Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:34, курсовая работа
Цель работы – дать психологическую характеристику способностей человека.
Задачи:
1.Охарактеризовать психологическую сущность способностей.
2.Выделить и описать виды способностей.
3.Проанализировать развитие способностей.
4.Провести практическое исследование.
Введение 3
Глава I. Психологическая характеристика способностей 5
1.1. Понятие способностей 5
1.2. Природа способностей 7
1.3. Виды способностей. 10
1.4. Структура способностей 12
Глава II. Развитие способностей 15
2.1. Развитие способностей в онтогенезе 15
2.2. Одаренность и талант 17
Глава III. Проблема диагностики способностей 21
3.1. Проблема диагностики способностей 21
3.2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей у испытуемого 25
Заключение 27
Библиографический список использованной литературы 29
Приложение 30
-
по преобладанию
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности друга [5; 310].
-
по степени реализованности (
Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности индивида. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
- по сфере проявления (познавательные и практические способности).
Рассмотрим типологию способностей Г. Урунтаевой [17; 290]. Она подразделяет способности на познавательные (к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие) и практические.
Формирование познавательных способностей включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.
Центральное
место в структуре
К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие [17; 292]. Сенсорные связаны с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.
Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол - кружком, а шкаф - прямоугольником [17; 294].
Итак, выделяют несколько оснований для классификации способностей. В зависимости от области проявления выделяют общие и частные способности, от характера деятельности - теоретические и практические способности, от преобладающего компонента - учебные и творческие, от степени реализованности - потенциальные и актуальные, от сферы проявления - познавательные и практические способности.
Структура любой конкретной способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности. Структура литературных способностей включает в себя высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении к др.
Изучая
математические способности, В.А.Крутецкий
установил,
что для успешного выполнения математической
деятельности необходимо:
1) активное, положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;
2)
ряд характерологических черт, прежде
всего трудолюбие, организованность,
самостоятельность,
3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний;
4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;
5)
определенные индивидуально-
При этом первые 4 категории перечисленных свойств следует рассматривать как общие свойства, необходимые для всякой деятельности, а не считать их компонентами способностей, так как иначе компонентами способностей должны считаться интересы, склонности, умения и навыки.
Последняя
группа качеств является специфической,
проявляющей успешность только в
математической деятельности. Это объясняется
тем, что они, во-первых, проявляются
в специфической сфере и не
связаны с проявлением
Ведущие
и вспомогательные компоненты способностей
образуют единство, обеспечивающее успешность
деятельности. Однако не следует считать
структуру способностей жестким, негибким
образованием. Соотношение ведущих и вспомогательных
качеств в конкретной способности различается
у разных людей и в зависимости от того,
какое качество является ведущим, определяются
необходимые вспомогательные способности
и специфика деятельности, ее результат.
Даже в рамках одной и той же деятельности
человек может обладать различным сочетанием
особенностей, которые позволят ему выполнять
ее успешно, компенсируя недостатки. Так,
например, Н.ДЛевитов полагает, что в структуре
педагогических способностей должны присутствовать
следующие качества: 1) способность к
передаче детям знаний в краткой и интересной
форме; 2) способность понимать учеников,
базирующуюся на наблюдательности; 3) самостоятельный
и творческий склад мышления;
4)
находчивость и быструю и
Ф.Н.Гоноболин
расширяет структуру
Но,
вероятно, и этот список будет неполным
и различным
для педагогов, работающих в младших и
старших классах, преподающих разные предметы,
разного пола, возраста и т.д. Структура
способностей к определенной деятельности
у каждого человека индивидуальна так
же, как и его личность.
Итак, в структуре способностей выделяют общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех в одном виде деятельности.
Первичный
этап в развитии любой способности
связан
созреванием необходимых для нее органических
структур или с формированием на их основе
нужных функциональных органов. Он обычно
относится к дошкольному детству, охватывающему
период жизни ребенка от рождения до 6—7
лет. Здесь происходит совершенствование
работы всех анализаторов, развитие и
функциональная дифференциация отдельных
участков коры головного мозга, связей
между ними и органов движения, прежде
всего рук. Это создает благоприятные
условия для начала формирования и развития
у ребенка общих способностей, определенный
уровень которых выступает в качестве
предпосылки (задатков) для последующего
развития специальных способностей [5;
324].
Становление
специальных способностей активно
начинается уже в дошкольном детстве
и ускоренными темпами
Важным
моментом в развитии способностей у
детей выступает
комплексность, т. е. одновременное совершенствование
нескольких
взаимно дополняющих друг друга способностей
[5; 325].
Многоплановость
и разнообразие видов деятельности,
в которые
одновременно включается человек, выступает
как одно из важнейших
условий комплексного и разностороннего
развития его способностей.
В этой связи следует обсудить основные
требования, которые предъявляются к деятельности,
развивающей способности человека. Эти
требования следующие: творческий характер
деятельности, оптимальный уровень ее
трудности для исполнителя, должная мотивация
и обеспечение положительного эмоционального
настроя в ходе и по окончании выполнения
деятельности.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития [5; 326]. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.
Важным
моментом развития человеческих способностей
является их компенсируемость, причем
это относится даже к тем способностям,
для успешного развития которых необходимы
врожденные физиологические задатки.
А. Н. Леонтьев показал, что определенного
уровня развития музыкального слуха можно
добиться и у тех людей, ухо которых с рождения
не очень хорошо приспособлено для обеспечения
звуковысотного слуха (такой слух традиционно
рассматривается как задаток к развитию
музыкальных способностей). Если с помощью
специальных упражнений научить человека
интонировать звуки, т. е. воспроизводить
их частоту при помощи сознательно контролируемой
работы голосовых связок, то в результате
резко повышается звуковысотная чувствительность
и человек оказывается в состоянии различать
звуки разной высоты гораздо лучше, чем
он делал до этого. Правда, такое различение
происходит не на тональной, а на тембральной
основе, но результат оказывается одним
и тем же: обученный
подобным образом индивид демонстрирует
почти такой же музыкальный слух, какой
характерен для людей, имеющих чувствительный
с
рождения к высоте звука орган слуха.
Итак,
в дошкольном возрасте происходит становление
анатомо-физиологических
Общие
способности, обеспечивающие относительную
легкость и продуктивность в овладении
знаниями в различных видах
Информация о работе Психологическая харатеристика способностей