Психологическая готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Работа содержит 1 файл

готовность к школе1.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    «Обучающий эксперимент» (констр. мышление)

    Инструкция: Ребёнку  дают в руки кубики со словами: «Ты будешь складывать из них узоры».

    0 этап.  Чертёж  №1. Помощь не оказывается. Зарисовываются  чертежи не более 129 сек.

    1 этап. Основное  задание чертежи №2. 30 сек. –  самостоятельный поиск. 

    1й  урок. Показываются бело – красные стороны кубиков: «Этот узор из таких деталей». Далее фиксируются изменения в действиях ребёнка.

    2й урок. Показ             . Образец ломается и предлагается продолжить.

    3й  урок. Показ образца                           по частям без соединения. Предлагается соединить.

    4й  урок. Показ нужных действий . Сначала разделить на квадраты.

    2й этап. Аналогичное  задание. Чертёж №3. Фиксируется  способность к переносу усвоенного  навыка.

    Обследование  моторики.

    Проба на динамический праксис  «кулак – ребро - ладонь»

    (А.  Р. Лурия, 1962).

    По наблюдениям психологов задание доступно большинству детей 6лет. Проба чувствительна не только к поражениям двигательных  систем (преимущественно премоторных отделов), но и к дефициту сукцессивных функций, не связанных с двигательным анализатором, т. е. Способности к запоминанию и воспроизведению заданной временной последовательности. В первом случае страдает переключение на следующее движение (происходит персеверация) и его автоматизированность, во втором случае – дети путают последовательность движений, пропускают некоторые из них и т.п.

    Варианты  заданий на слухоречевую память.

    1. лес  хлеб окно стул вода

    2.стол жук стакан утро       игла

    Инструкция:  сейчас я прочитаю тебе 5 слов. Внимательно  послушай и повтори их в том  же порядке.

    Если повторяет  – прекратить эксперимент, если нет – «попробуем ещё раз», читают слова. Повторять до 3х раз.

    В конце исследования (после всех заданий) без предъявления, спросить что помнит, отметить в  протоколе (отметить под чертой).

      лес  хлеб окно стул вода

    1.    1         2         5         3          4

    2.     1        2         3         4          5, т. е. Фиксируется цифрами порядок называния слов.

      Методика вербальных  обобщений.

    Т. к. обследование проводится на учениках первого класса (с 6ти лет) применялось обобщение  понятий более широкого объёма.

    Инструкция: «Думай хорошенькою. Назови одним словом». 

1 Птицы Звери Рыбы (животные)
2 Деревья Травы Кустарники (растения)
3 Мебель Посуда Одежда (вещи)
4 Часы  Весы Градусники (измерительные приборы)
5 Пожары Землетрясения Ураганы (стихийные бедствия)
 
 

    Начинать с 1 или 2. Если отвечает, давать 4, 5. Если нет, то последовательно все примеры. Возможны подсказка и обучение.

Таблица результатов  выполнения методик.

Условные обозначения: «+» - выполнил, «-« - не выполнил методику.

№исп Дом – дерево -человек Кубики  Кооса Кулак –ребро -ладонь Слухоречевая  память Вербальные  обобщения
1 + + + + +
2 + + + + +
3 + + + + +
 
 
 
 
 

Заключение 

      Под психологической готовностью к  школьному обучению понимается необходимый  и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

      Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

      Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах  развития. В этих группах реализуется  развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему - то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

 

 

Библиография: 

  1. Амоношвили  Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.

  2. Божович  Л.И. Избранные психологические  труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/  Москва. 1995 г.

  3. Готовность  к школе  /Под ред. И.В. Дубровинкой/  Москва. 1995 г.

  4. Диагностическая  и координационная работа школьного  психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.

  5. Кулачина  И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

  6. Кравцова  Е.Е. Психологические проблемы  готовности детей к обучению  в школе. Москва. 1983 г.

  7. Мухина  В.С. Детская психология Москва. 1985 г.

  8. Особенности  психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.

  9.Психодиагностика. /Под ред. К. М. Гуревича, Е.М.  Борисовой /Москва2000г.

Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению