Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:57, курсовая работа
Во время стресса снижается работоспособность, растет утомляемость. Люди обладают разной стрессоустойчивостью. Поэтому руководителю важно знать причины возникновения стресса. какие работники ему подвержены в большей степени, а какие в меньшей, для того чтобы наиболее правильно расставить работников на рабочие места и обустроить их рабочее место таким образом, чтобы получать наибольшую эффективность от их труда.
Цель исследования – изучение психофизиологических предпосылок неустойчивости к стрессу студентов.
Введение
1. Психофизиологические предпосылки неустойчивости к стрессу
1.1 Общее представление о стрессе и стрессоустойчивости
1.2 Психофизиологические предпосылки неустойчивости субъекта труда к стрессу
2. Исследование психофизиологической стрессоустойчивости (кого?)
2.1 Описание эксперимента
2.2 Анализ результатов эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Как
и в исследованиях стресса
жизненных событий, некоторые исследователи
профессионального стресса
Более поздние работы концентрировались на взаимодействии между личностью и средой. Хорошим примером такого исследования является работа S. Carrere et al., в которой изучалась деятельность водителей городских автобусов и выявлено развитие у них высокого уровня стресса. Водителю не только приходится ежедневно иметь дело с напряженным городским движением и транспортными пробками, но и вступать в контакт с часто враждебной и даже опасной публикой, при этом соблюдать очень жесткое расписание с суровыми штрафами за опоздание. Не все водители реагировали на стресс одинаково – в частности, личности с поведением типа «А» воспринимали свое рабочее окружение как более стрессовое и имели более высокие уровни катехоламинов в моче.
Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах R. А. Каrаsек, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. Автор считает, что «активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требования с отставленной реализацией) – ученые, архитекторы, ремонтники, – они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику.
Существует
ряд моделей профессионального
стресса, среди которых видимо наиболее
известной является так называемая
Мичиганская модель (и ее варианты), созданная
в Институте социальных исследований
Мичиганского университета (США). Эта модель
стресса (рис. 1), вызванного социальным
окружением, отражает особенности восприятия
человеком факторов этого окружения и
его реакций, а также возможные последствия
влияния этого состояния на здоровье индивида.
Индивидуальные различия и элементы социального
окружения могут изменять эти отношения.
Другая
известная модель профессионального
стресса предложена J. E. Me. Drath. Согласно
этой модели (рис. 2) источником стресса,
как и в модели социального окружения,
является объективная (реальная) ситуация,
которая посредством механизма ее оценки
воспринимается как субъективно отраженная.
Эта оценка переходит в фазу принятия
решения о проявлении специфической реакции,
которой является, главным образом, сознательное
поведение, а не сочетание поведенческих,
физиологических и психологических реакций,
как в модели социального окружения. Хотя
эти две модели согласуются между собой,
они отличаются типом конечных результатов.
На рис. 3 представлена общая модель профессионального стресса, отражающая содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов. Подобная модель представлена в работе М. J. Smith [408] и более детально изложена ранее М. J. Smith и Р. Саrауоn. В целом факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы.
В русле когнитивного подхода наиболее характерную модель профессионального стресса предложил G. R. Hockey. Рассогласование между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами субъекта инициирует активность одного из управляющих контуров, обеспечивающих уменьшение рассогласования. Первый контур включает такие стратегии, как «работать напряженнее» (в краткосрочном, оперативном плане) или приобретение новых навыков (в долгосрочном плане). Это попытки активной адаптации, так как они направлены на снятие рассогласования с помощью управляющего решения усилить использование когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены на снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур). Последнее возможно только для тех видов трудовой деятельности, где высок уровень субъективного контроля. Все эти три варианта регуляции стресса характеризуются различными уровнями затрат ресурсов. В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) – стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например, более целесообразного планирования или лучшей организации труда.
В
контексте этой модели напряженность
определяется как затруднения в
сохранении (удержании) целей деятельности
и связана с использованием прямого
когнитивного контроля. Напряженность
возникает чаше всего при высокой
нагрузке (когда усилия и так достаточно
высоки), особенно в условиях, когда
низкий субъективный контроль за деятельностью
не дает свободы в выборе стратегии. Напряженность
связана с активной поведенческой адаптацией
и включает высокие субъективные усилия,
активацию и компенсаторную регуляцию
деятельности. При этом напряженность
и усилия не тождественны.
Рисунок 3 – Общая модель профессионального стресса
Наиболее детально механизм когнитивной оценки излагает Т. Сох. По его мнению, этот механизм включает: 1) требования к индивиду; 2) индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личные ресурсы); 3) ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации; 4) внешняя поддержка. Абсолютный уровень требований не является определяющим для возникновения стресса. Более важно рассогласование, которое возникает между уровнем требований и личностными ресурсами, причем уровень такого рассогласования может обусловливать либо только функциональную активацию (напряжение), либо при его значительных величинах – развитие стресса.
Разработка
концепции профессионального
Каждая из приведенных выше теорий и моделей стресса внесла заметный вклад в развитие и понимание этого явления, но каждая из них имеет и свои ограничения. Большинство из этих ограничений проявляются при переключении с анализа стресса на каком-то одном уровне функционирования человека на более широкий, интегративный уровень анализа и представления о сущности стресса.
Прямое
перенесение положений о
Общим для всех моделей психологического стресса является то, что авторы стремились определить его сущность, главным образом, через регистрируемые параметры. С этой точки зрения, как отмечает Н. И. Наенко, можно выделить два подхода в изучении этих показателей. Первый подход заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности. В этом случае физиологические показатели и изменения в поведении используются в качестве индикаторов психологического стресса. Это характерно для модели Н. Wolff, где стресс рассматривается через призму физиологических реакций на социально-психологические стимулы, а также для модели В. Dohrenwend, в которой стрессовая реакция на подобные стимулы выражается в поведенческой форме. Основной недостаток этих моделей заключается в отсутствии объяснений в различии реакций на угрожающий стимул.
Второй
подход основывается на стремлении изучить
психологическую природу
Трудность
анализа рассмотренных моделей
связана с тем, что их авторы используют
различные определения и
Некоторые модели содержат спорные допущения. Сомнительно положение Н. Basowitz о том, что стрессовое событие для одного человека обязательно будет таковым и для другого. Модели F. Alexander и Н. Wolff имеют допущение, что любые стимулы, воспринимаемые индивидом как стрессовые, обязательно будут вызывать физиологические и психологические последствия вредного характера. Теория объяснительных стилей С. Peterson и M. Seligman, достаточно хорошо отражает состояния, связанные с некоторыми несчастными случаями и болезнями, но не очень подходит для объяснения депрессии, возникающей после стресса. В теории «самоэффективности» A. Bandura , недостаточно четко определены истоки и механизмы формирования у субъекта убеждений в своих возможностях заблаговременно почувствовать надвигающуюся угрозу и приспособить свое поведение для ее предотвращения.
Сопоставление теорий и концепций психологического и профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают два ракурса содержательной характеристики стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны – предметную и коррелятивную (причинно-следственную). Эти два аспекта одной проблемы тесно между собой связаны – любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.
Особенно
выражена отмеченная взаимосвязь этих
двух форм стресса в профессиональной
деятельности человека-оператора, которой
присущи все возможные аспекты
развития профессионального стресса
(в его рабочей, социальной, организационной,
экономической, психологической составляющей)
и психологического стресса (как
когнитивной регуляции
Информация о работе Психофизиологические предпосылки человека к неустойчивости стресса