Психологическая харатеристика способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать психологическую характеристику способностей человека.

Задачи:

1.Охарактеризовать психологическую сущность способностей.
2.Выделить и описать виды способностей.
3.Проанализировать развитие способностей.
4.Провести практическое исследование.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психологическая характеристика способностей 5
1.1. Понятие способностей 5
1.2. Природа способностей 7
1.3. Виды способностей. 10
1.4. Структура способностей 12
Глава II. Развитие способностей 15
2.1. Развитие способностей в онтогенезе 15
2.2. Одаренность и талант 17
Глава III. Проблема диагностики способностей 21
3.1. Проблема диагностики способностей 21
3.2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей у испытуемого 25
Заключение 27
Библиографический список использованной литературы 29
Приложение 30

Работа содержит 1 файл

пс сп 2.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

      Существует  ряд профессий, требующих высокого уровня развития коммуникативных и  организаторских способностей.

      К таким относятся: труд учителя, тренера, врача, руководителя различных подразделений, научных учреждений. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.

      Таким образом, коммуникативные и организаторские  способности являются важными факторами  достижения успеха во многих профессиях типа «человек-человек».

      Методика  «КОС-1» (выявление и оценка коммуникативных  и организаторских способностей) базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.

      Возможности проявления  коммуникативных  и  организаторских склонностей заложены в соответствующих группах вопросов, совокупность которых представлена в бланке «КОС-1» «Лист вопросов» (приложение).

      Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и  организаторских способностей выражается отношением количества совпадающих  с дешифратором ответов по каждому  разделу к максимально возможному числу совпадений (20). Это можно  выразить в формуле:

      К = n/20,

      где К – величина оценочного коэффициента,

      n – количество совпадающих с дешифратором ответов.

      Показатели, полученные по этой методике, могут  варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие  к 1, свидетельствуют о высоком  уровне проявления коммуникативных и организаторских способностей, близкие к 0 – о низком уровне.

      Испытуемая: женщина 25 лет, имеет высшее образование, работает преподавателем в музыкальной  школе.

      По  результатам исследования оценочный  коэффициент К коммуникативных  способностей у испытуемой составляет 0,82. Это соответствует 5 баллам по шкале коммуникативных способностей [18; 210].

      Это говорит о том, что испытуемая обладает очень высоким уровнем 
проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Она испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, и активно стремится к ней. Для нее характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Она инициативна, предпочитает в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Испытуемая может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчива  в деятельности, которая их привлекает.

      Оценочный коэффициент К организаторских  способностей у испытуемой составляет 0,71. Это соответствует 4 баллам по шкале  организаторских способностей и  является свидетельством принадлежности испытуемой к группе лиц с высоким  уровнем проявления коммуникативных способностей. Испытуемая не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширять свой круг общения. Помимо этого, ей нравятся общественные дела, особенно такие, где необходимо проявить инициативу и организовать дело, ориентируясь на обстоятельства.  

Заключение

 

      Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности.

      Существует  три основных подхода к пониманию  природы способностей. Согласно первого, происхождение человеческих способностей обусловлено  врожденными особенностями. Второй подход придает большое значение образованию и воспитанию, предполагая, что способности развиваемы. В современной психологии принято считать, что предпосылками способностей являются задатки - анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, – которые развиваются в процессе воспитания и образования. Особенно интенсивно этот процесс происходит в дошкольном возрасте. Развитие способностей у детей характеризуется комплексностью и разносторонностью.

      В зависимости от области проявления выделяют общие и частные способности, от характера  деятельности - теоретические и практические способности, от преобладающего компонента - учебные и  творческие, от степени реализованности - потенциальные и актуальные, от сферы проявления - познавательные и практические способности.

     В структуре способностей выделяют общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех в одном виде деятельности.

      Относительная легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, обусловленная общими способностями, называется одаренностью. Высокий уровень развития специальных способностей - это талант.  Гениальность определяется высоким уровнем развития как общих, так и специальных способностей (часто из разных сфер деятельности).

      Для диагностики способностей применяются  тестовые методики. Основной недостаток тестирования при диагностике способностей – тот факт, что получаемая информация свидетельствует лишь об уровне подготовки, о знаниях, умениях, навыках, о развитии профессионально важных качеств об отношении к обследованию и т.п. Установить потенциал той или иной способности, дать прогноз развития невозможно.  
 
