Психологическая характеристика педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение психологической характеристики педагогической деятельности.
Объект исследования – педагогическая деятельность.
Предмет исследования – психологические особенности педагогической деятельности.
Для достижения указанных целей были определены следующие задачи:
Изучить понятие и структуру педагогической деятельности.
Проанализировать психолого-педагогические исследования профессионально важных качеств личности учителя.

Содержание

1Введение
2Основная часть
1 Понятие и структура педагогической деятельности
2Анализ психолого-педагогических исследований профессионально важных качеств личности учителя
3 Педагогические способности, их структура и содержание 3Заключение
4Глоссарий
5Список использованных источников
6Список сокращений
7Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (2).doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Деятельность учителя направлена на проектирование, конструирование учебного процесса и его осуществление. Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, М.Л.Фрумкин, А.И. Щербаков и др.):

- гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);

- конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);

- организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);

- коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);

- прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т.д.)).

Нетрудно заметить, что представленные компоненты не только взаимосвязаны, но иногда и достаточно сильно пересекаются. Все компоненты педагогической деятельности образуют целостную динамическую структуру, в которой «одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие – второстепенную, подчиненную»1.

Н.В.Кузьмина и А.И.Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты2.

Проблему педагогического творчества и совершенствования профессионального мастерства учителя следует решать комплексно, в процессе творческого саморазвития учителя. Каждый учитель может стать творческим педагогом «…при большом стремлении, ясной цели, при упорстве и трудолюбии, при непрекращающейся работе по самообразованию, развитию общей культуры личности…»1.

Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.

Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

- высокая гражданская ответственность и социальная активность;

- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

К. Д. Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы»1.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Заключение

На основании вышеизложенного материала следует отметить, что отличие педагогической деятельности от любой производственной заключается в ее духовном характере, что определяет своеобразие всех ее компонентов.

Сущность педагогической деятельности заключается в «объектно-субъектном преобразовании личности». С этой точки зрения справедливо утверждение о том, что истинным объектом педагогической деятельности является не сам ученик, а педагогический процесс, представляющий собой систему взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как главный компонент.

Педагог имеет дело с высшей ценностью - личностью ученика, который является субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению: без обращения к ее внутренним силам, потенциям, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным.

Особенностью преподавательской деятельности является ее сложный, неоднозначный характер. Преподаватель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственной индивидуальностью, причем в учебной группе обычно представлен широкий спектр юных личностей. К этому добавляются факторы неординарных, постоянно меняющихся условий педагогической деятельности, многообразия педагогических задач.

Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др.

Под педагогическими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, ее (психологические) качества, которые отвечают (соответствуют) требованиям, предъявляемым педагогической деятельностью к человеку-исполнителю (т.е. учителю) и определяют тем самым успешное овладение этой деятельностью.

Исследования советских психологов и педагогов Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И.Щербакова и др. показали, что педагогические способности – сложное структурное психологическое образование.

В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:

- личностные способности (характерологические черты): расположенность к детям, выдержка и самообладание;

- дидактические способности (связанные с передачей информации учащимся): способность объяснять, экспрессивно-речевые способности, академические способности;

- организационно-коммуникативные способности (связанные с организаторской функцией и общением): организаторские способности, коммуникативные способности, перцептивные способности, суггестивная способность (волевое воздействие на учащихся), педагогический такт, педагогическое воображение (способность предвидеть последствия своих действий).

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез.

Глоссарий

 

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Взаимодействие

процесс непосредственного  или опосредованного взаимного  влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

2

Воспитание

целенаправленное управление процессом развития человека через  его включение в различные  виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

3

Личность

общественный индивид, субъект и объект социальных отношений  в историческом процессе, проявляющий  себя в деятельности, поведении, общении, облике

4

Образование

процесс и результат  усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности

5

Обучение

вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика  доводятся до должного уровня

6

Педагогика

наука о специально организованной целенаправленной и систематической  деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах  воспитания, образования и обучения

7

Педагогическая деятельность

деятельность, которая  обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению

8

Педагогическая диагностика

исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий  и обстоятельств, в которых будет  протекать педагогический процесс

9

Педагогическое мастерство

синтез личностно-деловых  качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического  процесса.

10

Педагогический процесс

динамическая система, систем образующим фактором которой  является педагогическая цель

11

Педагогическая психология

отрасль психологии, изучающая  закономерности развития человека в  условиях обучения и воспитания

12

Педагогическая система

множество взаимосвязанных  структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности, функционирующих в целостном педагогическом процесс

13

Позиция

система отношений человека к определенным сторонам и явлениям окружающей действительности, проявляется  в соответствующих переживаниях и действиях.

14

Способности

индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

15

Развитие

направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества

16

Толерантность

терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

17

Целостность педагоги-ческого процесса

синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий субъектов, функционирующих в нем.

18

Эмпатия

 сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого


Список использованных источников

 

     1 Беспалько В.П., Татур Ю.Г.

Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. – М.: Высшая школа, 1989. -144 с.

2 Гоноболин Ф.Н

О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. – 1975. - № 1. С.100-111

3 Гоноболин Ф.Н

. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1965. - 260 с.

4 Зимняя И. А

Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

 5 Ильенков Э.В

Философия и культура. – М.: Издательство политической литературы,, 1991. – 464 с.

6 Каптерев П.Ф.

. Дидактические очерки. Теория образования, 2-е изд. - Пг., 1915. - 434 с.

7 Крутецкий В.А.

Психология обучения и воспитания школьников./ В.А. Крутецкий – М.: Педагогика 1976. - 345 с.

8 Крутецкий В. А.

. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980.-352 с.

9 Кузьмина Н.В.

Очерки психологии труда учителя. – Л.: ЛГУ, 1967. - 183 с.

10 Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А.

. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

11 Платонов К.К.

О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. – 215 с.


 

Список сокращений

 

пр. – прочие

с. – страница(ы)

т.д. – так далее

т.к. – так как

т.о. – таким образом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Анализ индивидуального  стиля педагогической деятельности.

 
Назначение теста: анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности и формулирование рекомендаций по совершенствованию этого стиля.

Описание теста: в основу методики положен подход, разработанный А.М.Марковой совместно с А.Я.Никоновой. В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие признаки:

- содержательные характеристики  стиля (преимущественная ориентация  учителя на процесс или результат  своего труда, развертывание учителем  ориентировочного и контрольно-оценочного  этапов в своем труде);

- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.);

результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к  предмету).

Инструкция к тесту: ответьте «Да» или «Нет» на вопросы теста.

Интерпретация результатов:

Эмоционально-импровизационный стиль – 0%

Эмоционально-методичный стиль – 65%

Рассуждающее-импровизационный стиль – 0%

Рассуждающее-методичный стиль – 35%

 

 

 

Информация о работе Психологическая характеристика педагогической деятельности