Психодиагностика и психокоррекция эмпатии у подростков 12-15 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:16, реферат

Описание работы

Цель коррекционной программы: повышение уровня эмпатии у подростков 12-15 лет.

Работа содержит 1 файл

Коррекционная программа эмпатии.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Упражнение  "Глаза в глаза" 
Прообраз этого упражнения имеется в практике групп встреч. 
Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает Установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

  1. рефлексия занятия;
  2. прощание.

Занятие № 6

  1. приветствие;
  2. цели коррекционного занятия;
  3. ожидания участников от данного занятия;
  4. основная часть (упражнения):

    Упражнение «Части моего Я» 
    Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов). 
    Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего "Я". Это можно сделать так, как получится, быть может, символически. После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий.

    Упражнение  «Таможня»

    Ведущий: "Предлагаю  попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения  другого человека, умении понять его  душевное состояние. Итак, наша группа пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие" (в качестве "предмета контрабанды" используется реальный маленький предмет ключ, монета)."Итак, кто хочет быть таможенником?" Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают "таможенника". Мимо него по одному проходят "пассажиры", он пытается определить, кто из них "провозит контрабанду". Чтобы облегчить задачу, ему предоставляют две или три попытки. После того, как в роли "таможенника" побывали двоетрое подростков, ведущий просит их рассказать, на что они ориенти повались, определяя "контрабандиста". Желательно, чтобы сам ведущий побывал в роли и "таможенника", и "контрабандиста". Помимо повышения интереса к занятиям, создания атмосферы непринужденности и веселья, игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого человека. 

  1. рефлексия занятия;
  2. прощание.
 

Занятие № 7

  1. приветствие;
  2. цели коррекционного занятия;
  3. ожидания участников от данного занятия;
  4. основная часть (упражнения):

Упражнение  «Поменяйтесь местами»  
Описание упражнения  
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим. Психологический смысл упражнения создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Упражнение  «Хорошие и плохие поступки»  
Описание упражнения  
Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.  
Обсуждение  
Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.  
Психологический смысл упражнения  
Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Упражнение  «Прекрасный сад»  
Описание упражнения  
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.  
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.  
Обсуждение  
Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.  
Психологический смысл упражнения  
Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

  1. рефлексия занятия;
  2. прощание.

Занятие № 8 

  1. приветствие;
  2. цели коррекционного занятия;
  3. ожидания участников от данного занятия;
  4. основная часть (упражнения):

Упражнение  «Кочки»

Описание  упражнения  
Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.  
Обсуждение  
Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.  
Психологический смысл упражнения  
Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы;  
Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы;  
Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Упражнение  Коллаж «Дружба»

Описание  упражнения  
Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.  
Обсуждение  
После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.  
Психологический смысл упражнения  
Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.

Занятие № 9

  1. приветствие;
  2. цели коррекционного занятия;
  3. ожидания участников от данного занятия;
  4. психодиагностика по пройденным коррекционным занятиям;
  5. подведение итогов;
  6. прощание.

  Занятие № 10

  1. приветствие;
  2. анализ ожиданий и достижений участников коррекционной программы;
  3. приятный ритуал прощания.
 

VIII. Критерии эффективности программы:

Критерием эффективности коррекционной программы  является повторная психодиагностика по Методике «Уровень Эмпатии» и Методике диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В. В. Таким образом, если после обработки данных будет выражены положительная динамика, показатели станут средними и высокими, коррекционную программу можно считать эффективной.

IX. Выводы:

По результатам многих исследований на протяжении длительного времени было установлено что подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни человека, в этот период эмоциональное состояние ребёнка находится на высоком уровне преобладает повышенная агрессия, часто встречается демонстративный тип характера, наблюдается высокая тревожность и наличие страхов,  часто из-за того что ребенку в этот период не удается наладить межличностные отношения с окружающими, чаще всего со сверстниками у них занижается самооценка и вот при всех этих отрицательных факторах эмпатические способности ребенка угасают, ребенок не может сопереживать другим так как сам иногда не может сопереживать себе или потому что он настолько агрессивен, тревожен что не может принять и понять горе другого.

   Для развития эматии  используются главным образом занятия и специальные упражнения. Таким образом, создана данная психо-коррекционная программа, которая  рассчитана на 17 групповых занятий. Её комплекс упражнений достигает поставленной цели и помогает реализовывать поставленные задачи, а именно снижения уровня тревожности, повышения уровня самооценки, налаживание межличностных связей и наконец формирования эмпатических способностей. До и после проведения коррекционной программы проводится психодиагностика уровня развития эмпатии у подростков, для определения необходимости её проведения и определения эффективности самой программы. 
 

IX.Литература:

  1. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. Минск.1999
  2. Разрешение конфликтов. Игры и упражнения (сборник). Минск. 1999
  3. Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л.: ЛНИПИ, 1975.
  4. Джрназян Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях. Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в Авореферат дис. к.псих. наук. Тбилиси, 1984. групповом лидерстве//Вестник МГУ. Серия «Психология». М., 1980.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Дополнения

    Методика  «Уровень эмпатии»

    Инструкция: для  выявления уровня эмпатийных тенденций  необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам  следующие числа: если вы ответили «не  знаю» — 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» —4 и ответу «да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты.  
     
    Тест
    1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».   
    2. Взрослых детей раздражает забота родителей.  
    3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.  
    4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.  
    5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.  
    6. Больному человеку можно помочь даже словом.  
    7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.  
    8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.  
    9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.  
    10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.  
    11. Я равнодушен к критике в мой адрес.  
    12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.  
    13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.  
    14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.  
    15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.  
    16. Родители относятся к своим детям справедливо.  
    17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.  
    18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.  
    19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.  
    20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.  
    21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.  
    22. В детстве я приводил домой кошек и собак.  
    23. Все люди необоснованно озлобленны.  
    24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.  
    25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.  
    26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем то помочь.  
    27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.  
    28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.  
    29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.  
    30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.  
    31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.  
    32. Если ребенок плачет, на это есть свои причины.  
    33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.  
    34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.  
    35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.  
    36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.  
     
    Подсчет результатов. Прежде чем посчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответа ми «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.  
    Классификатор теста. Если вы набрали от 82 до 90 баллов, это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии тяжелых людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье. От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится читать их лица и заглядывать в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вы вести вас из равновесия.  
    От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас толстокожим, но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных от ношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, по этому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.  
    12—36 баллов — низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам не понятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не  
    работе с людьми. Вы — сторонник точных форму лировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а и тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, что чувствуете свою отчужденность, когда окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности так же, как свои. 11 баллов и менее — очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно пере носите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.   

Информация о работе Психодиагностика и психокоррекция эмпатии у подростков 12-15 лет