Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:28, контрольная работа
Психодрама (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.
Теоретическая часть
1. Общая характеристика метода..................................................................3
2.Цели и задачи психодрамы.........................................................................3
3.Специфика и организация проведения. Использование базовых техник...............................................................................................................5
4.Специфика использования психодрамы при работе с детьми разных возрастов...........................................................................................................9
Практическая часть...........................................................................................12
Приложение №1.................................................................................................18
Приложение №2.................................................................................................19
Приложение №3..................................................................................................20
Использованная литература..............................................................................21
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Северодвинский филиал
Факультет педагогики и психологии
Специальность 050706 – Педагогика и психология
Контрольная работа
По методам активного социально-психологического обучения
студентки 5 курса ПП ОЗО
Костылевой Е.В..
Научный руководитель
Каданкова Н.Н.
Северодвинск
2011
Содержание
Теоретическая часть
1. Общая характеристика
метода........................
2.Цели и
задачи психодрамы.............
3.Специфика
и организация проведения. Использование
базовых техник........................
4.Специфика
использования психодрамы при работе
с детьми разных возрастов.....................
Практическая
часть.........................
Приложение
№1............................
Приложение
№2............................
Приложение
№3............................
Использованная
литература....................
1.Общая характеристика метода.
Психодрама (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.
Понятие и процедура
психодрамы предложены Д.
Для психодрамы. важны спонтанность,
активность, импровизационность поведения.
Психодрама применяется при неврозах,
в том числе детского возраста,
при психосоматических
2.Цели и задачи психодрамы
Цель психодрамы - диагностика и терапия неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания.
Считается, что в условиях групповой
поддержки, в драматических построениях,
содержательно близких
Важные условия - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. "Проживая" важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям; он открывает новые возможности построения отношений и самореализации.
Психодрама применяется при неврозах, в том числе детских; при заболеваниях психосоматических и алкоголизме; при обострении психопатий и поведении девиантном подростков. Возможна семейная психодрама.
Элементы психодрамы широко применяются и в других терапевтических направлениях - в психоанализе, гештальт-терапии, терапии поведенческой, тренинге социально-психологическом, играх деловых, и пр.
Содержательные моменты психодрамы:
Психодрама доставляет радость
и удовольствие руководителю и группе
в отличие
3.Специфика организации и проведения
Типичное занятие в группе психодрамы протекает в трех фазах, общей продолжительностью 1,5-2,5 часа.
1)Разминка (30 минут ) - имеет аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для психодраматической работы в игровой фазе.
После открытия группового заседания
на этой фазе психодрамы члены группы
приходят к активизации и открытию
себя. Страх ожидания должен быть преодолен
и групповой процесс "встречи"
друг с другом должен помочь получить
от отдельных участников или от группы
в целом материал о конфликтах
или переживаниях, который потом
будет разрабатываться в
Фазы разминки:
В качестве заданий для размораживания полностью подходят также любые из множества невербальных упражнений.
2).Игровая фаза (час-полтора) - имеет психокатартические цели; повторением ролевой игры должен быть получен эмоциональный опыт.
После того, как в ходе разминки выкристаллизовывается тема для игровой фазы, например, материал о конфликтах и переживаниях кого-либо из членов группы или же общая групповая тема, в игровой фазе этот материал будет перенесен на сцену и разыгран на сцене, причем будут применяться различные техники психодрамы. Содержанием этой игровой фазы будет игра протагониста, в которой один из участников будет представлять свои актуальные проблемы или психические ситуации из прошлого. Это будет поддерживаться руководителем психодрамы, а также членами группы, которые будут исполнять специфические роли. Может быть разыграна общая групповая тема. Материалом для игровой фазы могут быть также сны, сказки или планы на будущее.
Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:
Также к числу техник психодрамы принадлежат "речь в сторону", "внутренний монолог", "активная социограмма" (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии).
Особыми формами активной социограммы является "социальный атом" (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых изображают другие члены группы) и "спектрограмма" (члены группы подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами, например, активные/пассивные).
Так как готовность протагонистов к игре, в которой каждый в отдельности будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа хорошо себя знает и справилась со страхом или редуцировала его, то для начала группы лучше всего подходят "игры-экспромты". Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка.
Помимо названных "специальных"
3). Заключительная фаза интеграции (чуть более получаса) имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения.
По окончании игровой фазы в
фазе интеграции должно быть достигнуто
рациональное осмысление полученного
опыта. Здесь члены группы демонстрируют
чувственное участие в играх (в
том числе и играх
Информация о работе Психодрама как психотерапевтическая методика