Психодинамическая теория З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического подхода. Динамика здесь означает то, что поведение человека детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Психодинамическая теория личности Фрейда является основой дальнейших практик - например, психоанализа.

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
2 Зигмунд Фрейд ………………………………………………….. 4
3 Психоанализ……………………………………………………….. 7
4 Топографическая модель уровня сознания……………………… 10
5 Фрейдовская концепция безсознательного и ее периоды……. 13
5.1 Первый период………………………………………………….. 15
5.2 Второй период…………………………………………………….. 16
5.3 Третий период……………………………………………………. 22
6 Развитие личности………………………………………………. 24
7 Заключение ……………………………………………………… 31
8 Литература……

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии 1 курс.docx

— 77.32 Кб (Скачать)

      Толкование  сновидений привлекло внимание Фрейда потому, что многие больные вместо требуемых от них воспоминаний рассказывали свои сны. Обсуждение снов с врачом давало не редко оздоровляющий эффект. Позже Фрейд стал специально просить  пациентов рассказывать сны. Он начал  анализировать и собственные  сновидения, проверяя таким образом гипотезу о вытеснении и других бессознательных механизмов. Книга Фрейда «Толкование сновидений», вышедшая в 1899 году, считается наиболее фундаментальной в ряду работ о бессознательном. С нее начинается история теоретического психоанализа. Ведь именно в ней был обоснован тезис о скрытом смысле психических явлений, которые раньше считались бессмысленными. К сновидениям в этом ряду позже были присоединены оговорки, ошибки, забывания, непреднамеренные действия.

      Главный тезис теории сновидений гласит, что  сновидение есть осуществление желания. Сновидение говорит о будущем, но воспроизводит прошлое и в  этом его сходство с невротическим  симптомом. В обоих случаях закрыт путь к прямому осуществлению  желания и оно выражается в замаскированном, зашифрованном виде. Работа по его дешифровке должна быть противоположна работе сновидения.

        Сновидения трактуются Фрейдом  как форма ежесуточной психотерапией.  С их помощью изживаются порождаемые жизнью поражения и конфликты. Сон напоминает регрессию – свободное течение ассоциаций – от последнего случайного впечатления – к ранним и стержневым психическим комплексам. Работа сна состоит, с одной стороны, в «обходе цензуры», снятия сопротивлений, а с другой, в выработке фантазий «на тему» вытесненного желания. Мысли во сне переводятся в образы, а реальные отношения выступают в виде символических. Истолкование сна состоит в расшифровке символов на основе того «языка», который выработался у данного конкретного человека. К «сонникам», раскрывающим якобы символику сновидений, Фрейд относился отрицательно. 

      Нежелание ученых исследовать сновидения Фрейда объясняет нелепым аморальным их содержанием. Во сне свободное от эротических уз «Я» идет навстречу  влечениям, беспрепятственно выбирает объекты любви и ненависти, не считаясь с нормами культуры.

    Итак, сновидения, по Фрейду – вовсе не патологическое и экзотическое, но вполне здоровое и нормальное явление  психической жизни. Оно восстанавливает  психическое равновесие, перерабатывает болезнетворные «дневные остатки», поддерживает преемственность и само идентичность личности на протяжении всей жизни. При  этом именно  сновидение в наиболее полной и отчетливой форме представляет бессознательное. Сновидение есть не только звено индивидуального психического процесса, но и коллективного исторического  культуротворчества.

    Соединение  теории с терапией и оценкой личности связывает все представления  о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов. Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию  психики, на так называемую “топографическую модель”.  

  1. Топографическая модель уровней сознания.

     Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же, как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке.

      В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный».1 Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психического находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых – и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой борьбе сводится психическая жизнь человека. Каждый душевный акт и каждый человеческий поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным, как показатель достигнутого в данный момент жизни соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон. 2

    Область предсознательного, область “доступной памяти”, включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между сознательным и безсознательным областями психического.

     Самая глубокая и значительная область  человеческого разума – это  бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены  в область бессознательного.

      Бессознательное образует низший уровень психики. Это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

      В область бессознательного входят психические  явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

      Учение  о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Это часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

      Известно, что главным регулятором человеческого  поведения служит сознание. Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным для него является то, что сознание осознанности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако вновь может стать сознательным при известных, легко достижимых условиях.3

      Учитывая  это явление, можно сделать вывод, что представление сохранялось  в душе человека и в этот промежуток времени, хотя было скрыто от сознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясь  скрытым от сознания относительно этого, неизвестно. 4

      Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт  глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. 

  1. Фрейдовская концепция бессознательного

    и ее периоды.

        Концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем подвергалась существенным изменениям.

      В первый период фрейдовская концепция бессознательного была близка к учению знаменитых французских психиаторов и психологов – Шарко, Льебо, Жанэ, от которых она находилась  и в прямой генетической зависимости.

      Во  второй самый продолжительный и самый важный период  развития психоанализа определяются все основные и характерные черты фрейдовского учения о бессознательном. Теперь оно становится уже совсем оригинальным. Разработка всех вопросов происходит в этот период исключительно в плоскости теоретической и прикладной психологии.

      В третий период концепция бессознательного претерпевает существенное изменение и начинает сближаться с метафизическом учением Шопенгауэра и Гартмана. Общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными, специальными проблемами. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. 5

      Еще в 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого  знатока гипноза Бернгейма: загипнотизированной пациентке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное – прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответсвовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но сознанию больной он вполне удовлетворял: она искренно была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию. Далее, Бернгейм путем настойчивых расспросов и наведений ее мысли заставил, наконец, пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное ее во время гипноза.

      Из  этого эксперимента  Фрейд  сделал три общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного:

  1. Мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка;
  2. Поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;
  3. Эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.

     На  основе этих трех положений, проверенных  на собственной психиатрической  практике, Фрейд выработал совместно  со своим коллегой Брейером, так называемый катартический метод лечения истерии.

      Сущность  этого метода заключается в следующем: в основе истерии и некоторых  других психогенных нервных заболеваний  лежат психические образования, не доходящие до сознания больного. Это какие-нибудь  душевные потрясения, чувства или  желания, однажды пережитые больным, но  намеренно забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам, или  боится, или стыдится самого воспоминания о них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы (разряжены); они-то и вызывают болезненные симптомы истерии.6

    1. Первый период

      Эти забытые переживания, вызывающие симптомы истерии, и являются «бессознательным», как понимал его Фрейд в  первый период развития своего учения. «Бессознательное» можно определить как некое чужеродное тело, проникшее  в психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими  моментами сознания и потому разрывает  его единство. В нормальной жизни  к нему близко мечтание, которое  тоже более свободно,  чем переживания  реальной жизни, от тесных  ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека.

      Такова  первая фрейдовская концепция бессознательного.7 Для нее характерны две особенности. Во-первых, Фрейд не дает никакой физиологической теории бессознательного и даже не пытается это сделать. Во-вторых, продукты бессознательного можно получить только в переводе на язык сознания; другого, непосредственного подхода  к бессознательному помимо сознания самого больного нет и  не может быть.  

    1. Второй  период

      Во  втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается  целым рядом новых, в высшей степени  существенных моментов.

Информация о работе Психодинамическая теория З. Фрейда