Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:03, курсовая работа
Высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Методика
А.Р.Лурии позволяет выявить
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания - мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.
Наиболее распространенными методиками диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие:
а) «Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.
б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
Обобщение
и абстрагирование, последовательность
умозаключений и некоторые
При
отборе детей в школы, учебные
программы которых значительно
усложнены и к интеллекту поступающий
предъявляются повышенные требования
(гимназии, лицеи), использую более
трудные методики. Сложные мыслительные
процессы анализа и синтеза изучаются
при определении детьми понятий, интерпретации
пословиц. Известная методика интерпретации
пословиц имеет интересный вариант , предложенный
Б.В.Зейгарник. Кроме пословицы («Не все
то золото, что блестит», «Не рой яму другому,
сам в нее попадешь» и др.), ребенку задаются
фразы, одна из которых по смыслу соответствует
пословице, а вторая не соответствует
по смыслу, внешне ее напоминает. Например,
к пословице «Не в свои сани не садись»
даются фразы: «Не нужно браться за дело,
которого ты не знаешь» и «Зимой ездят
на санях, а летом на телеге». Ребенок выбирая
одну из двух фраз, объясняет почему она
подходит к пословице, но уже сам выбор
ярко показывает, на содержательные или
внешние признаки ориентируется ребенок,
анализируя суждения.
§ 1.4. Волевая готовность к школьному обучению.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.
Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.
В
современных научных
Одним
из центральных вопросов воли является
вопрос о мотивационной
На
протяжении дошкольного детства
усложняется характер волевой сферы
личности и изменяется ее удельный
вес в общей структуре
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе
с тем, что хотя в дошкольном возрасте
и появляются волевые действия, но
сфера их применения и их место
в поведении ребенка остаются
крайне ограниченными. Исследования показывают,
что только старший дошкольник способен
к длительным волевым усилиям.
§ 1.5. Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями.
Д.Б.Эльконин
связывает возникновение
В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.
Однако
взрослые продолжают оставаться постоянным
притягательным центром, вокруг которого
строится жизнь ребенка. Это порождает
у детей потребность
В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
Нравственные
инстанции порождают у
А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.
Возникновение
у ребенка к концу дошкольного
возраста относительно устойчивой иерархической
структуры мотивов превращает его из существа
ситуативного, в существо, обладающее
известным внутренним единством и организованностью,
способное руководствоваться устойчивыми
желаниями и стремлениями, связанными
с усвоенными им социальными нормами жизни.
Это характеризует новую ступень, которая
позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном
возрасте как о периоде «первоначального,
фактического, склада личности».
§ 1.6. Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.
Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.
Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.
К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.
Сознание
своего социального «Я» и возникновение
на этой основе внутренних позиций т.е.
целостного отношения к окружающему и
самому себе, порождает соответствующие
потребности и стремления, на которых
возникают их новые потребности, но они
уже знают, чего они хотят и к чему стремятся.
В результате игра к концу этого периода
перестает его удовлетворять. У него появляется
потребность выйти за рамки своего детского
образа жизни, занять новое, доступное
ему место и осуществлять реальную, серьезную,
общественно значимую деятельность. Невозможность
реализовать эту потребность порождает
кризис. 7 лет. Изменение самосознания
приводит к переоценке ценностей. Главным
становится все то, что имеет отношение
к учебной деятельности (в первую очередь,
отметки). В кризисный период происходят
изменения в плане переживаний. Осознанные
переживания образуют устойчивые аффективные
комплексы. В дальнейшем эти аффективные
образования изменяются по мере накопления
другого опыта. Переживания приобретают
новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются
связи, становится возможной борьба переживаний.
Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению