Психологическая готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является: изучить психологические основы ребенка к школьному обучению и разработать рекомендации.
Объект исследования: психологическая готовность младшего школьника к обучению в школе.
Предмет исследования: диагностика нарушения психологической помощи детям не подготовленных к школьному обучению.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 35.55 Кб (Скачать)

  Введение  носит промежуточный характер, соответствующий  самоощущению ребенка. По форме, по манере общения «введение строится как  обучения новичка учебному сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети – чисто дошкольный: дидактические  игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая эти, по сути развивающие  задания, мы не стремимся научить  их в совершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены  на основании отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

  Таким образом: для организации психологической  помощи ребенку на этапе подготовки к школьному обучению применяют  следующие приемы: подготовка в д/саду, диагностика в школе с последующими коррекционными занятиями. 

  ВЫВОД

  1. Под  психологической готовностью к  школьному обучению понимается  необходимость и достаточный  уровень психологического развития  ребенка для освоения школьной  программы в условиях обучения  в коллективе сверстников.

  Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения с  ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

  2. Под  психофизической готовностью понимается  физическое созревание ребенка,  а также созревание структур  мозга, обеспечивающее соответствующих  возрастной норме уровня развития  психических процессов.

  Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе  образных и нравственных, соответствующее  речевое развитие, познавательная активность.

  Под личностной готовностью понимается наличие  развитой учебной мотивации, навыков  общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная  и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

  Несформированность  одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом  развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной  и социально-психологической сфере.

  Для подготовки ребенка к успешному школьному  обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика  школьной готовности и подготовка до школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Наверное, каждый ребенок идет в первый класс  с надеждой, что в школе все  у него будет хорошо. И учительница  будет красивая и добрая, и одноклассники  будут с ним дружить, и учиться  он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже  без особой охоты собирается утром  в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы  приходит расстроенный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая  называется "школьные будни".

  Почему  же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу  как что-то очень интересное и  связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это, прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная.

  Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка  психологических свойств, без которых  невозможно успешное овладение учебной  деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой  свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.

  Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения с  ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

  Под писхофизической  готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих  возрастной норме уровня развития психических  процессов.

  Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе  образных и нравственных, соответствующее  речевое развитие, познавательная активность.

  Под личностной готовностью понимается наличие  развитой учебной мотивации, навыков  общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

  Несформированность  одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом  развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной  и социально-психологической сфере.

  Для подготовки ребенка к успешному школьному  обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к шк  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Библиографический список

  1. Авраменко  Н.К. Подготовка ребенка к школе.  М., 1972 – 48 с.

  2. Агафонова  И.Н. Психологическая готовность  к школе в контексте проблемы  адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

  3. Амонашвили  Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 –  180с.

  4. Бугрименко  Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности  благополучных детей М. 1994 – 189 с.

  5. Буря  Р.С. «Готовим детей к школе  М., 1987 – 93с.

  6. Венгер  Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 –  189 с.

  7. Венгер  Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли  ваш ребенок к школе?» М. 1994 –189 с.

  8. Венгер  Л.А. «Психологические вопросы  подготовки детей к обучению  в школе, «Дошкольное воспитание»  1970 – 289 с.

  9. Готовность  к школе / Под редакцией Дубровиной  М. 1995 – 289 с.

  10. Гуткина  Н.Н. Диагностическая программа  по определению психологической  готовности детей 6-7 лет к школьному  обучению «Психологическое образование» 1997 – 235 с.

  11. Диагностическая  и коррекционная работа школьного  психолога /Под редакцией Дубровиной  М. 1987 – 235 с.

  12. Дьяченко  О.М. Веракса Н.Е. Чего на  свете не бывает М. 1994 – 189 с.

  13. Ефимова  С.П. Как готовить ребенка к  школе. Советы врача М. 1992 –16с.

  14. Запорожец  А.В. Подготовка детей к школе.  Основы дошкольной педагогики /Под  редакцией А.В. Запорожца, Г.А.  Марковой М. 980 – с.

  250-257

  15. Козлов  Н. А. «Лучшие психологические  игры и упражнения», 
Екатеринбург, 1998 - 136 с.

  16. Кравцов  Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению  в школе», М., 1991 - 145 с.

  17. Кулагина  И. Ю. «Возрастная психология»,  М., 1991 - 335 с.

  18. Люблинская  А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977- 278 с.

  19. Марлова  Г. А. «Подготовка детей к  школе в семье», М., 1976 - 190 с.

  20. Мухина  В. С. «Психология детства и  отрочества», М., 1998 – 488 с.

  21. Мухина  В. С. «Детская психология»,  М. 1985 – 315 с.

  22. Никитин  Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 – 189 с.

  23. Овчарова  Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999  
261 с.

  24. «Особенности  психологического развития детей  6 – 7 летнего возраста» под  ред. Д. П. Элькошина, А. Л.  Вангера, М. 1988 – 189 с.

  25. Петровский  А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 1978 – 291 с.

  26. Петроченко  Г. Г. «Развитие детей 6 –  7 летнего возраста и подготовка  их к школе», М. 1978 – 291 с.

  27. «Практикум  по возрастной и педагогической  психологии», под редакцией 
И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.

  28. «Психологические  тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 – кн. 1, 
205 с.

  29. Рогов  Н. И. «Настольная книга практического  психолога», М. 1999 – кн. 
1, 214 с.

  30. «Руководство  практического психолога», под ред.  И. В. Дубровиной, М. 
1999 (с 31 – 65).

  31. Самоухина  Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и  коррекционные программы», М. 1993 –  215 с.

  32. Санько  А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение  в школьную жизнь», «Школьный  психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.

  33. «Учимся  общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., ВиноградоваА. М., М. 1999 – 178 с.

  34. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И.В., Зацепин В.В., М., 1999 – 253 с.

  35. Цукерман  Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 – 94 с.

  36. Эльконин  Д. Б. «Психологические игры»,  М., 1978 – 301 с.оле, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.

Приложения

  Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна - Иерасека. 

  Для исследования готовности ребенка к школьному  обучению используют тест Керна - Иерасека. Он содержит 3 задания.

  1. Рисование  фигуры человека.

  2. Графическое  копирование фразы из письменных  букв.

  3. Срисовывание  точек в определенном пространственном  положении. 

  Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень  сформированности тонких двигательных координаций.

  Инструкция  к тесту.

  Все три  задания методики направлены на определение  развития тонкой моторики руки, координации  движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе  научился писать. Кроме того, с помощью  этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать  образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

  Методика  состоит из трех заданий:

  1. Срисовывание  письменных букв.

  2. Срисовывание  группы точек. 

  3. Рисование  мужской фигуры.

  Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково  удобно взять его и правой, и  левой рукой.

  А. Копирование  фразы "Ей дан чай"  

  Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную

  письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже  умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных  слов.

  Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому  попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и  в верхней части листа (показать где) напиши также.

  1 балл - срисованную  фразу можно прочитать. Буквы  не более чем в 2 раза больше  образца. Буквы образуют три  слова. Строка отклонена от  прямой линии не более чем  на 30°. 

Информация о работе Психологическая готовности ребенка к школе