Психологическая харатеристика способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать психологическую характеристику способностей человека.

Задачи:

1.Охарактеризовать психологическую сущность способностей.
2.Выделить и описать виды способностей.
3.Проанализировать развитие способностей.
4.Провести практическое исследование.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психологическая характеристика способностей 5
1.1. Понятие способностей 5
1.2. Природа способностей 7
1.3. Виды способностей. 10
1.4. Структура способностей 12
Глава II. Развитие способностей 15
2.1. Развитие способностей в онтогенезе 15
2.2. Одаренность и талант 17
Глава III. Проблема диагностики способностей 21
3.1. Проблема диагностики способностей 21
3.2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей у испытуемого 25
Заключение 27
Библиографический список использованной литературы 29
Приложение 30

Работа содержит 1 файл

пс сп 2.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

 

     Всякая  деятельность требует от человек обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности. Причем к способностям относят только те особенности, которые имеют психологическую основу, кроме того, индивидуально варьируются.

     Наблюдение  за выдающимися людьми велось с давних времен, однако не было объективных  доказательств того или иного  предположения относительно природы и свойств способностей. Именно поэтому приобретают ценность исследования, проведенные в XX веке специалистами разных отраслей знания: психологами, генетиками, медиками. В отечественной науке своими работами в области психологии способностей известен Б. М. Теплов. Он сумел обобщить собственные наблюдения и проанализировать биографии известных людей, определив ставшую классической триаду признаков способностей: «во-первых, под способностями разумеются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого.. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека» [13, с. 55].

     Объект  работы – способности  человека.

     Предмет – психологическая характеристика способностей человека.

     Цель  работы – дать психологическую характеристику способностей человека.

     Задачи:

  1. Охарактеризовать психологическую сущность способностей.
  2. Выделить и описать виды способностей.
  3. Проанализировать развитие способностей.
  4. Провести практическое исследование.

     Практическая  значимость работы определяется содержащимся в ней  материалом, который может быть использован преподавателями при чтении лекций, студентами – при подготовке к экзаменам  и зачетам. 

      

 

Глава I. Психологическая  характеристика способностей

    1. Понятие способностей
 

      Под способностями понимают «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности» [16; 186].

      Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, 
следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и все развитие личности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу [7; 420]. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

      Как отмечает А.В.Петровский, по отношению  к навыкам, умениям и знаниям  человека способности выступают  как некоторая возможность [9; 205]. Здесь можно провести аналогию с  брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий.

      Однако  знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь  в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются  дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики: их можно установить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т.п.

      Таким образом, можно сказать, что способности  проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

      Б.М.Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».

      «Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

      В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или  умениям, которые уже выработаны у данного человека» [13; 17-18].

      Интересен подход к сущности способностей В. Д. Шадрикова. Он определяет  способности  как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности».184 Понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, позволяет указать место способностей в структуре психики. Как правило, при определении психики рассматриваются три ее аспекта: свойства высокоорганизованной материи отражать объективный мир, субъективный образ объективного мира и переживания. Сравнивая определение психики и способностей, В. Д. Шадриков полагает, что способности реализуют функцию отражения и преобразования действительности в практической и идеально  формах. Способности – одно из базовых качеств психики наряду с содержательной стороной, включающей знания об объективном мире и переживания. Способности конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, относя его к отдельным психическим функциям. Одновременно способности характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства, отнесенного к конкретной психической функции. Таким образом, способности находят свое место в структуре психики, конкретизируя общее понятие психики как свойства мозга отражать объективный мир, дифференцируя это свойство на конкретные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности, придавая ему действенный характер [16; 184-185].

      Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности.

    1. Природа способностей
 

      Природа человеческих способностей до сих пор  вызывает достаточно бурные споры среди  ученых. Одна из господствующих точек  зрения, ведущая свою историю еще  от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на 
факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна — в 4. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в 8 лет, у Ван-Дейка — в 10, у Дюрера — в 15 лет [7; 427].

      Представители другой крайней точки зрения считают, что 
особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К.А.Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в особенностях о так 
называемых «детях-маугли», которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уровне, даже невозможности собственно человеческого развития вне социума [5; 329].

      Доказательства  представляют также факты массового  развития некоторых специальных  способностей в условиях определенных культур. Пример такого развития был  обнаружен в исследовании звуковысотного слуха, которое проводилось О.Н.Овчинниковой и Ю.Б.Гиппенрейтер под руководством А.Нлеонтъева [7; 427].

      Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту перцептивную способность  с помощью специального метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость ее примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показателям звукочастотного слуха оказались в группе лучших. Эти различия находят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к тембровым, второй — к тональным 
языкам. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми [7; 428].

 Содержание  понятия «способность», которым  оперирует  психология, включает в  себя понимание способности как  действительности, как результата реализации определенных возможностей, но оно  включает в себя и понимание способностей как возможностей, т. е. объективных тенденций, заключенных в явлении, которые могут стать, но могут и не стать фактами действительности. Если использовать предлагаемое различие абстрактной (формальной) и реальной (конкретной) возможностей , для психологии особенно актуальным является изучениереальных возможностей каждого человека.

      В числе разнообразных возможностей, в частности потенциальных, могут  быть и задатки способностей. Их выявление, распознание — сложная  научная проблема.Способности —  результат развития, задатки же — врожденные анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей. Лучшей экспериментально-теоретической основой для изучения физиологических механизмов индивидуально-психологических различий оказалась концепция И. П. Павлова о типах и свойствах нервной системы. 

      Виды  способностей.  

      Существует  несколько оснований для определения  видов способностей.

      - по области проявления (общие  и частные способности).

      Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, 
относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга [5; 310].

      - по характеру деятельности (теоретические  и практические способности).

      Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям друга [5; 310].

Информация о работе Психологическая харатеристика способностей