Психофизиологические предпосылки человека к неустойчивости стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Во время стресса снижается работоспособность, растет утомляемость. Люди обладают разной стрессоустойчивостью. Поэтому руководителю важно знать причины возникновения стресса. какие работники ему подвержены в большей степени, а какие в меньшей, для того чтобы наиболее правильно расставить работников на рабочие места и обустроить их рабочее место таким образом, чтобы получать наибольшую эффективность от их труда.
Цель исследования – изучение психофизиологических предпосылок неустойчивости к стрессу студентов.

Содержание

Введение
1. Психофизиологические предпосылки неустойчивости к стрессу
1.1 Общее представление о стрессе и стрессоустойчивости
1.2 Психофизиологические предпосылки неустойчивости субъекта труда к стрессу
2. Исследование психофизиологической стрессоустойчивости (кого?)
2.1 Описание эксперимента
2.2 Анализ результатов эксперимента
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 146.76 Кб (Скачать)

       Распространение стрессогенной реакции в организме осуществляется через вегетативную нервную систему и, в первую очередь, ее симпатический отдел, эффекты возбуждения которого были описаны выше.

       Организм  человека справляется со стрессом следующим  образом:

       1) Стрессоры анализируются в высших  отделах коры головного мозга,  после чего определенные сигналы  поступают к мышцам, ответственным  за движения, подготавливая организм  к ответу на стрессор.

       2) Стрессор оказывает влияние и  на вегетативную нервную систему.  Учащается пульс, повышается давление, растет уровень эритроцитов и  содержание сахара в крови,  дыхание становится частым и  прерывистым. Тем самым увеличивается  количество поступающего к тканям  кислорода. Человек оказывается  готовым к борьбе или бегству.

       3) Из анализаторных отделов коры  сигналы поступают в гипоталамус  и надпочечники. Надпочечники регулируют  выброс в кровь адреналина, который  является общим быстродействующим  стимулятором. Гипоталамус передает  сигнал гипофизу, а тот — надпочечникам,  в результате чего возрастает  синтез гормонов и их выброс  в кровь. Гормоны, в основном, осуществляют медленнодействующую  защиту организма. Они изменяют  водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и аллергические реакции.

       Наиболее  продолжительные соматические реакции  на стресс являются результатом активации  «эндокринных осей». Этим термином обозначают эндокринные пути, по которым осуществляется реакция на стресс. Существуют три основные «эндокринные оси», которые вовлекаются в стрессовую реакцию человека: адрено-кортикальная, соматотропная и тироидная. Они связаны с активацией коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы. Показано, что эти три оси могут быть активизированы посредством многочисленных и разнообразных психологических воздействий, включая различные психосоциальные стимулы. Реакция по эндокринным осям не только продолжительна во времени, но, как правило, возникает с некоторой задержкой. Последнее обусловлено, во-первых, тем, что единственным транспортным механизмом для этих осей является система кровообращения, и, во-вторых, тем, что для их активации требуется более сильный раздражитель.

       Все эти биохимические и физиологические  изменения мобилизуют организм на «борьбу» или «бегство». Когда конфликтная  ситуация требует немедленного ответа, адаптивные механизмы работают четко  и слаженно, биохимические реакции  ускоряются, а следующие за ними функциональные изменения в органах  и тканях позволяют организму  реагировать на угрозу с удвоенной  силой.

       В жизни первобытного человека большинство  стрессовых воздействий завершалось  выраженной активностью организма (реакция «борьбы или бегства»). В современном мире стресс, нередко  ограничиваясь только внутренними  проявлениями, может приобретать  затяжной характер. В этом случае у  организма нет шансов нормализовать  уже включившиеся стресс-адаптационные процессы, хотя нервная система продолжает реагировать на стрессоры привычным для организма человека способом. При этом ни одну из вышеописанных физиологических реакций нельзя произвольно исключить из традиционного комплекса реагирования. Стресс-адаптивная система нашего организма относительно неспецифична и реагирует одинаковыми изменениями как на хорошие, так и на плохие события.

       Итак, как уже подчеркивалось, в современном  мире стрессовые реакции на психосоциальные  стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом  их когнитивной интерпретации, а  также и эмоционального возбуждения. 
 

       Общий адаптационный синдром

       В 1956 году Селье разработал концепцию «общего адаптационного синдрома» (ОАС). ОАС есть не что иное, как усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции. ОАС подразделяется на три стадии. Первая называется стадией тревоги. Эта стадия связана с мобилизацией защитных механизмов организма. Во время этой стадии эндокринная система отвечает нарастающей активацией всех трех осей. При этом главную роль играет адрено-кортикальная система.

       Следующая стадия называется стадией сопротивления  или резистентности. Эту стадию отличает максимально высокий уровень сопротивляемости организма к действию вредоносных факторов. Она выражает усилия организма поддержать состояние гомеостаза (равновесия внутренней среды) в изменившихся условиях.

       Если  воздействие стрессора будет  продолжаться, то в итоге «энергия адаптации», т. е. адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадии резистентности, исчерпают себя. Тогда организм вступает в финальную стадию — стадию истощения. В некоторых случаях под большой угрозой действительно может оказаться выживание организма.

       Сущность  ОАС ясно излагает сам Селье: «Ни один организм, — подчеркивает он, — не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует стадия резистентности. Эта вторая стадия отвечает за сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным возможностям. Но поскольку адаптационная энергия не беспредельна, то, если стрессор продолжает действовать, наступает третья стадия — истощение».

       Последствия продолжительного и  кратковременного стресса. Психическое и соматическое (телесное) так сильно переплетены между собой, что не может быть психического феномена без последующего соматического и наоборот, не существует соматического явления без психологического. Стрессовая реакция представляет собой концентрированную сущность взаимоотношения психики и тела.

