Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать составление профессиограммы и психограммы профессий на примере профессии дизайнера.
Задачи: изучить составление профессиограммы и психограммы, их содержание, проанализировать значение этих документов в процессе профориентации, рассмотреть проблемы профориентации.

Содержание

Введение................................................................................................................................2

Глава 1. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности........................................................................................................................3

1.1. Анализ содержания профессиональной деятельности. Фазы развития профессионала.....................................................................................................................3

1.2. Общая характеристика профессиограммы и психограммы….........................6

1.3. Классификация способов мышления....................................................................13

Глава 2. Схема описания профессиональной деятельности.............................21

Глава 3. Рекомендательная часть.....................................................................................24

Заключение..........................................................................................................................25

Список литературы.............................................................................................................26

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 132.00 Кб (Скачать)
p>Человек стремится  работать с другими людьми, для  него лучше такая работа, которая  происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим. 

  1. Частое по типу «рядом» 

Человек стремится  находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким  профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку. 

  1. Частое по типу «вместе» 

Человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.  

Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек  чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и  то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.

Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав  свое поведение в общении с  другими людьми.

В классификационной  карточке для каждой профессии указывается  характерный тип взаимодействия.

В зависимости  от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы 

1.Реалистический (практический) тип 

любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа. 

2.Исследовательский (интеллектуальный) тип 

сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением  и творческим подходом к делу. Развиты  умственные способности. Выясняет множество  деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога. 

3.Социальный тип 

активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми  словесными способностями. Умеет устанавливать  и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник. 

4.Конвенциональный (стандартный) тип 

усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир) 

5.Предпринимательский тип 

находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится  к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми - многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера. 

6.Артистический тип 

высокая эмоциональная  чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер). 

Интересы людей  разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.

Каждый тип  личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными  и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии. Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом - социальный.

Профессиональная  деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:

  • работа в помещении или вне помещения;
  • мобильная (подвижная) или сидячая.

При выборе профессии  любой человек может выбрать  те условия, которые его больше устраивают. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Схема описания профессиональной деятельности.

Важной частью прфессиограммы является психограмма, отображающая психологический анализ структуры профессиональной деятельности. Содержание и объем профессиограммы зависит от цели, с которой проводится изучение, рационализация режима и условий труда.

Мерчандайзер — товаровед, человек, представляющий торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах). Отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования (холодильники, дополнительные витрины, палеты промоакций), размещает POS-материалы. Основная задача — контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина и расположение его в наиболее благоприятных для покупки местах.

Мерчендайзинг – это современная техника повышения продаж в системе розничной торговли, которая применяется в нашей стране около 10 лет. У её истоков стоит такой бренд как Coca-Cola. Персонал супермаркета не может постоянно следить за тем, сколько товаров лежит на полке и есть ли необходимость его переставить. У сотрудников магазина есть определённый круг обязанностей, и такая дополнительная нагрузка невозможна. Изначально сами розничные сети были заинтересованы в том, чтобы в их магазины приходили обученные люди, которые бы отвечали за определённую группу товаров (выкладка, наличие, цены, дополнительные витрины)

Социальная  значимость профессии  в обществе: В последние годы данная профессия стабильно востребована. В сфере розничной торговле многое зависит от визуального восприятия. Покупатель купит тот товар, который он выделит среди остальных. Потенциальным клиентом можно управлять, располагая «нужный» товар на выгодной полке. Прибыль магазина растёт, идеальный мерчендайзинг привлекает посетителей и подсознательно помогает им делать больше покупок.

Массовость  и уникальность профессии: Требования к мерчендайзерам разные. За ним может быть закреплена только одна функция – анализировать цены конкурентов в торговых точках города. В этом случае нужна хорошая память для запоминания цен. В основном представитель этой профессии занимается тем, что следит за выкладкой товаров, договаривается с руководством магазина о закреплении торговой марки на выгодных ему полках, анализирует цены и надбавки, принимает непосредственное участие в проведении акций. Человек на этой должности должен быть общительным, интеллигентным, немного психологом.

Риски профессии: Целый день работать мерчендайзеру предстоит на ногах, поэтому нужно быть физически выносливым или иметь автомобиль для передвижения между торговыми точками. Для тех, кто хочет построить карьеру в сфере розничной торговли – это отличная стартовая позиция и некая школа жизни, которая потом пригодится в грамотном управлении промоутерами, мерчендайзерами, супервайзерами.

Где получить профессию: Желательно иметь образование в области менеджмента, экономики или психологии; дополнительные навыки можно получить в учебном центре, который предложит сам работодатель.

  1. Цель труда

Гностическая (оценка каких-либо изделий, анализ, контроль)

  1. Орудия (средства) труда

Внешние (ручные инструменты, автоматические оборудования)

Внутренние, функциональные (деловая речь, деловое поведение)

  1. Степень проблемности трудовых ситуаций

Средняя ( деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие  принятия новых, нестандартных решений)

  1. Социально - психологические параметры

Низкая степень  коллективного процесса

Исполнитель в  организации работы

Особенности трудового взаимодействия:

по количеству контактов многочисленный

по типу партнера сотрудники, посетители, клиенты

по степени  постоянства круга партнеров  постоянный

5. Эмоционально  – волевые параметры

Повышенный характер ответственности

Работы в помещении

Факторы, вызывающие психическую напряженность: сложные, аварийные ситуации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Рекомендательная часть

Существует большое  количество методов для проведения описания профессиональной деятельности, но психограмма является наиболее распространенной и эффективной. Таким образом, системно рассмотрев вопросы профориентации, составления профессиограмм и психограмм на примере профессии мерчендайзера, можно прийти к выводу о необходимости составления в индивидуальном порядке профессиограмм и психограмм для работников и организаций с целью повышения материального благосостояния, эстетического удовлетворения и повышения эффективности труда.

Современные организации  особенно нуждаются в качественных общецелевых методах профессиографического  анализа, требующих меньше времени и навыков, чем большинство тех, что используются в настоящее время. Сейчас профессиографический анализ - это чрезвычайно дорогостоящий и трудоемкий процесс в организациях любого масштаба; накопить исчерпывающую базу данных анализа, управлять ею и ее использовать - все это часто оказывается просто невыполнимой задачей. Если сделать процесс более продуктивным, это позволит большему числу организаций использовать огромный потенциал этой информации с целью эффективного управления интегрированной системой персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

На границах естественных наук и психологии сформировался  ряд специальных научных дисциплин  и направлений, в том числе  психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда.

Спецификой психограммы  составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, является установка на выявление  в первую очередь тех профессионально  важных качеств, которые поддаются  значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. При составлении психограммы в целях рационализации режима и условий труда особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к концу работы свидетельствует о необходимости рационализации освещения. Особым случаем психограммы, направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования, анализ требований, предъявляемых к техническим средствам, в частности к способам и средствам отображения информации, к конструкции органов управления и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Александров  Ю.И. «Основы психофизиологии» М.,1997

2. Григорьева  Н.Н. «Психофизиология профессиональной  деятельности» М.,1999

3.Личинчук «Психофизиология профессиональной деятельности» М.,1996

4.Савченков Ю.И.  «Основы психофизиологии» М.,2000.

5.Трифонов Е. В. «Психофизиология профессиональной деятельности» М.,1997

Информация о работе Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности