Психологическая харатеристика способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать психологическую характеристику способностей человека.

Задачи:

1.Охарактеризовать психологическую сущность способностей.
2.Выделить и описать виды способностей.
3.Проанализировать развитие способностей.
4.Провести практическое исследование.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психологическая характеристика способностей 5
1.1. Понятие способностей 5
1.2. Природа способностей 7
1.3. Виды способностей. 10
1.4. Структура способностей 12
Глава II. Развитие способностей 15
2.1. Развитие способностей в онтогенезе 15
2.2. Одаренность и талант 17
Глава III. Проблема диагностики способностей 21
3.1. Проблема диагностики способностей 21
3.2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей у испытуемого 25
Заключение 27
Библиографический список использованной литературы 29
Приложение 30

Работа содержит 1 файл

пс сп 2.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

      - по преобладанию воспроизводящего  или творческого компонентов (учебные и  творческие способности).

      Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности друга [5; 310].

      - по степени реализованности (потенциальные  и актуальные способности).

      Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности индивида. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

      - по сфере проявления (познавательные  и практические способности).

     Рассмотрим  типологию способностей Г. Урунтаевой [17; 290]. Она подразделяет способности  на познавательные (к ним относятся  сенсорные, интеллектуальные и творческие) и практические.

     Формирование  познавательных способностей включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

     Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность  создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций [17; 290].

     К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие [17; 292]. Сенсорные связаны  с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

     Основу  развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол - кружком, а шкаф -  прямоугольником [17; 294].

      Итак, выделяют несколько оснований для  классификации способностей. В зависимости от области проявления выделяют общие и частные способности, от характера  деятельности - теоретические и практические способности, от преобладающего компонента - учебные и  творческие, от степени реализованности - потенциальные и актуальные, от сферы проявления - познавательные и практические способности.

      1.4. Структура способностей

      Структура любой конкретной способности включает в себя универсальные или общие  качества, отвечающие требованиям различных  видов деятельности, и специальные  качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности. Структура литературных способностей включает  в себя высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении к др.

      Изучая  математические способности, В.А.Крутецкий  установил, 
что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:

      1) активное, положительное отношение  к математике, склонность заниматься  ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

      2) ряд характерологических черт, прежде  всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые  интеллектуальные чувства;

      3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний;

      4) определенный фонд знаний, умений  и навыков в соответствующей  области;

      5) определенные индивидуально-психологические  особенности в сенсорной и  умственной сферах, отвечающие требованиям  данной деятельности. [3; 27-31].

      При этом первые 4 категории перечисленных  свойств следует рассматривать  как общие свойства, необходимые  для всякой деятельности, а не считать  их компонентами способностей, так  как иначе компонентами способностей должны считаться интересы, склонности, умения и навыки.

      Последняя группа качеств является специфической, проявляющей успешность только в  математической деятельности. Это объясняется  тем, что они, во-первых, проявляются  в специфической сфере и не связаны с проявлением способностей в других областях.  Во-вторых, целый ряд специальных исследований не выявил связей между показателями общего интеллекта и математическими способностями. В-третьих, в школьной практике, как указывают многие учителя, проявление математических способностей не связано с успехами в изучении других предметов.

      Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако не следует считать  структуру способностей жестким, негибким образованием. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности различается у разных людей и в зависимости от того, какое качество является ведущим, определяются необходимые вспомогательные способности и специфика деятельности, ее результат. Даже в рамках одной и той же деятельности человек может обладать различным сочетанием особенностей, которые позволят ему выполнять ее успешно, компенсируя недостатки. Так, например, Н.ДЛевитов полагает, что в структуре педагогических способностей должны присутствовать следующие качества: 1) способность к 
передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать учеников, базирующуюся на наблюдательности; 3) самостоятельный и творческий склад мышления;

      4) находчивость и быструю и точную  ориентировку; 5) организаторские способности. [4; 14-17].

      Ф.Н.Гоноболин  расширяет структуру педагогических способностей, включая сюда: 1) способность  делать учебный материал доступным  учащимся; 2) понимание учителем ученика; 3) творчество в работе; 4) педагогическое волевое влияние на детей; 5) способность организовать детский коллектив; 6) интерес к детям; 7) содержательность и яркость речи; 8) ее образность и убедительность; 9) педагогический такт; 10) способность связывать учебный материал с жизнью; 11) наблюдательность (по отношению к детям); 12) педагогическую требовательность [7; 441].

      Но, вероятно, и этот список будет неполным и различным 
для педагогов, работающих в младших и старших классах, преподающих разные предметы, разного пола, возраста и т.д. Структура способностей к определенной деятельности у каждого человека индивидуальна так же, как и его личность.

      Итак, в структуре способностей выделяют общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех в одном виде деятельности.

Глава II. Развитие способностей

      2.1. Развитие способностей  в онтогенезе

 

      Первичный этап в развитии любой способности  связан 
созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей [5; 324].

      Становление специальных способностей активно  начинается уже в дошкольном детстве  и ускоренными темпами продолжается в школе,  особенно в младших  и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх  детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности.

      Важным  моментом в развитии способностей у  детей выступает 
комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких 
взаимно дополняющих друг друга способностей [5; 325].

      Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые 
одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших 
условий комплексного и разностороннего развития его способностей. 
В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

      Если  выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития [5; 326]. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста,  то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

      Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую  мотивацию означает превращение  цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

      Важным  моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т. е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный 
подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с 
рождения к высоте звука орган слуха.

      Итак, в дошкольном возрасте происходит становление  анатомо-физиологических структур, что создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей. развитие специальных способностей относится к концу дошкольного-началу младшего школьного возраста. Развитие способностей у детей характеризуется комплексностью и разносторонностью.

      2.2. Одаренность и талант

 

      Общие способности, обеспечивающие относительную  легкость и продуктивность в овладении  знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики [16; 142]. Одаренных людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Информация о работе Психологическая харатеристика способностей