Психологическая деятельность Ганса Юргена Айзенка. Педагогическая деятельность Аристотеля.

Автор: Анна Ярцева, 06 Декабря 2010 в 18:06, реферат

Описание работы

Айзенк обучался в различных частных школах Европы, в 1934 покинул Германию. Изучал физику, а затем психологию в Лондонском университете. Во время учебы он очень увлекался астрологией, внимательно изучал астрологические карты гениев, пытаясь найти в них нечто общее, понять какие судьбы в большей степени способствуют раскрытию дарования. В конце 1930-х гг. он вел переписку со знаменитыми астрологами Европы и Америки. Его интересовал фашизм, он собственноручно составил гороскопы для некоторых представителей верхушки Третьего рейха. Некоторые из них, составленные для Геббельса и Гиммлера, он даже отправил в рейхстаг. Айзенк предостерегал их от необдуманной агрессии, насилия и грядущего краха, но ответа не получил.
После получения высшего образования Айзенк вернулся в Германию, где очень интересовался проводимыми в то время генетическими опытами фашистов. Официальная идеология Германии тех лет, разговоры о сверхнации, состоящей из совершенных людей, о селекции самых красивых, умных, здоровых оказали на него сильное влияние. Биологи и химики нацистской Германии, Италии, Японии уже начали генетические эксперименты над людьми, исследования мозга. Молодой ученый провел и сам несколько исследований человеческого мозга, пытаясь определить наличие зависимости между размерами мозга и интеллектом личности.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

        Даже не стремление к истине, а сам процесс познания необычайно  привлекателен. В этом главная   приманка, изученной мною книги  – «Проверь себя». Человеку приятно, что задача становится в порядке самопроверки, то есть определение способностей отдается в его собственные руки. Иными словами, человек соединят в одном лице исследователя и испытуемого, а книга поставляет и инструмент и программу исследования.

      В процессе решения задач у меня возникало чувство досады, нетерпения, желание бросить решать тесты. Но при успехе вдруг все сменялось  чудесным чувством радости. Успех чаще всего приходил неожиданно, как своего рода озарение. Просматривая только что решенную задачу, я замечала, «что ларчик просто открывался», но я не только удивлялась этому, но и вновь переживала радость открытия.

      В книге «Проверь себя» Айзенк собрал различные виды тестов: смешанные тесты, словесный тест, числовой тест, зрительно-пространственный тест, а так же головоломки для интеллектуалов. Это тесты, предназначенные для определения общего уровня способностей. Смешанный характер тестов лучше всего позволяет дать общую оценку IQ (КИ), при условии, что испытуемый будет строго следовать инструкции.

      Проходя тест, я замечала, что некоторые задания давались мне легче, а некоторые труднее, над некоторыми я размышляла 20-30 секунд, а над некоторыми более 4 минут. После теста я уже разобралась, что задания с цифрами и геометрическими фигурами получались у меня гораздо лучше, нежели со словами, из которых нужно было составить анаграммы.

      Единственное, что раздражало меня больше всего, - это время. На прохождения теста  давалось только 30 минут, а для меня сложно решать задания в строго ограниченное время. Но инструкция, есть инструкция...

      Изучая  наследие Ганса Юргена Айзенка, рассматривая его методы изучения психологии и  лечения больных, я открыла для  себя много нового. Хотя я и не согласна в некоторых моментах с теорией ученого (зависимость  между объемом мозга человека и его интеллектом), но все равно считаю, что Айзенк внес не только большой вклад в психологию, но и в мою жизнь тоже. Я также уверена, что психологическое наследие Айзенка пригодится мне и в дальнейшем.

 

ПЕДАГОГ

Аристотель

(лат. Aristotle) (384-322гг. (IVв. до н.э). Родился в Стагире, во Фракии, на  полуострове Халкидика, Северной Греции. Древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.

      Отец  Аристотеля — Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных  интересах Аристотеля, его серьезных  занятиях анатомией. В 367, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона, был тесно связан с Платоновской школой, однако в скором времени он порвал со своим учителем.  Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течении двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя.

      После смерти Платона в 347 Аристотель выходит  из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344, Аристотель жил в Митилене на острове Лесбос, а в 343 македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу.

      Дважды  в день Аристотель читал  лекции:  утром – акроаматические, о философских  проблемах, для узкого круга учеников, а вечером популярные, для всех желающих, где освещались вопросы этики, риторики и т.п. Отрывочность записей этих лекций, подчас трудно понимаемый стиль (значительно позднее, в I в. до н.э), очевидно, не подлинные сочинения Аристотеля, а записи (конспекты) его учеников, которым нелегко было вести подобные записи, так как предполагается, что ученый читал свои лекции и вел беседы с учениками, прогуливаясь по парку; по-видимому, именно поэтому ученики Аристотеля называются перипатетиками (от греческого глагола «перипатео», что означает  «прогуливаюсь».)

