Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:03, курсовая работа
Высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
«Обучающий эксперимент» (констр. мышление)
Инструкция: Ребёнку дают в руки кубики со словами: «Ты будешь складывать из них узоры».
0 этап. Чертёж
№1. Помощь не оказывается.
1 этап. Основное
задание чертежи №2. 30 сек. –
самостоятельный поиск.
1й урок. Показываются бело – красные стороны кубиков: «Этот узор из таких деталей». Далее фиксируются изменения в действиях ребёнка.
2й урок. Показ . Образец ломается и предлагается продолжить.
3й урок. Показ образца по частям без соединения. Предлагается соединить.
4й урок. Показ нужных действий . Сначала разделить на квадраты.
2й этап. Аналогичное
задание. Чертёж №3. Фиксируется
способность к переносу
Обследование моторики.
Проба на динамический праксис «кулак – ребро - ладонь»
(А. Р. Лурия, 1962).
По наблюдениям психологов задание доступно большинству детей 6лет. Проба чувствительна не только к поражениям двигательных систем (преимущественно премоторных отделов), но и к дефициту сукцессивных функций, не связанных с двигательным анализатором, т. е. Способности к запоминанию и воспроизведению заданной временной последовательности. В первом случае страдает переключение на следующее движение (происходит персеверация) и его автоматизированность, во втором случае – дети путают последовательность движений, пропускают некоторые из них и т.п.
Варианты заданий на слухоречевую память.
1. лес хлеб окно стул вода
2.стол жук стакан утро игла
Инструкция: сейчас я прочитаю тебе 5 слов. Внимательно послушай и повтори их в том же порядке.
Если повторяет – прекратить эксперимент, если нет – «попробуем ещё раз», читают слова. Повторять до 3х раз.
В конце исследования (после всех заданий) без предъявления, спросить что помнит, отметить в протоколе (отметить под чертой).
лес хлеб окно стул вода
1. 1 2 5 3 4
2. 1 2 3 4 5, т. е. Фиксируется цифрами порядок называния слов.
Методика вербальных обобщений.
Т. к. обследование проводится на учениках первого класса (с 6ти лет) применялось обобщение понятий более широкого объёма.
Инструкция: «Думай
хорошенькою. Назови одним словом».
1 | Птицы | Звери | Рыбы | (животные) |
2 | Деревья | Травы | Кустарники | (растения) |
3 | Мебель | Посуда | Одежда | (вещи) |
4 | Часы | Весы | Градусники | (измерительные приборы) |
5 | Пожары | Землетрясения | Ураганы | (стихийные бедствия) |
Начинать с 1 или 2. Если отвечает, давать 4, 5. Если нет, то последовательно все примеры. Возможны подсказка и обучение.
Таблица результатов выполнения методик.
Условные обозначения: «+» - выполнил, «-« - не выполнил методику.
№исп | Дом – дерево -человек | Кубики Кооса | Кулак –ребро -ладонь | Слухоречевая память | Вербальные обобщения |
1 | + | + | + | + | + |
2 | + | + | + | + | + |
3 | + | + | + | + | + |
Заключение
Под
психологической готовностью к
школьному обучению понимается необходимый
и достаточный уровень
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую
работу с нуждающимися в ней детьми
целесообразно проводить в
Библиография:
1. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.
2. Божович
Л.И. Избранные
3. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.
4. Диагностическая
и координационная работа
5. Кулачина
И.Ю. Возрастная психология
6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 1983 г.
7. Мухина
В.С. Детская психология
8. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.
9.Психодиагностика. /Под ред. К. М. Гуревича, Е.М. Борисовой /Москва2000г.
Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению