Психодинамическая теория З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического подхода. Динамика здесь означает то, что поведение человека детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Психодинамическая теория личности Фрейда является основой дальнейших практик - например, психоанализа.

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
2 Зигмунд Фрейд ………………………………………………….. 4
3 Психоанализ……………………………………………………….. 7
4 Топографическая модель уровня сознания……………………… 10
5 Фрейдовская концепция безсознательного и ее периоды……. 13
5.1 Первый период………………………………………………….. 15
5.2 Второй период…………………………………………………….. 16
5.3 Третий период……………………………………………………. 22
6 Развитие личности………………………………………………. 24
7 Заключение ……………………………………………………… 31
8 Литература……

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии 1 курс.docx

— 77.32 Кб (Скачать)

      Замещение. В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Мало распространенная форма замещения – направление на самого себя: враждебные импульсы направленные на других, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.

     Рационализация. Другой способ справиться с фрустацией и тревогой – исказить реальность. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным. Наиболее часто употребляемым видом является рационализация по типу “зелен виноград”, берущий название из басни “ Лиса и виноград”

     Реактивное  образование. Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется; в сознании проявляется совсем противоположенный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

     Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

     Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов.

     Отрицание. Отрицание включается, как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Например, ребенок, переживающий гибель любимой кошки, верит, что она до сих пор жива. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом.

     Итак, мы рассмотрели механизмы защиты психики перед лицом внешней  и внутренней угрозы. Из вышесказанного видно, что все они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в  результате наше эго теряет энергию  и гибкость. Фрейд говорил, что  зерна серьезных психологических  проблем падают на благоприятную  почву только тогда, когда наши способы  защиты приводят к искажению реальности.

  1. Заключение

     Психоаналитическая  теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека.

     Фрейд считал, что поведение человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки.

     Учение  Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Значение концепции бессознательного для познания человека состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное познание и как представление.

     Действительно, Фрейду удалось доказать, что мышление душевнобольных и невротиков отличается как раз такими чертами, которые  сближают их с примитивными людьми.

     Фрейду  удалось доказать, что сумеречным состояниям (припадки у истериков) соответствуют  те процессы, которые наблюдаются  у здоровых людей в их сновидениях, и старое предположение, высказанное  целым рядом выдающихся психопатологов в родстве состояний сна с болезненными явлениями в области психики, нашло свое научное подтверждение.

     Ближайшее ознакомление с процессами сновидений обнаружило, во-первых, что мышление во сне отличается особенностями так называемого примитивного мышления, символического мышления, к которому нормальный человек обращается в жизни в исключительно редких случаях.

     Учение  Фрейда, выводящее наиболее сложные  и ценные формы психической жизни  из бессознательных инстинктов, главным  образом из полового, имело большой  успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования  среди блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые сочли  непристойным такое выдвигание на первый план полового влечения и поспешили  объявить фрейдизм учением "безобразным  в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном".13

     Теория  личности Фрейда послужила основой  для психоаналитической терапии,  успешно применяемой в настоящее  время.

     Во многих странах фрейдовская теория прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература:

  1. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. – М.,  1992.
  2. Бессознательное: многообразие видения. - Новочеркасск, 1994.
  3. Джонс Эрнест.  Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М., 1997.
  4. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. / сост. В.М. Лейбин. – М.: Республика, 1994
  5. Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.
  6. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М, 1989.
  7. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1997.
  8. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. Сост. М. Г. Ярошевский. - М., 1989.
  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, 1999.
  10. Гиппеирейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988.
  11. Большая советская энциклопедия, т.3
  12. Ярошевский М.Г. «История психологии от античности до середины ХХ в» М,1996 г.

Информация о работе Психодинамическая теория З. Фрейда