       Принято считать, что все симптомы, вызванные  стрессом, являются психосоматическими. Это значит, что в ответе на стресс принимают участие все системы  — нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная и т. п. Очень часто, особенно после продолжительного стресса, вследствие истощения всего организма наступает слабость. Как правило, стресс вызывает ухудшение деятельности самого «слабого» звена в организме, уже больного органа, например, язву желудка на фоне хронического гастрита и т. п. Ослабляя иммунную систему организма, стресс повышает риск инфекционных заболеваний. Наиболее часто стресс влияет на состояние сердечно-сосудистой системы.

       Установлено, что при стрессе дыхание становится более частым. При непродолжительном  стрессе попадание избытка кислорода  в кровь вызывает одышку. Если же стресс длительный, то частое дыхание  будет продолжаться до тех пор, пока не пересохнут слизистые поверхности  носоглотки. Человек в этом случае чувствует боль в грудной клетке из-за спазма дыхательных мышц и  диафрагмы. При этом вследствие ухудшения  защитных функций слизистой оболочки носоглотки резко возрастает вероятность  заболевания различными инфекционными  заболеваниями.

       Повышение уровня сахара в крови, также являющееся частью реакции организма на стресс, вызывает свою цепную реакцию. Во-первых, повышение уровня сахара (глюкозы) провоцирует  усиленную секрецию инсулина — гормона  поджелудочной железы, который, в  свою очередь, способствует отложению  глюкозы в виде гликогена в  печени, мышцах и частичному превращению  ее в жир. В результате концентрация сахара в крови падает, и у человека возникает чувство голода, а организм требует немедленной компенсации. Это состояние в свою очередь  стимулирует дальнейшую секрецию инсулина, и уровень сахара в крови продолжает снижаться.

       Таким образом, при стрессе так или иначе страдают все системы организма. 
 

       1.2 Психофизиологические предпосылки  неустойчивости  субъекта труда  к стрессу

       Индивидуальные  различия. В 1974 г. вышла книга М. Фридмана и Р. Розенмана «Поведение А-типа и ваше сердце», первое и наиболее значительное исследование взаимосвязи стресса и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Было выделено два полярных типа поведения и соответственно группы людей, у которых преобладает один из двух вариантов поведения: тип А или тип Б. К первому типу относится поведение, ориентированное на успех и жизненные достижения. И именно этот тип поведения значительно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний и скоропостижной смерти.

       В лабораторных условиях было показано, что оба типа по разному реагируют на информационную нагрузку. Характер этих реакций согласуется с преобладанием активности одного из двух отделов вегетативной нервной системы: симпатического (тип А) или парасимпатического (тип Б). Первый реагирует на нагрузку учащением пульса, ростом артериального давления и другими вегетативными реакциями, сопровождающими активацию симпатической нервной системы. Тип Б в тех же условиях реагирует по парасимпатическому варианту, снижением частоты сердцебиений и другими соответствующими вегетативными проявлениями. Итак, для типа А характерен высокий уровень двигательной активности и преобладание симпатических реакций, т. е. для этого типа характерна постоянная готовность к действию. Тип Б представляет вариант реагирования с преобладанием парасимпатических эффектов, для него характерно снижение двигательной активности и относительно низкая готовность включаться в действие. Перечисленные различия определяют разную чувствительность того и другого типа к стрессогенным воздействиям. Один из путей профилактики сердечно-сосудистых заболеваний состоит в том, чтобы уменьшить в репертуаре поведения пациента проявления типа А.

       Борьба  со стрессом. Терапия стрессовых состояний — сложная задача, включающая целый ряд аспектов. Среди них следует отметить, в первую очередь, собственную позицию человека. Речь идет об ответственности человека за свое здоровье. Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройства зависят от способа интерпретации индивидом своего окружения, прямо связано с признанием личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и таким образом за свое здоровье. Более того, сама возможность применения некоторых средств борьбы со стрессом и эффективность их использования зависят от того, насколько осознанно человек подходит к своему здоровью. Психофизиологические методы коррекции стрессогенных состояний связаны, в первую очередь, с использованием приемов обратной связи (раздел 3.5).

       Теории  и модели профессионального  стресса

       В течение последних двадцати лет  отмечается растущий интерес к исследованиям  в области профессионального (рабочего) стресса. Развитие стресса на рабочем  месте выделено как важная научная  проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья. В обзорах литературы по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и другие обычно бывают тесно связаны с психическим  напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями.

       Однако, результаты изучения профессионального (рабочего) стресса, его причин и  проявлений, механизмов купирования  и преодоления и других вопросов недостаточно раскрывают такие аспекты  этой проблемы, которые связаны со спецификой современных видов операторской деятельности, отражающей характер развития технического и технологического оснащения  промышленности, транспорта, энергетики, систем управления в других сферах обслуживания и производства. Характер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответственность  и сложность деятельности и ряд других особенностей обусловливает не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специфические источники его формирования (помимо прочих организационных, физических, социальных факторов), связанных с информационной (умственной) рабочей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообщений и с другими факторами операторской деятельности.

       Исследования  состояния стресса в трудовой деятельности свидетельствуют о  том, что феноменологически и  в плане особенностей механизмов регуляции профессиональный стресс представляет специфический вид, который, естественно, отражает физиологические  и психологические особенности  его развития.

       J. Sharit и G. Salvendy определяют профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход, по мнению А. Н. Занковского, позволяет выделить следующие направления исследования стресса: «... 1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности; 2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений; 3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений; 4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений».

Информация о работе Психофизиологические предпосылки человека к неустойчивости стресса