      Местом  школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому  школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил  прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа (от перипато — прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

      В 323 после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитании и он был вынужден покинуть Афины. Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

      Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля — не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели. В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи.

      В натурфилософии1 Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, важное значение в учении Аристотеля имеет этика. Основной принцип аристотелевой этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия).

      В политике Аристотель дал классификацию  форм государственного устройства, к  наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную  демократию), к наихудшим — тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства — подражание (мимесис). Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

      Свое  экономическое учение Аристотель основал на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошел к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. Аристотель установил 2 вида богатства: как совокупность потребительской стоимости и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства Аристотель считал производство – земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, т.к оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются.

      В этике Аристотель выше всего ставил созерцательную деятельность разума, которая по его мысли, заключает  в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н.э отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Напротив, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

      Три книги трактата «Риторика» Аристотель посвятил ораторскому искусству. В  этом трактате риторика обрела стройную систему, была увязана с логикой  и диалектикой. Аристотель создал теорию стиля и разработал основные принципы классической стилистики.

      Сохранившиеся произведения Аристотеля можно расположить  по четырем основным группам, согласно предложенной им классификацией наук: 
 1. Сочинения по логике, составившие свод «Органон» (труды «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитика», «Топика»); 
 2. Сводный труд о началах бытия, называемый «Метафизика»; 
 3. Естественнонаучные работы («Физика», «О небе», «Метеорология», «О происхождении и уничтожении», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»); 
 4. Работы, в которых рассматриваются проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические, эстетические вопросы («Этика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика», «Риторика»).

      В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

 

Вклад    Аристотеля в педагогику.

      Воспитание  – это целенаправленная деятельность, направленная на формирование у воспитанников определенных качеств личности, взглядов, убеждений.

      Психологический процесс воспитания можно представить  так: включение человека в систему  отношений институтов воспитания; приобретение и накопление знаний и других элементов  социального опыта; интериоризация этого опыта, т.е преобразование внутренних структур психики  человека благодаря усвоению структур социальной деятельности; экстериоризация, т.е преобразование внутренних структур психики  человека  в определенное поведение.

      Обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта  направленность реализуется посредством  организации усвоения обучающимся  научных знаний и способов деятельности.

      Цели  обучения и воспитания – это система  требований общества к формированию таких качеств личности. Которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужную обществу социальную деятельность и социальные отношения. Это также планируемый обществом эталон личности, он задается системе обучения в виде социального заказа и определяет развитие социальных институтов формирования личности.

      На  основе своей этической и психологической  концепции Аристотель развил теорию воспитания «свободнорожденных граждан». Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют  три взаимосвязанных стороны воспитания:

        физическое;

      — нравственное;

      — умственное,

      По  мнению Аристотеля, воспитание должно быть направлено на гармоничное развитие личности человека. Он должен быть частью природы и сочетать физические, нравственные и умственные качества. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души – разумной и животной (волевой). Природные задатки, навыки и разум – таковы, по мнению Аристотеля, движущие силы развития, на которые опирается воспитание. Аристотель сделал первую в истории педагогики попытку дать возрастную периодизацию.

      Согласно  ей существует три периода жизни:

      — до 7 лет;

      — от 7 до 14 лет;

      — от 14 до 21 года.

          По  мнению Аристотеля, до 7 лет ребенка  необходимо воспитывать в семье, где он учится говорить, рассказывать сказки и рассказы, закаляется, физически развивается. Но уже в 5 лет ребенка необходимо подготавливать к школе. С 7 лет мальчиков следует отдавать в государственные школы. Основные предметы в таких школах — гимнастика, чтение, письмо, счет, рисование. Особое внимание Аристотель уделял музыке, так как считал, что она является основой эстетического и нравственного воспитания.

          Что касается детей взрослого возраста, то им требовалось уделить должное  внимание математике, астрономии, литературе, истории, философии, музыке. По мнению Аристотеля, “детей следует обучать общеполезным предметам не только в интересах получаемой от этого пользы — таково, например, обучение грамоте, — но и потому, что благодаря этому обучению можно сообщить им целый ряд других сведений”.

Информация о работе Психологическая деятельность Ганса Юргена Айзенка. Педагогическая деятельность Аристотеля.