 
 
 
 

 

Библиографический список использованной литературы

 
  1. Дружинин  В. Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер, 2000. – 368 с.
  2. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. – М: 1997.–328 с
  3. Крутецкий В. А. Психология математических способностей. М., 1968
  4. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М: Педагогика. -  1960. – 190 с.
  5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М: 1995.
  6. Общая психодиагностика. – М: МГУ. – 1987. – 304 с.
  7. Общая психология/Под ред. Е. И. Рогова. – М: Владос. – 1998. – 448 с.
  8. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М: Просвещение. - 1996. 352 с.
  9. Петровский А. В. Психология. – М: Академия. – 2001. – 512 с.
  10. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н. С. Лейтеса. – М: Академия. – 2000. – 336 с.
  11. Рабочая книга школьного психолога/Дубровина И. В, Акимова М. К и др.  – М: Владос. – 1995. – 376 с. 
  12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. В 2 кн. – М: Владос. – 1999.
  13. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М: Знание. - 1961
  14. Теплов Б. М. Способности и одаренность//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М: Просвещение. – 1981. – 240 с.
  15. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант//Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. Дружинин В. Н, Шадриков В. Д. – М: Просвещение. – 1995. – 212 с.
  16. Шадриков В. Д. Способности человека. М: Владос. – 1997. – 285 с.
  17. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М: Академия. – 1999. – 336 с.
  18. Энциклопедия психологических тестов. – М: АСТ. – 1997. – 256 с.

 

Приложение

      Лист  вопросов к методике КОС-1

      (Выявление  и оценка коммуникативных и  организаторских способностей)

      1. Много ли у вас друзей, с  которыми вы постоянно общаетесь?

      2 Часто ли вам удается склонить  большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?

      3. Долго ли вас беспокоит чувство  обиды, причиненной вам кем-то  из ваших товарищей?

      4. Всегда ли вам трудно ориентироваться  в создавшейся критической ситуации?

      5. Есть ли у вас стремление  к установлению новых знакомств  с различными людьми?

      6. Нравится ли вам заниматься  общественной работой?

      7. Верно ли, что вам приятнее  и проще проводить время с  книгой или за каким-либо другим  занятием, чем с людьми?

      8. Если возникли некоторые помехи  в осуществлении ваших намерений,  то легко ли вы отступаете от них?

      9. Легко ли вы устанавливаете  контакты с людьми, которые значительно  старше вас по возрасту?

      10. Любите ли организовывать и  придумывать со своими товарищами  различные игры  и развлечения?

      11. Трудно ли вам включаться в  новые для вас компании?

      12. Часто ли вам удается устанавливать  контакты с незнакомыми людьми?

      13. Легко ли вам удается устанавливать  контакты с незнакомыми людьми?

      14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы  ваши товарищи действовали в  соответствии с вашим мнением?

      15. Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?

      16. Верно ли, что у вас не бывает  конфликтов с вашими товарищами  из-за невыполнения ими своих  обещаний, обязательств, обязанностей?

      17. Стремитесь ли вы при удобном  случае познакомиться и побеседовать  с новым человеком?

      18. Часто ли в решении дел вы  принимаете инициативу на себя?

      19. Раздражают ли вас окружающие  люди и хочется ли вам побыть  одному?

      20. Правда ли, что вы обычно плохо  ориентируетесь в незнакомой  для вас обстановке?

      21. Нравится ли вам постоянно  находится среди людей?

      22. Возникает ли у вас раздражение,  если вам не дается закончить  начатое дело?

      23. Испытываете ли вы чувство  затруднения, неудобства или стеснения,  если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым  человеком?

      24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

      25. Любите ли вы участвовать в  коллективных играх?

      26. Часто ли вы проявляете инициативу  при решении вопросов, затрагивающих  интересы ваших товарищей?

      27. Правда ли, что вы чувствуете  себя неуверенно среди мало знакомых вам людей?

      28. Верно ли, что вы редко стремитесь  к доказательству своей правоты?

      29. Полагаете ли вы, что вам не  представляет особого труда внести  оживление в малознакомую для  вас компанию?

      30. Принимали ли вы участие в  общественной 
работе в школе, классе, группе?

      31. Стремитесь ли вы ограничить  круг своих знакомых небольшим  количеством людей?

      32. Верно ли, что вы не стремитесь  отстаивать свое мнение или  решение, если оно не было  сразу принято вашими товарищами?

      33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

      34. Охотно ли вы приступаете к  организации различных мероприятий  для своих товарищей?

      35. Правда ли, что вы не чувствуете  себя достаточно уверенным и  спокойным, когда приходится говорить  что-либо большой группе людей?

      36. Часто ли вы опаздываете на  деловые встречи и свидания?

      37. Верно ли, что у вас много  друзей?

      38. Часто ли вы оказываетесь в  центре внимания у своих друзей?

Информация о работе Психологическая харатеристика способностей