Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 14:47, курсовая работа
Цель работы: проанализировать составление профессиограммы и психограммы профессий на примере профессии дизайнера.
Задачи: изучить составление профессиограммы и психограммы, их содержание, проанализировать значение этих документов в процессе профориентации, рассмотреть проблемы профориентации.
Введение................................................................................................................................2
Глава 1. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности........................................................................................................................3
1.1. Анализ содержания профессиональной деятельности. Фазы развития профессионала.....................................................................................................................3
1.2. Общая характеристика профессиограммы и психограммы….........................6
1.3. Классификация способов мышления....................................................................13
Глава 2. Схема описания профессиональной деятельности.............................21
Глава 3. Рекомендательная часть.....................................................................................24
Заключение..........................................................................................................................25
Список литературы.............................................................................................................26
2) процесс труда
(характеристика процесса
3) санитарно-гигиенические
условия труда (работа в
4) психофизиологические
требования профессии к
5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);
6) требования
к подготовке и повышению
Составление профессиограммы
В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.
Высокая трудоемкость
и необходимость использования
технических средств позволяют
отнести профессиограмму к
В последнее
время разработкой
Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.
Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов.
1. Сведения о профессии
2. Доминирующие виды деятельности.
3. Качества, обеспечивающие
успешность выполнения
4. Качества, препятствующие
эффективности
5. Области применения профессиональных знаний.
6. Классификационная
карточка профессий.
В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.
В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии:
В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.
В разделе «Область применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.
В классификационной
карточке профессии, в краткой форме
изложены наиболее важные с психологической
точки зрения признаки профессии:
При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.
Способы решения профессиональных задач:
1) приложение (применение
имеющихся знаний, когда процедура решения
достаточно четко определена и заранее
выучена);
2) адаптация
(приспособление имеющихся
3) производство
(непосредственное исполнение
Психограмма
Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.
Представляет собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем психограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут быть профотбор, профориентация и профконсультация, профессиональное обучение, рационализация режима и условий труда.
Составление психограммы
- итог тщательного изучения профессии
с разных сторон. Этот процесс называется
профессиографированием.
Этапы составления психограммы
-Установление
перечня обязательных задач,
-Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).
-Соотнесение
важных часто встречающихся,
Таким образом,
составляется функциональная модель работы
психики профессионала, устанавливаются
предполагаемые профессиональные качества
(ПВК) и требуемый уровень их развития
(высокий, средний или низкий). В ряде случаев
здесь бывает целесообразно указать также
признаки профессиональной непригодности.
Профессионально важные качества (ПВК) - относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.
Спецификой психограммы
составляемой в целях рационализации
процесса профессиональной подготовки,
является установка на выявление
в первую очередь тех профессионально
важных качеств, которые поддаются
значительному развитию в процессе
упражнений, по мере овладения профессиональным
мастерством. При составлении психограммы
в целях рационализации режима и условий
труда особое внимание уделяется обнаружению
наиболее лабильных психических функций,
динамика которых служит показателем
наиболее слабых мест в организации труда.
Например, снижение функций зрительного
анализатора к концу работы свидетельствует
о необходимости рационализации освещения.
Особым случаем психограммы, направленной
на оптимизацию условий труда, является
изучение профессии в рамках инженерно-психологического
исследования, анализ требований, предъявляемых
к техническим средствам, в частности
к способам и средствам отображения информации,
к конструкции органов управления и т.п.
1.3. Классификация способов мышления.
По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей
1.приложение - процедура
Такие люди лучше
всего чувствуют себя, когда нужно
точно и пунктуально выполнить
известные им заранее процедуры
решения поставленной задачи. Профессии,
которые им подходят, требуют быстрого
и точного исполнения известных
процедур решения.
2. приложение - диагностика
Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей.
3. приложение - регуляция
Такие люди любят
рассматривать различные
4. адаптация - анализ
Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования.
5. адаптация - координация
Такие люди могут
согласовывать цели и решения
различных многочисленных задач
одновременно, стремятся к развитию
и инновациям. Профессии, которые
подходят людям с этим способом мышления,
требуют оценки и решения нескольких задач
одновременно, согласования противоречивых
целей.
6. адаптация - формализация
Такие люди хорошо
интерпретируют различные ситуации,
умело приспосабливаются к
7. производство -сила
Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда.
8. производство - ловкость
Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи, используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки.
В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.
Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:
Каждый человек
может сравнить имеющиеся у него
знания с теми, которые требуются
для данной профессии.
Любая профессиональная
деятельность относится к какой-либо
более широкой профессиональной
области. В классификационной карточке
указывается область, к которой относится
данная профессия. При выборе профессии
надо подумать, есть ли желание работать
именно в этой профессиональной области.
В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.
На этом основании
можно выделить следующие типы:
Человек не стремится
действовать совместно с
Информация о работе Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности