Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:34, курсовая работа
Цель работы – дать психологическую характеристику способностей человека.
Задачи:
1.Охарактеризовать психологическую сущность способностей.
2.Выделить и описать виды способностей.
3.Проанализировать развитие способностей.
4.Провести практическое исследование.
Введение 3
Глава I. Психологическая характеристика способностей 5
1.1. Понятие способностей 5
1.2. Природа способностей 7
1.3. Виды способностей. 10
1.4. Структура способностей 12
Глава II. Развитие способностей 15
2.1. Развитие способностей в онтогенезе 15
2.2. Одаренность и талант 17
Глава III. Проблема диагностики способностей 21
3.1. Проблема диагностики способностей 21
3.2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей у испытуемого 25
Заключение 27
Библиографический список использованной литературы 29
Приложение 30
Всякая деятельность требует от человек обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности. Причем к способностям относят только те особенности, которые имеют психологическую основу, кроме того, индивидуально варьируются.
Наблюдение за выдающимися людьми велось с давних времен, однако не было объективных доказательств того или иного предположения относительно природы и свойств способностей. Именно поэтому приобретают ценность исследования, проведенные в XX веке специалистами разных отраслей знания: психологами, генетиками, медиками. В отечественной науке своими работами в области психологии способностей известен Б. М. Теплов. Он сумел обобщить собственные наблюдения и проанализировать биографии известных людей, определив ставшую классической триаду признаков способностей: «во-первых, под способностями разумеются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого.. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека» [13, с. 55].
Объект работы – способности человека.
Предмет
– психологическая
Цель работы – дать психологическую характеристику способностей человека.
Задачи:
Практическая значимость работы определяется содержащимся в ней материалом, который может быть использован преподавателями при чтении лекций, студентами – при подготовке к экзаменам и зачетам.
Под способностями понимают «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности» [16; 186].
Подчеркивая
связь способностей с успешной деятельностью,
следует ограничить круг индивидуально-варьирующих
особенностей только теми, которые обеспечивают
эффективный результат деятельности.
Способных людей от неспособных отличает
более быстрое освоение деятельности,
достижение в ней большей эффективности.
Способности выступают как сложное синтетическое
образование, зависящее и включающее в
себя не только различные психофизические
функции и психические процессы, но и все
развитие личности. Хотя внешне способности
проявляются в деятельности: в навыках,
умениях и знаниях личности, но в то же
время способности и деятельность не тождественны
друг другу [7; 420]. Так, человек может быть
хорошо технически подготовлен и образован,
но мало способен к какой-либо деятельности.
Известны, например, феноменальные счетчики
— лица, которые с чрезвычайной быстротой
производят в уме сложные вычисления,
обладая при этом весьма средними математическими
способностями.
Как отмечает А.В.Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность [9; 205]. Здесь можно провести аналогию с брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий.
Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики: их можно установить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т.п.
Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.
Б.М.Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».
«Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [13; 17-18].
Интересен подход к сущности способностей В. Д. Шадрикова. Он определяет способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности».184 Понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, позволяет указать место способностей в структуре психики. Как правило, при определении психики рассматриваются три ее аспекта: свойства высокоорганизованной материи отражать объективный мир, субъективный образ объективного мира и переживания. Сравнивая определение психики и способностей, В. Д. Шадриков полагает, что способности реализуют функцию отражения и преобразования действительности в практической и идеально формах. Способности – одно из базовых качеств психики наряду с содержательной стороной, включающей знания об объективном мире и переживания. Способности конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, относя его к отдельным психическим функциям. Одновременно способности характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства, отнесенного к конкретной психической функции. Таким образом, способности находят свое место в структуре психики, конкретизируя общее понятие психики как свойства мозга отражать объективный мир, дифференцируя это свойство на конкретные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности, придавая ему действенный характер [16; 184-185].
Итак,
способности – это
Природа
человеческих способностей до сих пор
вызывает достаточно бурные споры среди
ученых. Одна из господствующих точек
зрения, ведущая свою историю еще
от Платона, утверждает, что способности
биологически обусловлены и их проявление
целиком зависит от унаследованного фонда.
Обучение и воспитание может лишь изменять
скорость их появления, но они всегда проявятся
тем или иным образом. В качестве доказательства
врожденности способностей обычно указывают
на
факты индивидуальных различий, проявляющихся
в детском возрасте, когда воздействие
обучения и воспитания, казалось бы, еще
не могло быть определяющим. Так, например,
музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась
в 3 года, Гайдна — в 4. Талант в живописи
и в скульптуре проявляется несколько
позднее: у Рафаэля — в 8 лет, у Ван-Дейка
— в 10, у Дюрера — в 15 лет [7; 427].
Представители
другой крайней точки зрения считают,
что
особенности психики целиком определяются
качеством воспитания и обучения. Так,
еще в XVIII в. К.А.Гельвеций провозгласил,
что посредством воспитания можно сформировать
гениальность. Сторонники данного направления
ссылаются на случаи, когда дети самых
отсталых и примитивных племен, получив
соответствующее обучение, ничем не отличались
от образованных европейцев. Здесь же
говорят о случаях социальной изоляции,
ведущих к дефициту общения, в особенностях
о так
называемых «детях-маугли», которые убедительно
свидетельствуют о непоправимом уровне,
даже невозможности собственно человеческого
развития вне социума [5; 329].
Доказательства
представляют также факты массового
развития некоторых специальных
способностей в условиях определенных
культур. Пример такого развития был
обнаружен в исследовании звуковысотного
слуха, которое проводилось О.Н.
Звуковысотный
слух, или восприятие высоты звука,
составляет основу музыкального слуха.
Исследуя эту перцептивную способность
с помощью специального метода, ученые
обнаружили сильную недоразвитость ее
примерно у одной трети взрослых русских
испытуемых. Применение того же метода
к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные
результаты: все они по показателям звукочастотного
слуха оказались в группе лучших. Эти различия
находят объяснение в особенностях русского
и вьетнамского языков: первый относится
к тембровым, второй — к тональным
языкам. В результате все вьетнамцы, овладевая
в раннем детстве родной речью, одновременно
развивают музыкальный слух, чего не происходит
с русскими или европейскими детьми [7;
428].
Содержание понятия «способность», которым оперирует психология, включает в себя понимание способности как действительности, как результата реализации определенных возможностей, но оно включает в себя и понимание способностей как возможностей, т. е. объективных тенденций, заключенных в явлении, которые могут стать, но могут и не стать фактами действительности. Если использовать предлагаемое различие абстрактной (формальной) и реальной (конкретной) возможностей , для психологии особенно актуальным является изучениереальных возможностей каждого человека.
В
числе разнообразных
Виды
способностей.
Существует
несколько оснований для
- по области проявления (общие и частные способности).
Общие
способности включают те, которыми определяются
успехи человека в самых различных видах
деятельности. К ним, например,
относятся умственные способности, тонкость
и точность ручных движений, развитая
память, совершенная речь и ряд других.
Специальные способности определяют
успехи человека в специфических видах
деятельности, для осуществления которых
необходимы задатки особого рода и их
развитие. К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные,
художественно-творческие, спортивные
и ряд других. Наличие у человека общих
способностей не исключает развития специальных
и наоборот. Нередко общие и специальные
способности сосуществуют, взаимно дополняя
и обогащая друг друга [5; 310].
- по характеру деятельности (теоретические и практические способности).
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям друга [5; 310].
Информация о работе Психологическая харатеристика способностей