Психологическая готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Работа содержит 1 файл

готовность к школе1.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

      Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность  длительное время выполнять не очень  привлекательные задания.

      К социальной зрелости относится потребность  в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

      На  основании этих параметров создаются  тесты для определения школьной зрелости. 

      2.1. Методики исследования.

      Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йерасска.

      Ориентационный  тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

Первое задание  – рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

      Результат каждого задания оценивается  по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется  суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

      Вторая  методика, которая использовалась в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной дошкольника. Это методика "Домик" (Н.И.Гуткиной)

      Методика  представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные  детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.

      Инструкция  испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испутуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе."

      Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые  за ошибки.

Ошибками  считаются:

  а) отсутствие, каких либо детали рисунка.

  б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

  в) не правильное изображение элементов рисунка.

  д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

  е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены

  ж) залезание линий одна на другую.

      Хорошее выполнение рисунка оценивается  в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная  оценка. 

      2.2.  Исследование

      1. Испытуемый Ученик (1).

      Методика "Домик" выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания – 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

      Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого  выполнен несколько хуже, чем предыдущий. Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла т.к. образец скопирован разборчиво, но с небольшими погрешностями. И третье задание почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это некоторое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

      Вывод: ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о  развитие произвольного внимания, сенсомоторной координации.

      То  результатом проведенных методик  можно сделать вывод, что ребенок  готов к школьному обучению. 
 

      2. Испытуемый Ученик (2).

            На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем 30 градусов, от заданного на правления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл.

      За  выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего.

  Первое  задание. Рисунок мужской фигуры  можно оценить 3 балами. На рисунке  изображены голова, туловище, шея,  конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

  Второе  задание. Подражание письменными  буквами – 2 бала т.к. буквы  достигают двойной величены.

  Третье  задание. Срисовывание группы  точек – 1 балл т.к. почти  совершенное подражание образцу.

      Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности.

    3. Испытуемый Ученик (3).

    Методику "Домик" можно оценить, как хорошо выполнение рисунка 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют, все элементы рисунка изображены правильно, нет  разрывов между линиями и залезание  линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет отклонений линий более чем на 30 градусов.

      По  результатам проведения "Ориентационного  теста школьной зрелости" испытуемая набрала – 5 балов.

Задание 1 – 1 балл т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединены посредством линии. Но голова имеется волосы, имеются уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда.

Задание 2. – 2 балла. Буквы скопированы разборчиво, но их размер не соблюден.

Задание 3. – 2 балла Наблюдается небольшое  отклонение точек.

      Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация  зрения т.е. умения необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе.

2.3  Некоторые нейро  и патопсихологические  методики

Тест Йерасика –  Керна обладает высокой прогностической  валидностью и может предсказывать будущую успешность обучения в школе. Однако дети, плохо выполняющие тест, могут также демонстрировать хорошую успеваемость, в связи с чем многие психологи подчёркивают, что данная методика недостаточна для констатации школьной незрелости, а диагностирует лишь наличие школьной зрелости. Поэтому я провёл обследование ещё и по  нескольким другим методикам.

Краткие результаты будут  приведены в таблице после  перечисления методик.

Методики

    Графо – моторные методики.

    Рисунок на заданную тему: «дом – дерево - человек» (Бак,1953).

    Данное задание  является адекватным для детей 5 лет  и старше. Интерпретация проводится как с позиции степени зрелости рисунка (насыщенность существенными  деталями, композиционная сложность), так и в плане оценки сформированности графо – моторных навыков и формообразующих движений, способности передать пространственные признаки предметов и их пропорции (А. Н. Корнев, 1982, 1983). Грубые нарушения пространственных взаимоотношений элементов изображения, распад целостной структуры изображения у ребёнка 6 лет с сохранным интеллектом обычно свидетельствуют  выраженных оптико – пространственных нарушениях, нередко сочетающихся с расстройствами праксиса. Данная картина чаще свойственна прогрессирующим или острым церебральным повреждениям. По данным О. А. Красовской (1980), при острой церебральной недостаточности такая симптоматика у детей чаще наблюдается при очаговом поражении (опухоль, абсцесс, кровоизлияние) правой гемисферы. Для левополушарных поражений более характерны бедные деталями схематичные рисунки.

    Существуют бальные  критерии оценки зрелости рисунка «дом – дерево - человек». Каждый предметный компонент оценивается по наличию  или отсутствию значимых признаков, а затем полученные оценки суммируются. При наличии тех или иных погрешностей вычитается определённое число балов.

    • Оценка изображения человека: возможность узнать в изображении человека – 0,5 балла, наличие: головы, ног, рук, туловища, глаз, носа , рта, одежды, оценивается по 1 баллу за каждую деталь. Наличие: пальцев, ушей, волос – по 2 балла. Наличие : бровей, ресниц или шеи – по 3 балла. Если конечности имеют толщину (изображены 2 мя линиями), начисляется 2 балла, изображение человека в профиль набавляет ещё 2 балла. Правильное прикрепление рук и ног  - по 1 баллу.
    • Оценка изображения дома.  Наличие хотя бы отдаленного сходства с домом – 0,5 баллов. Наличие окон, дверей, крыши – по 1 баллу. Изображение с элементами перспективы – 0,5 балла
    • Оценка изображения дерева: наличие крупных магистральных ветвей – 1балл. Наличие мелких ветвей – 2балла. Листьев – 2балла. Рисунка коры – 1балл. Конусовидный ствол – 1балл. Ствол в виде прямоугольника – 0,5 балла. Ответвление от ствола – 2балла. Схематичное изображение дерева (штамп) – 5баллов. При нарушении параллельности линии в каком либо изображении вычитается по 0,5 балла за каждое нарушение. Рисунки здоровых детей в возрасте 6 лет в большинстве случаев оцениваются не менее чем 18,5 баллами.

      И. Шванцара  (1978) описывает 5 признаков «ограниченности»  в рисунках детей: наклон фигуры + - 15% от вертикальной оси; двойные линии; прерывистые линии; проявление дрожания (трясущиеся линии); не присоединенные линии. Наличие в рисунке 2-х и более признаков «ограниченности» является патогномоничным для органических синдромов. 
     

Конструктивные методики

    Кубики  Кооса. Данное задание является одной из наиболее широко используемых методик оценивания невербального интеллекта, входит в методику Д. Векслера (WISC) и в одинаковой  мере успешно применяется в нейропсихологической практике у взрослых и детей. С его помощью одновременно тестируются: сформированость операций зрительно – пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно – образного мышления и способность к программированию и последовательному осуществлению конструктивной деятельности. Следовательно результат будет зависеть от состояния нескольких  функциональных систем мозга. У детей выполнение существенно страдает при ранних поражениях пирамидных систем мозга.

    Содержанием задания  является конструирование геометрических изображений, приведённых на карточках, из кубиков, каждая сторона которых целиком или на половину окрашена в один из 4х цветов (белый, красный, жёлтый, синий).

Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению