Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать составление профессиограммы и психограммы профессий на примере профессии дизайнера.
Задачи: изучить составление профессиограммы и психограммы, их содержание, проанализировать значение этих документов в процессе профориентации, рассмотреть проблемы профориентации.

Содержание

Введение................................................................................................................................2

Глава 1. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности........................................................................................................................3

1.1. Анализ содержания профессиональной деятельности. Фазы развития профессионала.....................................................................................................................3

1.2. Общая характеристика профессиограммы и психограммы….........................6

1.3. Классификация способов мышления....................................................................13

Глава 2. Схема описания профессиональной деятельности.............................21

Глава 3. Рекомендательная часть.....................................................................................24

Заключение..........................................................................................................................25

Список литературы.............................................................................................................26

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 132.00 Кб (Скачать)
 

Оглавление 
 
 
 

Введение................................................................................................................................2

Глава 1.  Психофизиологический анализ профессиональной деятельности........................................................................................................................3

      1.1. Анализ содержания профессиональной деятельности. Фазы развития профессионала.....................................................................................................................3

     1.2. Общая характеристика профессиограммы и психограммы….........................6

     1.3. Классификация способов мышления....................................................................13

Глава 2. Схема описания профессиональной деятельности.............................21

Глава 3. Рекомендательная часть.....................................................................................24

Заключение..........................................................................................................................25

Список литературы.............................................................................................................26 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Психофизиологический  анализ содержания профессиональной деятельности- является основной для ряда научно-практических задач таких как профотбор, профконсультация, профориентация, профадаптация, реабилитация, профобучение, рекомнедация и практикование новых видов профессиональной деятельности.

Данная работа освещает проблему профориентации современного человека на конкретных примерах профессиограмм и психограмм профессии дизайнера. В работе рассмотрены общие понятия предмета профориентации, содержание профессиограмм и психограмм, способы их создания.

Цель работы: проанализировать составление профессиограммы и психограммы профессий на примере профессии дизайнера.

Задачи: изучить  составление профессиограммы и  психограммы, их содержание, проанализировать значение этих документов в процессе профориентации, рассмотреть проблемы профориентации.

Актуальность  работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию  будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм и психограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Психофизиологический анализ профессиональной деятельности..

    1. Анализ содержания профессиональной деятельности. Фазы развития профессионала.

Психофизиология профессиональной деятельности – это  часть психофизиологии, междисциплинарной области теоретических и прикладных знаний. Ее предметом является изучение профессиональной деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу. Теоретические исследования направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности. Прикладная психофизиология использует полученные знания в качестве естественнонаучной основы для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, обоснования методов оптимизации самоуправления и внешнего управления профессиональной деятельностью.

Основная задача ППД – изучение широкого круга  психофизиологических, психологических  и социально-психологических свойств  человека, которые проявляются в  конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

Объектом изучения является персонал организации, его поведение в соответствии с правилами и требованиями, которые необходимо соблюдать для обеспечения высокоэффективной деятельности и работоспособности кадров на длительный период.

Предметом изучения психофизиологии является физиологические и нейронные механизмы психических процессов, состояний и поведения.

Выделяют 3 этапа:

  1. сбор информации о проф. деятельности
  2. обработка и обобщение полученной информации, составление профессиограмм
  3. использование профессиограмм для решения практических и теоретических задач.

Профессионализация  – процесс формирования личности профессионала, а так же формирование специфических видов активности человека на основе развития совокупности профессиональноориентированной характеристики, обеспечивающие функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда.

Персонал- специалист  в определенной области трудовой деятельности.

Фазы  развития профессионала

    1. Оптация (с лат.- выбирающий) период, когда человек озабочен вопросом выбора профессии или ее вынужденной переменой.
    2. Адепта (с лат.- достигший) адепт- человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее.
    3. Адаптация – привыкание молодого специалиста к работе
    4. Интернал – опытный в своем деле работник, может самостоятельно справиться с основными профессиональными функциями.
    5. Мастер – будет продолжать последующие этапы, в этой функции человек выделяется специальными качествами
    6. Авторитет – человек в этот период мастер своего дела, задачи решаются за счет большого опыта
    7. Наставник –  имеет единомышленников, последователей

    Переход от одной фазы к  другой сопровождается нормативными кризисами

  1. кризис учебно-профессиональная ориентации (14-18) ядром кризиса является необходимость выбора , способа получения профессионального образования
  2. криз коррекции и ревизии профессионально выбора (16-20) проявляется в 1ый и последние годы обучения, на стадии профессионального образования многие получают разочарования в полученной профессии
  3. кризис профессионального ожидания (18-23) после завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации, основная причина кризиса – несовпадения реальной профессиональной жизни с формированиями представления и ожиданиями
  4. кризис профессионального роста (30-33) возникает после 3х-5и лет работы, вызывает протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью, личность испытывает дискомфорт, психические раздражения
  5. кризис профессиональной карьеры (40-42) дальнейшие профессиональное развитие приводит к вторичной профессионализации, в этой период личность «переростает» свою профессию, противоречия между желаемой карьерой и реальной перспективы приводит к кризису
  6. кризис социально-профессиональной неудовлетворенности (ненормативный кризис) глубокая неудовлетворенность собой
  7. кризис утраты профессии  обусловлен уходом из профессиональной жизни

Классификация профессий по Е.А. Климова.

  «Человек  – природа»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического  анализа и др.Среди профессий  типа «человек – природа» можно  выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

«Человек –  техника»

 Главный,  ведущий предмет труда - технические  объекты (машины, механизмы), материалы,  виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

«Человек –  человек»

Главный, ведущий  предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

 «Человек - знаковые  системы»

Главный, ведущий  предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные  языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

«Человек - художественный образ»

Главный, ведущий  предмет труда - художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. 
 

1.2. Общая характеристика профессиограммы и психограммы.

Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для ряда таких  научно-практических задач, как профотбор, профконсультация, профориентация, профадаптация  и профреаби-литация, профобучение и профутомление, профтравматизм, реконструкция существующих и проектирование новых видов профессиональной деятельности.

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые  предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические  и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции  данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.  Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем  соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

  • требования к должностным обязанностям работника;
  • требования к рабочему месту;
  • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.
 

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально  значимые требования к работнику  → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

.При составлении  психограммы необходимо сочетание  знаний и опыта профессионального  психодиагноста и специалиста,  знающего профессию, — в этом  основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

Содержание  профессиограммы

В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий.

Различия между  взглядами авторов учебных пособий  или монографий заключается в  том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

1) профессия  (общие сведения о профессии;  изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);

Информация о работе Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности