктивной учебе в школе. Другие же используют свой ум, изобретательность в антиобщественных действиях: в нарушении режима, обмане воспитателей и т.п.
Сама преступная деятельность также влияет на развитие мышления осужденного и формирование качеств его ума. Наблюдается существенная разница в мышлении человека, впервые совершившего преступление по неосторожности, и в мышлении рецидивиста, у которого преступный образ жизни стал нормой, и который неоднократно отбывал наказание. Если у первых лишение свободы может на некоторое время даже сковать мыслительную деятельность, то у вторых оно активизирует особую изощренность в мышлении и мыслительной деятельности, направленной на совершение нарушений режима, с целью облегчения условий пребывания в исправительном учреждении.
Пагубное влияние на ум осужденного и его интеллектуальную деятельность оказывают алкоголь и другие возбуждающие средства, половые извращения: дезорганизуя всю психику, они нарушают и мыслительную деятельность осужденного.
Специфическая особенность речи многих осужденных – это уголовный, так называемый "воровской" жаргон. Жаргон и сопутствующие ему нецензурные выражения развращают осужденных, снижают их нравственность, отрицательно влияют на взаимоотношения людей, вызывая раздражение и ответную грубость, взаимное непонимание.
Причины распространения жаргона различные. Это и низкий интеллектуальный и нравственный уровень многих осужденных, и сила уголовных традиций, и заинтересованных некоторых категорий осужденных в распространении жаргона.
Тюремный жаргон возник как средство "распознавания своих сторонников" и выделения их в особую касту преступников. С помощью жаргона авторитеты уголовного мира противопоставляют себя людям, подчеркивают свое мнимое превосходство, а также пытаются скрыть некоторые стороны своей деятельности от непосвященных, главным образом от администрации.
3. Психические состояния, переживаемые осужденным в условиях изоляции
Исследования показывают, что психические состояния осужденного претерпевают существенные изменения под влиянием самого факта лишения свободы. При этом психические состояния осужденных, как правило, не одинаковы. Лишение свободы по-разному воспринимается и переживается впервые осужденными и неоднократно судимыми, молодыми и пожилыми людьми, холостыми и семейными, женщинами и мужчинами, отбывающими на Крайнем Севере и в средней полосе, осужденными на короткие и длительные сроки и т.д. Но во всех случаях в психических состояниях людей, лишенных свободы, есть много общего, что дает право говорить о типичных состояниях осужденных.
В динамике психических состояний осужденного имеются свои закономерности. Обращают на себя внимание определенные поворотные пункты, где особенно заметна смена и проявление типичных психических состояний человека.
Наиболее заметными, а следовательно, и наиболее значимыми являются следующие поворотные моменты, с неизбежностью вызывающие смену и проявление психических состояний: арест, предъявление обвинения, суд, объявление приговора, решение кассационной инстанции, отправка в колонию, прибытие в колонию, первые 3-5 месяцев пребывания в колонии (период адаптации к условиям заключения), смена условий содержания, последние месяцы перед освобождением, окончание периода приспособления к жизни на свободе.
Наиболее типичными психическими состояниями, свойственными всем лишенным свободы, независимо от времени проявления, являются состояния: ожидания, надежды или безнадежности, тоски, скуки, апатии, фрустрации, отчаяния.
В условиях лишения свободы человек постоянно находится в состоянии ожидания. Состояние ожидания есть заблаговременная настройка организма осужденного на предстоящие условия жизни и деятельности. Оно может быть различным по психологическому содержанию. Это прежде всего боязнь, страх перед ожидаемыми страданиями.
Для состояния ожидания характерна тревога. Тревожное ожидание возникает в случае, когда исход интересующего осужденного события неизвестен.
В состоянии ожидания осужденный может испытывать нетерпение. Нетерпение охватывает человека в ожидании события, которое его волнует, интересует и исход которого известен. Нетерпение человек испытывает, предвкушая наступление событий, которые для него приятны.
Все указанные виды состояний ожидания характеризуются повышенной, иногда неравномерной, напряженностью и обострением всех психических и физиологических функций.
Особым состоянием осужденного является надежда на лучшее будущее. Надеяться на лучшее будущее свойственно вообще всем людям, но такая надежда у осужденного к лишению свободы особого рода. Это надежда на изменение своей судьбы – одно из живучих психических состояний осужденных, стимулирующее торможение отрицательных привычек и установок, связанные с уголовным наказанием.
Противоположным состоянием надежды являются безнадежность и обреченность. Безнадежность и обреченность – одни из самых тяжелых психических состояний, при которых человек иногда теряет желание продолжать жизнь. Безнадежность и обреченность возникают в результате потери человеком перспектив и целей жизни.
