Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:16, реферат
Цель коррекционной программы: повышение уровня эмпатии у подростков 12-15 лет.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В. В.
Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
2. Если окружающие
проявляют признаки
3. Я больше доверяю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю
вполне уместным для себя
5. Я могу легко войта в доверие к человеку, если потребуется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
7. Я из любопытства
обычно завожу разговор о
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
9. Моя интуиция
- более надежное средство
10. Проявлять
любопытство к внутреннему
11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая этого.
12. Я легко
могу представить себя каким-
13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
14. Я редко
принимаю близко к сердцу
15. Обычно за
несколько дней я чувствую: что-то
должно случиться с близким
мне человеком, и ожидания
16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая людям.
19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен
полностью слиться с любимым
человеком, как бы
24. Мне редко
встречались люди, которых я бы
понимал с полуслова, без
25. Я невольно
или из-за любопытства часто
подслушиваю разговоры
26. Я могу оставаться
спокойным, даже если все
27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".
28. Я спокойно
отношусь к мелким
29. Мне было
бы трудно задушевно,
30. У меня творческая
натура — поэтическая,
31. Я без особого
любопытства выслушиваю
32. Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека.
33. Мое мышление
больше отличается
34. Когда друзья
начинаю говорить о своих
35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.
Обработка результатов. Подсчитывается число совпадений ваших ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.
1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, + 19, + 25, -31
2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, + 32
3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, + 21, +27, -33.
4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34
5. Проникающая способность к эмпатии: +5, —1, -17, -23, -29, -35
6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.
Оценки по каждой
шкале могут варьировать от 0 до
6 баллов и указывают на значимость
конкретного параметра в
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.
Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.
Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.
Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Шкальные оценки
выполняют вспомогательную роль
в интерпретации основного
Информация о работе Психодиагностика и психокоррекция эмпатии у подростков 12-15 лет