Психологическая деятельность Ганса Юргена Айзенка. Педагогическая деятельность Аристотеля.

Автор: Анна Ярцева, 06 Декабря 2010 в 18:06, реферат

Описание работы

Айзенк обучался в различных частных школах Европы, в 1934 покинул Германию. Изучал физику, а затем психологию в Лондонском университете. Во время учебы он очень увлекался астрологией, внимательно изучал астрологические карты гениев, пытаясь найти в них нечто общее, понять какие судьбы в большей степени способствуют раскрытию дарования. В конце 1930-х гг. он вел переписку со знаменитыми астрологами Европы и Америки. Его интересовал фашизм, он собственноручно составил гороскопы для некоторых представителей верхушки Третьего рейха. Некоторые из них, составленные для Геббельса и Гиммлера, он даже отправил в рейхстаг. Айзенк предостерегал их от необдуманной агрессии, насилия и грядущего краха, но ответа не получил.
После получения высшего образования Айзенк вернулся в Германию, где очень интересовался проводимыми в то время генетическими опытами фашистов. Официальная идеология Германии тех лет, разговоры о сверхнации, состоящей из совершенных людей, о селекции самых красивых, умных, здоровых оказали на него сильное влияние. Биологи и химики нацистской Германии, Италии, Японии уже начали генетические эксперименты над людьми, исследования мозга. Молодой ученый провел и сам несколько исследований человеческого мозга, пытаясь определить наличие зависимости между размерами мозга и интеллектом личности.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Академия  Труда и Социальных Отношений 
 

Кафедра связей с общественностью 
 
 

РЕФЕРАТ

  Психологическая  деятельность Ганса

Юргена Айзенка.

Педагогическая  деятельность

  Аристотеля.

 
 

      Выполнила: студентка

      социально-экономического

      факультета, очной формы 

      обучения, 1 курса, группы №6,   

      Ярцева  Анна Германовна                            

                                              

                                                              Научный руководитель:  

                                                              профессор Гуляев Владимир  Николаевич 
 

Москва 2006

 

ОГЛАВЛЕНИЕ: 

 

ПСИХОЛОГ

Ганс Юрген Айзенк

(4 марта 1916 — 4 сентября 1997), английский психолог  немецкого происхождения, основатель  клинической психологии в Британии, один из ведущих современных  исследователей интеллекта, придерживающийся  идеи его генетической предопределенности.

      Родился в Берлине, в семье, интересы которой  были максимально далеки от науки: его  мать была киноактрисой, звездой немого кино, снявшейся в 40 фильмах, отец —  популярным конферансье. Родители развелись, когда мальчику едва исполнилось 2 года, и воспитывала его бабушка, которая впоследствии погибла в нацистском концлагере. Сам Айзенк, вопреки всем теориям наследственности (в развитие которых он внес немалый вклад), никакой тяги к артистической карьере не испытывал.

      Айзенк обучался в различных частных школах Европы, в 1934 покинул Германию. Изучал физику, а затем психологию в Лондонском университете. Во время учебы он очень увлекался астрологией, внимательно изучал астрологические карты гениев, пытаясь найти в них нечто общее, понять какие судьбы  в большей степени способствуют раскрытию дарования. В конце 1930-х гг. он вел переписку со знаменитыми астрологами Европы и Америки. Его интересовал фашизм, он собственноручно составил гороскопы для некоторых представителей верхушки Третьего рейха. Некоторые из них, составленные для Геббельса и Гиммлера, он даже отправил в рейхстаг. Айзенк предостерегал их от необдуманной агрессии, насилия и грядущего краха, но ответа не получил.

      После получения высшего образования  Айзенк вернулся в Германию, где очень интересовался проводимыми в то время генетическими опытами фашистов. Официальная идеология Германии тех лет, разговоры о сверхнации, состоящей из совершенных людей, о селекции самых красивых, умных, здоровых оказали на него сильное влияние. Биологи и химики нацистской Германии, Италии, Японии уже начали генетические эксперименты над людьми, исследования мозга. Молодой ученый провел и сам несколько исследований человеческого мозга, пытаясь определить наличие зависимости между размерами мозга и интеллектом личности.

      Вскоре  Айзенк эмигрировал в Англию, где  стал читать лекции. В это же время он задался мыслью измерить человеческий интеллект и на лекциях демонстрировал огромное количество различных измерительных приборов: градусников, термометров, весов Часто его слова вызывали смех, Айзенка считали если и не безумным, то уж точно очень странным. За страсть измерять все коллеги прозвали его «человек-термометр».