Состояния безнадежности и обреченности особенно остро проявляются у осужденных на длительные сроки лишения свободы и у неоднократно судимых, у тех, кто, как говорится, "сроднился с тюрьмой".
Типичным психическим состоянием личности осужденного является тоска. Тоска по дому, свободе, родным, друзьям с особой силой действует на осужденного, вырабатывает специфическую тяжелую походку, застывшие черты лица, повышенную возбудимость и раздражимость, вызывает персеверацию (от латинского persevero – упорствую), то есть навязчивое повторение одних и тех же образов памяти и воображения.
Причинами тоски являются однообразие, монотонность и некоторая серость жизни осужденных к лишению свободы. Тоска является в значительной степени болезненным состоянием, угнетающим и подавляющим психику человека.
От состояния тоски следует отличать скуку, такое пассивное психическое состояние, при котором понижается внимание и интерес к действительности, в том числе и к познавательной деятельности.
Физиологической основой скуки является пассивное торможение, вызываемое однообразным повторением каких-либо несильных раздражителей. Скука – очень неприятное и тягостное состояние, из которого осужденные пытаются выйти: одни ищут развлечений, другие стараются много спать, третьи слоняются из угла в угол, четвертые сосредотачиваются усилием воли на полезной деятельности.
Одним из типичных психических состояний осужденных является апатия. Апатия относится к состояниям, порождающим агрессивность. Как и скука, апатия выражается в чувстве неудовлетворенности и переживается как тягостное состояние. Однако следует видеть существенное различие между апатией и скукой. "Апатия – состояние равнодушия, которое вызывается не только однообразием впечатлений, но часто и, наоборот, их чрезмерным количеством. Она может быть выражением и общей вялости, подобно скуке, и следствием перевозбуждения". После перевозбуждения возникает спад напряжения и общая слабость, которые и являются выражением апатии.
Психические состояния, как правило, не выступают изолированно. Большей частью у осужденных они проявляются в комплексе. При этом в каждый отдельный момент превалирует какое-то одно ярко выраженное состояние, подчиняющее себе остальные и одновременно испытывающее их обратное влияние.
Многие психические состояния имеют сложную структуру. Отчаяние, например, представляет собой комбинацию стыда от сознания виновности в совершении преступления, беспомощности от невозможности повлиять на событие и растущего убеждения своего бессилия. Одним из сложных комплексных психических состояний осужденных к лишению свободы является фрустрация. Во фрустрации объединяются многие из рассмотренных выше психических состояний – тоска и тревога, безнадежность и депрессия, обреченность, апатия и др. В связи с этим фрустрация проявляется различно и обусловливает или особую активность или же пассивность и бездеятельность.
Психические состояния оказывают существенное влияние на личность осужденного, на протекание всех психических процессов и проявление свойств.
4. Классификация осужденных
«Воры в законе». Это лица (как и в 50-е годы), получившие такое название на специальной воровской сходке, как правило, неоднократно судимые и глубоко усвоившие криминальную субкультуру. Они по-прежнему считаются «идейными» преступниками. Абсолютное большинство судимо за корыстные, корыстно-насильственные преступления и сбыт наркотических веществ. Средний срок отбывания наказания в местах лишения свободы для них достигает, по нашим данным, 13 – 15 лет.
Как и раньше, вступление в сообщество ограничено и связано с соблюдением ряда формальностей. Основные требования к кандидатам следующие: преданность воровской «идее»; обладание организаторскими способностями и преступным опытом; знание воровских «законов»; отсутствие «компрометирующих» данных; наличие авторитета среди профессиональных преступников, письменные или устные рекомендации от них. Однако по неформальным нормам поведения нынешние «воры в законе» существенно отличаются от группировок рецидивистов 50-х годов.
Современные «воры в законе» в отличие от воров 50-х годов стараются тщательно маскировать свой антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный. Изменилось и само понятие преступника данного типа. Во-первых, сам он уже не совершает преступлений, а делает это с помощью других лиц («пехоты»). Во-вторых, его деятельность связана преимущественно с решением организационных вопросов, в частности, «вор в законе» стремится устанавливать контакты с работниками правоохранительных органов и иных административных учреждений, он может отступать от любых неформальных норм, лишь бы это шло на пользу ему и его окружению. В-третьих, он отходит даже от занятия кражами. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «вор в законе» трансформировалось и приняло совершенно иную, причем более социально опасную криминальную окраску.
Информация о работе Психологическая модель и типология личности осужденного