Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:57, курсовая работа
Во время стресса снижается работоспособность, растет утомляемость. Люди обладают разной стрессоустойчивостью. Поэтому руководителю важно знать причины возникновения стресса. какие работники ему подвержены в большей степени, а какие в меньшей, для того чтобы наиболее правильно расставить работников на рабочие места и обустроить их рабочее место таким образом, чтобы получать наибольшую эффективность от их труда.
Цель исследования – изучение психофизиологических предпосылок неустойчивости к стрессу студентов.
Введение
1. Психофизиологические предпосылки неустойчивости к стрессу
1.1 Общее представление о стрессе и стрессоустойчивости
1.2 Психофизиологические предпосылки неустойчивости субъекта труда к стрессу
2. Исследование психофизиологической стрессоустойчивости (кого?)
2.1 Описание эксперимента
2.2 Анализ результатов эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования РФ
ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»
Кафедра
«Экономика предприятия»
Курсовая работа по дисциплине «Психофизиология
профессиональной деятельности»
на
тему: «Психофизиологические
предпосылки неустойчивости
к стрессу»
XXXXXXXXXX
XXXXXXXX
Содержание
Введение
1.
Психофизиологические
1.1 Общее представление
о стрессе и
1.2 Психофизиологические
предпосылки неустойчивости субъекта
труда к стрессу
2.
Исследование
2.1 Описание эксперимента
2.2 Анализ результатов
эксперимента
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Актуальность работы.
Во
время стресса снижается работоспособность,
растет утомляемость. Люди обладают разной
стрессоустойчивостью. Поэтому руководителю
важно знать причины возникновения стресса.
какие работники ему подвержены в большей
степени, а какие в меньшей, для того чтобы
наиболее правильно расставить работников
на рабочие места и обустроить их рабочее
место таким образом, чтобы получать наибольшую
эффективность от их труда.
Цель
исследования – изучение психофизиологических
предпосылок неустойчивости к стрессу
студентов.
Объект
изучения – стрессоустойчивость человека
в условиях профессиональной деятельности.
Предмет
исследования – психофизиологические
предпосылки неустойчивости студентов
к стрессу.
Задачи
работы.
1. Теоретический
анализ специальной литературы
по проблеме
2. Разработка и проведение
3. Выявление
Методы
работы. Для решения поставленных
задач были использованы: теоретический
анализ специальной литературы по теме
исследования; психодиагностические методы
– …
1.
Психофизиологические
1.1 Общее представление о стрессе и стрессоустойчивости
Стресс
нередко рассматривают как
В настоящее время термин стресс используется для обозначения целого ряда явлений:
1)
сильное, неблагоприятное,
2)
сильная неблагоприятная для
организма физиологическая или
психологическая реакция на
3) сильные, как благоприятное, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;
4)
неспецифические черты (
5)
неспецифические черты (
Таким
образом, в целом стресс представляет
собой неспецифический
Виды стресса. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. Позднее, однако, было показано, что общая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят свой вклад и качественное своеобразие раздражителя, и индивидуальные особенности организма.
В
связи с особенностями
Стимул, вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором. Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т. е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю (психоэмоциональный стресс). Например, звук чужих шагов за спиной идущего по улице человека ночью на пустынной улице может оказаться сильным стрессором. Физический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. Так некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов.
Условия возникновения стресса
При длительном воздействии стрессогенных факторов возможны два варианта. В первом — происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов. Причем нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья человека: например, сердечно-сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта и т. п. Во втором случае перестройки функциональных систем как таковых не происходит. При этом реакции на внешние воздействия имеют преимущественно локальных характер. Например, физические раздражители (сильная жара или холод, сильный шум, духота и т. п.), действуют на низшие сенсорные механизмы, а такие раздражители как кофе, никотин, различные нейролептики и т. д. — действуют на организм через пищеварительный тракт и процессы метаболизма.
Физиологический стресс, как правило, связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека. В отличие от этого, психоэмоциональный стресс нередко возникает в результате собственной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окружает в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личностных особенностей, социального статуса, ролевого поведения и т. п. Применяя при стрессе кофеин, алкоголь, никотин, наркотики и т. п., человек лишь усиливает отрицательные эффекты стресса.
Значение стресса. Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимой для преодоления «препятствия» и возвращения организма к нормальным условиям существования. Если стрессовая реакция выполняет эту функцию, ее адаптивная ценность становится очевидной. Не вызывает сомнения положение о том, что биологической функцией стресса является адаптация. В связи с этим стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различной модальности как психических, так и физических. Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятельность, направленную на противостояние опасным для него воздействиям. Одновременно с этим возникает особое функциональное состояние и целый комплекс различных физиологических и психологических реакций. Таким образом, стресс это нормальное явление в здоровом организме — защитный механизм биологической системы.
Стрессовую реакцию, возникающую у современного человека при психоэмоциональном стрессе нередко можно квалифицировать как неадекватное возбуждение примитивных защитных механизмов, когда организм активизируется для физической деятельности (борьбы или бегства). В условиях социальной регламентации поведения нет места ни тому, ни другому. Очевидно, что цивилизованный человек не может ударить своего оппонента, даже если он абсолютно уверен в своей правоте.
Многократно возникающая и не получающая разрядки стрессовая реакция нередко приводит к дисфункциональным и патологическим нарушениям, характеризующимся структурными изменениями в ткани и функциональной системе органа-мишени. Когда эти изменения возникают вследствие стресса, такая болезнь получает название психосоматического или психофизиологического заболевания.
Тем не менее со времен Селье принято различать конструктивный и диструктивный аспекты стресса. Другими словами, не всякий стресс вреден. Стрессовая активация нередко является положительной силой, обогащая человека осознанием своих реальных возможностей. Селье называл положительный стресс эустрессом, а ослабляющий и разрушающий стресс — дистрессом. (По происхождению слово «стресс» означает ограничение или притеснение, а слово «дистресс» — пребывание в состоянии ограничения или притеснения).
На ранней стадии развития стресса, как правило, улучшается общее самочувствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, то он становится вредным для организма.
Этапы развития стресса. Любой раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, должен вначале быть воспринят (хотя и не обязательно осознанно) сенсорными рецепторами периферической нервной системы. Восприняв это раздражение, рецепторы посылают импульсы по сенсорным путям периферической нервной системы к мозгу. В ЦНС от главных путей, восходящих к неокортексу, отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее в образования промежуточного мозга. Поэтому воспринимаемые события получают должную оценку в структурах мозга, связанных с обеспечением мотивационно-потребностной сферы человека (гипоталамусе и лимбической системе).
В
конечном счете, все потоки нервной
импульсации по восходящим путям поступают
в кору больших полушарий, где осуществляется
их содержательная, смысловая интерпретация.
Результаты этой интерпретации по каналам
обратной связи попадают в лимбическую
систему. Если раздражитель истолковывается
как угроза или вызов, провоцирующий ярко
выраженную эмоциональную оценку, возникает
стрессогенная реакция. Для многих людей
активация эмоций (как отрицательных,
так и положительных) является стимулом
для стресса.
В самом общем виде условия возникновения реакции на стресс таковы: любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе). В том случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т. е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает роль триггера, автоматически запуская последовательность соответствующих физиологических реакций. В том случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает.
Информация о работе Психофизиологические предпосылки человека к неустойчивости стресса