      Во  время Второй мировой войны Айзенк работал в военном психиатрическом  госпитале Милл Хилл, где оказывал психологическую помощь военным, перенесшим тяжелые стрессы и травмы. При этом он продолжал заниматься своими исследованиями, испытывал на пациентах различные тесты, созданные различными психологами XIX в. Он много и усердно работал, однако не мог получить ни никаких практических результатов. После войны Айзенк продолжал работать в госпитале, благодаря чему получил возможность пробовать на пациентах новые создаваемые им тесты.

      Его исследования, а также активная критики  учения Фрейда сделали его популярным. Айзенк пытался объяснить природу интеллекта. Он считал, что уровень интеллекта во многом определяется наследственностью, а развитие его в течение жизни не вносит никаких значительных изменений. Однако Айзенк не мог создать конкретного способа исследовать его. Решающую роль сыграли работы французского психолога А. Бине, случайно попавшемуся на глаза  Айзенку. Бине создал серии задач, предназначенные для определения уровня сообразительности детей. На основе результатов этих тестов французское министерство образования организовало обучение умственно неполноценных детей. Айзенк переработал тесты созданные французским ученым для детей, применил их к взрослым и создал свою методику определения коэффициента интеллекта (IQ).

      Этот  метод немедленно завоевал огромную популярность и стал  использоваться повсюду. Айзенк много путешествовал, читал лекции по методологии IQ во многих университетах мира. Он стал состоятельным человеком, получил различные ученые звания и степени. В 1946 г. Айзенк стал директором Института психиатрии в Лондоне. Его работы «Измерение личности» (издана в 1947 г.), «Использование психологии и злоупотребления в ней», «Закат и гибель империи Фрейда» завоевали огромную популярность.

Айзенк считал, что при лечении психических  расстройств, традиционные виды терапии, а в особенности психоанализ практически не эффективны. Он приводил примеры больных, выздоровевших самостоятельно значительно быстрее, нежели при применении психоанализа. Фрейда он считал лишь талантливым писателем, всячески отвергая его научные теории. Сам он приветствовал методику лечения отвращением как наиболее эффективную. По мнению Айзенка, детей, которые устраивают истерики, нужно запирать в комнате на 10 мин, для того чтобы все прошло. Пациентам, страдающим психическими заболеваниями различной степени, он прописывал электрошок и психотропные препараты, вызывающие удушье. От нежелания подвергаться такому крайне неприятному лечению больные быстро выздоравливали. Естественно, такие методы вызывали раздражение и возмущение не только психологов, но и общественности в целом. Айзенка упрекали в жестокости и применении фашистских методов при лечении.

      В середине 1970-х гг. Айзенк написал  ряд статей, в которых вывел свою теорию связи различных заболеваний и типов личности. Так, например, по его мнению, курение не вредно для здоровья и не провоцирует рака легких, это симптомы одного и того же расстройства личности, возможно, генетического происхождения. Тип личности, формирующийся при этом, характеризуется неспособностью выражать эмоции, а также неправильной реакцией на стресс. К заболеваниям сердца склонны люди, чей тип личности можно охарактеризовать как злобный, агрессивный и враждебный. Также в своих статьях Айзенк определил тип личности людей, более склонных к выздоровлению. По его мнению, это больные, которые «хотят сражаться с болезнью», скандалисты,   люди  с неуживчивым характером, подверженные влиянию эмоций.

      В начале 1490-х гг. Айзенк провел исследование, профинансированное американским табачным промышленником, который поддержал взгляды ученого на курение. Это исследование подтвердило гипотезы Айзенка, однако не было воспринято ученой общественностью. Тогда он предложил поставить эксперимент на себе самом. Когда его протестировали с помощью электродов, выяснилось, что в течение всего опыта он оставался совершенно спокоен, реакции были абсолютно нулевые. Экспериментаторы, проводившие опыт, решили даже, что оборудование неисправно. Айзенк подтвердил, что он не испытывает ни страха, ни депрессии, ни ярости. Ганс Юрген Айзенк умер 4 сентября 1997 г. в возрасте 81 года от рака мозга, тем самым полностью подтвердив свою теорию происхождения заболеваний.

      Ганса Юрген Айзенка называли великим провокатором, «ужасным ребенком» 1970-х, несмотря на то. Что он был уже пожилым. Он был очень необычным человеком, чье творчество и образ жизни вызывали много споров и возмущений. За свою жизнь он написал 45 книг и 600 научных статей. Он очень любил сам продавать свои книги, по-хозяйски восседая в книжных магазинах, раздавая автографы своим поклонникам, и до хрипоты спорить с покупателями.

