Психодинамическая теория З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического подхода. Динамика здесь означает то, что поведение человека детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Психодинамическая теория личности Фрейда является основой дальнейших практик - например, психоанализа.

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
2 Зигмунд Фрейд ………………………………………………….. 4
3 Психоанализ……………………………………………………….. 7
4 Топографическая модель уровня сознания……………………… 10
5 Фрейдовская концепция безсознательного и ее периоды……. 13
5.1 Первый период………………………………………………….. 15
5.2 Второй период…………………………………………………….. 16
5.3 Третий период……………………………………………………. 22
6 Развитие личности………………………………………………. 24
7 Заключение ……………………………………………………… 31
8 Литература……

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии 1 курс.docx

— 77.32 Кб (Скачать)

      Бессознательное становится необходимою и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни.  Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний.

      Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда, носит  закономерный характер и совершается  на протяжении всей жизни человека  с самого момента его рождения. Этот процесс  носит название «вытеснения». Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далее содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные группы  переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального. Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека.8 Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теорией влечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает,  не особое движение, а внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку, поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояние тяжести и нагрузки на наш внутренний мир. 9

      Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними раздражениями  организма. Внутренние раздражения  имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются   в организме. И  вот психические представительства  этих внутренних соматических раздражений  Фрейд называет влечениями.

      Все влечения Фрейд разделяет  по их цели и по их соматическому источнику  на две группы:

      1) сексуальные влечения, цель которых  – продолжение рода;

      2) личные влечения, или влечения  «я», их цель – самосохранение  индивида.

     Сексуальное влечение, или,  как   называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку  с самого начала его жизни, оно  рождается вместе с его телом  и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую  вовсе жизнь в организме и  психике.

      Содержание  бессознательного можно выразить в  следующей резюмирующей формуле: в  мир бессознательного входит все  то, что мог бы сделать организм, если бы он был предоставлен чистому  принципу наслаждения, если бы он не был  связан принципом реальности и культурой. Сюда входит все, что он откровенно желал и ярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо, и когда человек был более свободен в проявлении своего исконного, органического  самодавления.

     “Деление  психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни”10

    Фрейд предавал огромное значение  этому  делению: “здесь начинается психоаналитическая теория”.

     «ОНО» – это страсти, «Я» – это разум и рассудительность. В «ОНО» нераздельно властвует принцип наслаждения; «Я» – носитель принципа реальности. Наконец, «ОНО» – бессознательно.11

      До  сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с «ОНО»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только «ОНО». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть области бессознательного. Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная области «Я» также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем  казалась вначале.

      “ОНО” в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. ОНО имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ОНО выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ОНО, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. «ОНО» - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ОНО избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.

       Первичные процессы - нелогичная, иррациональная  форма человеческих представлений.  Она характеризуется неспособностью  подавлять импульсы и различать  реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – ЭГО.

     «ЭГО» - «Я» - это компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. ЭГО в своих проявлениях руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. ЭГО было названо Фрейдом вторичным процессом, “ исполнительным органом” личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.

     Некоторого  количества энергии ЭГО для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.

     Таким образом, мы подошли к последней структуре психики – СУПЕРЭГО.

    “Мы хотим сделать предметом этого  исследования Я, наше наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время… Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я". 12

     Так представлял Фрейд СУПЕРЭГО – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. СУПЕРЭГО - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "ОНО" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

      «СУПЕРЭГО» - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей.  Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но  не может его преодолеть. Далее, к проявлениям «СУПЕРЭГО» относится так называемое «внезапное пробуждение совести», случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное «Я» принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.

      Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд  исходит из того, что  глубинный, природный ее слой ("ОНО") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "ОНО", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "ОНО"  исподволь, но властно диктует свои условия "Я".

      Как покорный слуга  бессознательных  влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "ОНО" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция "СУПЕРЭГО", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "СУПЕРЭГО" как бы является высшим  существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "СУПЕРЭГО" призвано осуществлять сублимацию  бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется  с "Я". Но по своему содержанию "СУПЕРЭГО" ближе к "ОНО" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира  "ОНО", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое,  подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в  дружеском согласии как с "ОНО", так и с «СУПЕРЭГО» 

    4.3.  Третий период

      В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось  новое деление:

  1. Сексуальное влечение, или эрос.

    Первая  группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов  и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный  инстинкт одним из ведущих; энергия  этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо – термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.

     Так как существует много сексуальных  инстинктов, Фрейд предположил, что  каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.

     Используя общеизвестный закон природы – сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

      2)  Влечение к смерти.

      Вторая  группа – инстинкты Смерти –  лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд  создал теорию об этих инстинктах под  влиянием смерти его дочери и страхом  за своих двоих сыновей, находящихся  в то время на фронте. Вероятно, поэтому  это наиболее и наименее рассматриваемый  в современной психологии вопрос.

      Влечение  «я» и, прежде  всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальным влечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив  оба члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Информация о работе Психодинамическая теория З. Фрейда