Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа
Целью нашего исследования является: изучить психологические основы ребенка к школьному обучению и разработать рекомендации.
Объект исследования: психологическая готовность младшего школьника к обучению в школе.
Предмет исследования: диагностика нарушения психологической помощи детям не подготовленных к школьному обучению.
Введение носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка. По форме, по манере общения «введение строится как обучения новичка учебному сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети – чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая эти, по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Таким образом:
для организации
ВЫВОД
1. Под
психологической готовностью к
школьному обучению понимается
необходимость и достаточный
уровень психологического
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
2. Под
психофизической готовностью
Под интеллектуальной
готовностью понимается развитие мыслительных
процессов – способность
Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Несформированность
одного из компонентов школьной готовности
является не благоприятным вариантом
развития и ведет к затруднениям
в адаптации к школе: в учебной
и социально-психологической
Для подготовки
ребенка к успешному школьному
обучению существуют различные подходы:
специальные занятия в д/саду
на этапе адаптации к школе, диагностика
школьной готовности и подготовка до
школы.
Заключение
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит расстроенный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется "школьные будни".
Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это, прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная.
Психологическая
готовность к школьному обучению
— сформированность у ребенка
психологических свойств, без которых
невозможно успешное овладение учебной
деятельностью в школе. Выделяют:
общую психологическую
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Под писхофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.
Под интеллектуальной
готовностью понимается развитие мыслительных
процессов – способность
Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Несформированность
одного из компонентов школьной готовности
является не благоприятным вариантом
развития и ведет к затруднениям
в адаптации к школе: в учебной
и социально-психологической
Для подготовки
ребенка к успешному школьному
обучению существуют различные подходы:
специальные занятия в д/саду
на этапе адаптации к шк
Библиографический список
1. Авраменко
Н.К. Подготовка ребенка к
2. Агафонова
И.Н. Психологическая
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 – 180с.
4. Бугрименко
Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные
5. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
6. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
7. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 –189 с.
8. Венгер
Л.А. «Психологические вопросы
подготовки детей к обучению
в школе, «Дошкольное
9. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
10. Гуткина
Н.Н. Диагностическая
11. Диагностическая
и коррекционная работа
12. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994 – 189 с.
13. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 –16с.
14. Запорожец
А.В. Подготовка детей к школе.
250-257
15. Козлов
Н. А. «Лучшие психологические
игры и упражнения»,
Екатеринбург, 1998 - 136 с.
16. Кравцов
Е. Е. «Психологические
17. Кулагина
И. Ю. «Возрастная психология»,
18. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977- 278 с.
19. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.
20. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.
21. Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 – 315 с.
22. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 – 189 с.
23. Овчарова
Р. В. «Практическая психология
в начальной школе», М. 1999
261 с.
24. «Особенности
психологического развития
25. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 1978 – 291 с.
26. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978 – 291 с.
27. «Практикум
по возрастной и
И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.
28. «Психологические
тесты», под ред. А. А. Карелина,
М. 1999 – кн. 1,
205 с.
29. Рогов
Н. И. «Настольная книга
1, 214 с.
30. «Руководство
практического психолога», под ред.
И. В. Дубровиной, М.
1999 (с 31 – 65).
31. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы», М. 1993 – 215 с.
32. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.
33. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., ВиноградоваА. М., М. 1999 – 178 с.
34. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И.В., Зацепин В.В., М., 1999 – 253 с.
35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 – 94 с.
36. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с.оле, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.
Приложения
Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна - Иерасека.
Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна - Иерасека. Он содержит 3 задания.
1. Рисование фигуры человека.
2. Графическое
копирование фразы из
3. Срисовывание
точек в определенном
Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Инструкция к тесту.
Все три
задания методики направлены на определение
развития тонкой моторики руки, координации
движений и зрения. Все это необходимо
для того, чтобы ребенок в школе
научился писать. Кроме того, с помощью
этого теста в общих чертах
можно определить интеллектуальное
развитие ребенка, умение подражать
образцу и способность к
Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
А. Копирование
фразы "Ей дан чай"
Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную
письменными(!)
буквами. Если ваш ребенок уже
умеет писать, то следует предложить
ему скопировать образец
Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также.
1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
Информация о работе Психологическая готовности ребенка к школе