      Многие  научные открытия ученого не были приняты в научном мире, однако они всегда находили отклик среди  общественности. Применение знаменитых тестов Айзенка на определение уровня интеллекта и сейчас является спорным, однако в определенных кругах они весьма популярны.

 

Вклад Айзенка в психологию.

      Доктор  Айзенк внес значительный вклад в  разработку психодиагностических методов  лечения неврозов и других расстройств  личности, проблем исследования интеллекта. Айзенк изучал психофизиологические основы интеллектуальной деятельности и создал «биологическую» теорию интеллекта, которая базируется на предположении о том, что в основе интеллекта лежит скорость прохождения импульса по «каналам нервной связи».

      На  протяжении всей жизни Айзенка интересовали биологические, и в частности  наследственно обусловленные, истоки индивидуальных различий. Он всегда был  активным и последовательным сторонником  генетических исследований психических  функций и, будучи человеком действия, стал одним из организаторов Лондонского близнецового исследования, выполненного в контексте генетики поведения.

       В последние годы жизни Айзенк создал теорию креативности, в соответствии с которой процессы активации рассматриваются как фундаментальная основа и личностных, и когнитивных составляющих творческих способностей. Творческих способностей. 

      При всем многообразии тематики исследований ученый никогда не изменял главной теме своего научного поиска — исследованию индивидуальных различий. Какая бы психологическая реальность ни становилась предметом его изысканий, какие бы экспериментальные схемы и методы им ни использовались, цель всегда была одна — понять, в чем проявляются различия между людьми и какова причина этих различий.

        Айзенк является автором оригинальной модели личности, двухфакторной теории о социальных установках личности, трехфакторной теории памяти. Личностные опросники Айзенка предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии- интроверсии и психотизма. Основная идея Айзенка состоит в выделении экстраверсии – интроверсии и невротизма – стабильности в качестве основных факторов человеческой личности. Психолог предположил, что существуют типы личности, склонные к определенным видам психопатологий; например, невротические интроверты более склонны к депрессиям, а невротические экстраверты – к истериям. Не считая психоанализ (особенно в его фрейдистском варианте) эффективным средством лечения душевных расстройств, Айзенк высказывается в пользу так называемой «бихевиоральной психотерапии».

        Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. Вышедшие в 1947 и 1956 годах "Моудслейский медицинский опросник" и "Моудслейский личностный опросник" стали полезным инструментом в познании нормы и патологии личности.  

      Пожалуй, не было в мире другого психолога, которому удалось бы сделать так много и в столь разных областях. Его первые книги - "Параметры личности" (Dimensions of Personality, 1947 г.), "Научный подход к изучению личности" (The Scientific Study of Personality, 1952 г.), "Структура личности" (The Structure of Human Personality, 1952 г.) - посвящены исследованию структуры свойств личности. Айзенк читал лекции во многих странах мира, работал приглашенным профессором в университетах Пенсильвании и Калифорнии. Известный в основном своими экспериментальными исследованиями в области структуры личности, он опубликовал сотни статей в различных специальных журналах, а также написал несколько книг, среди которых наиболее популярны: "Психология политики" (The Psychology of Politics), "Динамика тревожности и истерия" (The Dynamics of Anxiety and Hysteria), "Проблема злоупотребления и культуры потребления с точки зрения психологии" (The Uses and Abuses in Psychology), "Психологические аспекты осмысленного и бессмысленного" (Sense and Nonsense in Psychology), "Справочник по психологии пограничных состояний" (Handbook of Abnormal Psychology), два тома "Экспериментов в области психологии личности" (Experiments in Personality) и "Поведенческая терапия и неврозы" (Behaviour Therapy and Neuroses). Он многое сделал для развития поведенческой терапии, занимался разработкой ее теории, популяризацией и непосредственно терапевтической работой, в частности с раковыми больными. По его инициативе в 1960 году стал издаваться журнал "Поведенческие исследования и терапия" (Behavioral Research and Therapy).  В клинической психологии Айзенк сместил акцент с диагностики на активную терапию. Не будучи ни терапевтом, ни клиницистом, он, тем не менее, заслуженно считается основателем английской клинической психологии.

 

Как я использую или буду использовать

в жизни психологическое

наследие  Айзенка.

 

      Изучая  биографию Ганса Айзенка, рассматривая его вклад в психологию, я очень  заинтересовалась тестами ученого. Как известно, людям свойственен интерес ко всякого рода  головоломкам, шарадам, ребусам, кроссвордам и пр. Желание испытать свои силы связано с извечным стремлением человека познать самого себя.

Информация о работе Психологическая деятельность Ганса Юргена Айзенка. Педагогическая деятельность Аристотеля.