Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:28, контрольная работа
Психодрама (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.
Теоретическая часть
1. Общая характеристика метода..................................................................3
2.Цели и задачи психодрамы.........................................................................3
3.Специфика и организация проведения. Использование базовых техник...............................................................................................................5
4.Специфика использования психодрамы при работе с детьми разных возрастов...........................................................................................................9
Практическая часть...........................................................................................12
Приложение №1.................................................................................................18
Приложение №2.................................................................................................19
Приложение №3..................................................................................................20
Использованная литература..............................................................................21
В обратной связи протагонист и его партнеры по игре сообщают о переживаниях и опыте, которые они получили в игре в различных ролях (пассивные участники группы также могут сообщать о ролях, с которыми они чувствовали идентификацию во время игры, давая так называемую идентификационную обратную связь.
Занятия могут происходить раз в неделю или один раз в месяц по 4 занятия сразу. Общая продолжительность психодрамы составляет 25-100 часов и меняется в зависимости от цели группы и проблематики отдельных участников.
Обычно группа психодрамы включает от 8 до 12 человек; помимо этого, участвует еще руководитель, терапевт, возможны стажеры, повышающие свою квалификацию, медицинская сестра или социальный работник. Желательно соотношение 50% мужчин: 50% женщин, а также участие клиентов разных возрастов.
Областями применения психодрамы являются
работа с молодежью, образование
взрослых, предпринимательское
Как и для любой групповой
психотерапии, для психодрамы необходимы
навыки жизни в группе, то есть каждый
отдельный член группы должен быть
в состоянии 1,5-2,5 часов активно
участвовать в групповом
Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами групповой психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено, – лучше всего прочего наполнено смыслом.
Но чтобы полностью
5. Специфика использования при работе с детьми разных возрастов
Специфичность работы с детьми обусловлена общими особенностями их развития на данном жизненном этапе. Это и неустойчивость психики, и неразвитые процессы торможения и волевые процессы, и эгоцентризм (ребенок не включает себя в систему мира). Помимо общих особенностей не будем забывать и о том, что на психокоррекцию, в основном, приводят детей с различными проблемами, которые также отражаются на поведении ребенка. Большую трудность составляют уже проявляющиеся акцентуации характера малыша. Детям, к примеру, шизоидного типа трудно сосредоточиться на процессе, а психастенику сложно выдержать эмоциональное напряжение, неизбежно появляющееся в психодраматическом сеансе при вскрытии проблем.
Психодраматическая терапия с
детьми дошкольного возраста
весьма специфична. Здесь возникает
целый ряд сложностей, начиная
с банальных принципов
Терапевту очень
важно определить уровень
Часто психодраматические
сеансы с дошкольником
Если препятствовать тому, чтобы дети проявляли в игре естественные для них формы выражения и общения и предъявлять к ним чрезмерные требования на «чуждом» для них языке, то можно натолкнуться на сопротивление с их стороны. Это сопротивление часто выражается в виде беспокойства, дурашливости, агрессии или в виде скуки и отрешенности.
Не следует ожидать
от детей готовности и
Игра с детьми всегда
приносит неожиданные
Практическая часть
Занятие рассчитано на учащихся 8-9 классов.
Цель: создание условий для развития умений учащихся анализировать конфликтные ситуации и разрешать их.
Задачи:
- стимулировать воображение участников в поисках собственного выхода из конфликтной ситуации;
- сформировать интерес у учащихся к самопознанию и саморазвитию;
- способствовать развитию навыков работы в группе.
Перечень навыков и умений, которые формируются:
-рефлексивная деятельность,
-толерантное отношение и эмпатия к людям,
-навыки работы в группе,
-умение анализировать,
-умение разрешать конфликты.
Инструкции для участников:
Класс делится на три команды, избираются капитаны команд.
План содержания работы:
Вступление.
2 этап Деловая игра « Три вопроса».
3 этап. Кейс (ситуация конфликта).
Заключение.
Содержание работы:
Вступление.
Конфликты – это часть
нашей жизни. Предлагаю вам подумать
о том, как мы ведем себя в конфликте.
Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем?
Какие чувства вызывает у нас
соперник? Непреднамеренные конфликты
приводят к обидам, потере дружбы, к
вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому
важно знать, как вести себя в
конфликтных ситуациях. Сегодня
мы будем учиться разрешать
А пока давайте узнаем, как
мы сами ведём себя в
1 этап.
Тест «Оценка собственного
поведения в
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Приложение №1.Тест.
Желающие могут обсудить
свои результаты тестирования. Обсуждение перетекает
во 2-ой этап занятия.
2 этап
Каждая команда получает по одному вопросу, и немного обсудив, капитаны с помощью своей команды по очереди попытаются ответить на них.
Вопросы:
- В чем сходство и различие понятий «конфликт» и «спор»?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства
достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
(Происходит дискуссия между участниками команд).
Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликты. Прежде всего надо знать, что такое конфликт.
Приложение №2. Блок информации.
А теперь
давайте попробуем определить и
запомнить правила
В результате общего обсуждения проблемы, мы можем выделить несколько правил предупреждения конфликтов:
Эти правила необходимо записать либо на доске, либо на листе ватмана.
А теперь давайте вспомним, когда выполнение этих правил кому-то из вас действительно помогло избежать конфликта.
(Подростки делятся своим опытом).
3 этап
Ребята, после знакомства с
правилами «беспроигрышного»
Приложение №3. Карточки с ситуациями для команд.
После выступления
(Обсуждение, дискуссия ребят).
Давайте подведём итоги, какой из команд
удалось найти оптимальный
(Бурная дискуссия ребят).
Заключение
В заключение ребята, хочу вас поблагодарить за отличную работу! Теперь вы умеете анализировать конфликтные ситуации, и сможете грамотно разрешать конфликты и с лёгкостью выходить из них. Удачи!
Вопросы для обсуждения:
Приложение №1.
Тест «Оценка собственного
поведения в
Инструкция: если подобным образом вы ведете себя:
Часто - 3 балла;
От случая к случаю - 2 балла;
Редко - 1 балл.
Информация о работе Психодрама как психотерапевтическая методика