Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:34, курсовая работа
Цель работы – дать психологическую характеристику способностей человека.
Задачи:
1.Охарактеризовать психологическую сущность способностей.
2.Выделить и описать виды способностей.
3.Проанализировать развитие способностей.
4.Провести практическое исследование.
Введение 3
Глава I. Психологическая характеристика способностей 5
1.1. Понятие способностей 5
1.2. Природа способностей 7
1.3. Виды способностей. 10
1.4. Структура способностей 12
Глава II. Развитие способностей 15
2.1. Развитие способностей в онтогенезе 15
2.2. Одаренность и талант 17
Глава III. Проблема диагностики способностей 21
3.1. Проблема диагностики способностей 21
3.2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей у испытуемого 25
Заключение 27
Библиографический список использованной литературы 29
Приложение 30
Существует ряд профессий, требующих высокого уровня развития коммуникативных и организаторских способностей.
К таким относятся: труд учителя, тренера, врача, руководителя различных подразделений, научных учреждений. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.
Таким
образом, коммуникативные и
Методика
«КОС-1» (выявление и оценка коммуникативных
и организаторских
Возможности
проявления коммуникативных и
организаторских склонностей
Оценочный
коэффициент (К) коммуникативных и
организаторских способностей выражается
отношением количества совпадающих
с дешифратором ответов по каждому
разделу к максимально
К = n/20,
где К – величина оценочного коэффициента,
n – количество совпадающих с дешифратором ответов.
Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских способностей, близкие к 0 – о низком уровне.
Испытуемая: женщина 25 лет, имеет высшее образование, работает преподавателем в музыкальной школе.
По результатам исследования оценочный коэффициент К коммуникативных способностей у испытуемой составляет 0,82. Это соответствует 5 баллам по шкале коммуникативных способностей [18; 210].
Это
говорит о том, что испытуемая
обладает очень высоким уровнем
проявления коммуникативных и организаторских
склонностей. Она испытывает потребность
в коммуникативной и организаторской
деятельности, и активно стремится к ней.
Для нее характерны быстрая ориентация
в трудных ситуациях, непринужденность
поведения в новом коллективе. Она инициативна,
предпочитает в важном деле или создавшейся
сложной ситуации принимать самостоятельные
решения, отстаивать свое мнение и добивается,
чтобы оно было принято товарищами. Испытуемая
может внести оживление в незнакомую компанию,
любит организовывать различные игры,
мероприятия, настойчива в деятельности,
которая их привлекает.
Оценочный
коэффициент К организаторских
способностей у испытуемой составляет
0,71. Это соответствует 4 баллам по шкале
организаторских способностей и
является свидетельством принадлежности
испытуемой к группе лиц с высоким
уровнем проявления коммуникативных
способностей. Испытуемая не теряется
в новой обстановке, быстро находит друзей,
постоянно стремится расширять свой круг
общения. Помимо этого, ей нравятся общественные
дела, особенно такие, где необходимо проявить
инициативу и организовать дело, ориентируясь
на обстоятельства.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности.
Существует три основных подхода к пониманию природы способностей. Согласно первого, происхождение человеческих способностей обусловлено врожденными особенностями. Второй подход придает большое значение образованию и воспитанию, предполагая, что способности развиваемы. В современной психологии принято считать, что предпосылками способностей являются задатки - анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, – которые развиваются в процессе воспитания и образования. Особенно интенсивно этот процесс происходит в дошкольном возрасте. Развитие способностей у детей характеризуется комплексностью и разносторонностью.
В зависимости от области проявления выделяют общие и частные способности, от характера деятельности - теоретические и практические способности, от преобладающего компонента - учебные и творческие, от степени реализованности - потенциальные и актуальные, от сферы проявления - познавательные и практические способности.
В структуре способностей выделяют общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех в одном виде деятельности.
Относительная легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, обусловленная общими способностями, называется одаренностью. Высокий уровень развития специальных способностей - это талант. Гениальность определяется высоким уровнем развития как общих, так и специальных способностей (часто из разных сфер деятельности).
Для
диагностики способностей применяются
тестовые методики. Основной недостаток
тестирования при диагностике способностей
– тот факт, что получаемая информация
свидетельствует лишь об уровне подготовки,
о знаниях, умениях, навыках, о развитии
профессионально важных качеств об отношении
к обследованию и т.п. Установить потенциал
той или иной способности, дать прогноз
развития невозможно.
(Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей)
1.
Много ли у вас друзей, с
которыми вы постоянно
2 Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?
3.
Долго ли вас беспокоит
4.
Всегда ли вам трудно
5.
Есть ли у вас стремление
к установлению новых
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7.
Верно ли, что вам приятнее
и проще проводить время с
книгой или за каким-либо
8.
Если возникли некоторые
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10.
Любите ли организовывать и
придумывать со своими
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
12.
Часто ли вам удается
13.
Легко ли вам удается
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?
16.
Верно ли, что у вас не бывает
конфликтов с вашими
17.
Стремитесь ли вы при удобном
случае познакомиться и
18. Часто ли в решении дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находится среди людей?
22.
Возникает ли у вас
23.
Испытываете ли вы чувство
затруднения, неудобства или
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26.
Часто ли вы проявляете
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых вам людей?
28.
Верно ли, что вы редко стремитесь
к доказательству своей
29.
Полагаете ли вы, что вам не
представляет особого труда
30.
Принимали ли вы участие в
общественной
работе в школе, классе, группе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32.
Верно ли, что вы не стремитесь
отстаивать свое мнение или
решение, если оно не было
сразу принято вашими
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
34.
Охотно ли вы приступаете к
организации различных
35.
Правда ли, что вы не чувствуете
себя достаточно уверенным и
спокойным, когда приходится
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи и свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38.
Часто ли вы оказываетесь в
центре внимания у своих
Информация о работе Психологическая харатеристика способностей