Психодиагностические методы в клинической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Существуют конкретно-научные приемы исследования в клинической психологии. В данной работе рассматриваются следующие основные методы: наблюдение, беседа, нейропсихологический метод, биографический метод, анамнестический метод, экспериментально-психологический метод. Специальные процедуры, методики, реализуют методы.
В данной работе приводится обзор и оценка методов и методик, используемых в клинической психологии. Задача работы – обзор разработанных принципов и методов исследования патологий у пациентов в клинике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Виды методов…………………………………………………….….5
Глава 2. Некоторые основные экспериментальные методики……….……10
2.1. Методики, направленные на
изучение сенсомоторной сферы и внимания……………………………….11
2.2. Методики, направленные на
исследование мышления……………………………………………………..13
2.3. Методики, направленные на
исследование памяти…………………………………………………..…..…18
2.4. Методики, направленные на
исследование эмоционально-волевой сферы……………………………….19
2.5. Методики, направленные на
исследование интеллекта……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………….....22
Литература……………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Курсовая..doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Обучающим экспериментом  является методика «Классификация фигур». Обучение позволяет  взять на рассмотрение количество и качество помощи, оказанной испытуемому, а не типы ошибок и способы решения. Методика применительна к детям. Предлагают группировать карточки с изображением разноцветных геометрических фигур, что позволяет исследовать процесс обобщения, выявлять инертность психических процессов. Предложена Ю.Ф. Поляковым и переработана А.Я. Ивановой.

В методике «Соотношение пословиц, метафор и фраз»  больному нужно подобрать к пословицам соответствующие по смыслу фразы. Эксперимент направлен на исследование мышления, умение выделять главную мысль, дифференцированность, целенаправленность суждений. Благодаря данной методике можно выявить признаки, характерные для олигофренов, шизофреников и больных с органическими поражениями мозга. Предложена Б.В. Зейгарник.

2.3. Методики, направленные на исследование памяти.

 

При выборе методики данной направленности так же следует учитывать возраст и уровень образования больного.

Универсальная методика – «Заучивание десяти слов». Направлена на исследование состояния памяти, активности внимания, утомляемости пациента. Выявляет наличие сужения объема внимания. Отличительная характеристика методики – необходимость полной тишины во время проведения. Предложена А.Р. Лурия. Возможно сочетание методики с введением стимулирующих и тормозящих деятельность коры большого мозга препаратов (брома, кофеина). Следовательно, многократное использование.

Для малограмотных больных  можно использовать методику «Опосредованное запоминание». Испытуемому нужно выбирать карточки, которые подойдут  для запоминания слов, произносимых экспериментатором. Из наблюдений можно сделать выводы о памяти больного и характеристик мышления; сопоставить опосредованное и непосредственное запоминания. Методика позволяет судить об интеллектуальном уровне испытуемого, характере его ассоциаций. Методика предложена А. Р. Лурия и Л. С. Выготским, разработана и апробирована А. Н. Леонтьевым.

Методика «Пиктограмма», предложенная А.Р. Лурия, имеет цели, соответствующие целям «Опосредованного запоминания», однако она неприменима для больных, имеющих уровень образования менее 7 классов. Больному предлагается делать рисуночные пометки для запоминания слов. Испытуемый мотивируется на исследование зрительной памяти. Достоинство методики в том, что она дает большее количество материала относительно особенностей психики больного.

Для диагностики больных  пожилого возраста используется «Тест зрительной ретенции Бентона». Испытуемый должен запомнить изображение геометрических фигур и затем зарисовать эти фигуры по памяти. В клинической психодиагностике используют так же для исследования особенностей зрительной памяти и визуальной репродукции у больных шизофренией, эмоциональными расстройствами, с явлениями умственной отсталости. Выявляет органические патологии.

 

2.4. Методики, направленные на исследование эмоционально-волевой сферы.

 

Наиболее частое применение в настоящее время имеет «Тематический апперцепционный тест» (ТАТ). Больному нужно составить рассказ по каждой из предлагаемых картинок. Эта проективная методика направлена на исследование личностных переживаний и интересов, мотиваций, эмоциональных реакций, степени зрелости и адекватности эмоциональной сферы. Выявляет психогенные заболевания, а так же аффективные психозы, алкогольную деградацию личности.

В методике «Выбор ценностей» испытуемого просят выбирать по пять карточек со словами из всех предлагаемых. В некоторой степени методика показывает степень контактности и общительности испытуемого. Недостаток в том, что методика не имеет определенного диагностического значение вследствие недостаточной апробированности. Однако из результатов вполне возможно сделать выводы о психическом состоянии испытуемого.

К числу наиболее трудных  относится, предложенная Ф. Хоппе, методика «Уровень притязаний». В отличие от других методик, уровень притязаний требует много времени на подготовку. Проведение методики возможно только с участием высококвалифицированного экспериментатора. Необходимо строить индивидуальную схему проведения методики для каждого больного. Иногда приходится вносить изменения в задания во время эксперимента. Особую роль играет отношение больного к эксперименту. Суть методики в том, что больному предлагается из предложенных карточек с задачами, разложенных в порядке от самой легкой до самой трудной, выбрать наиболее ему подходящую и решить задачу.  В ходе эксперимента можно оценить степень самолюбия и самооценки, тенденции самоутверждения, живости или притупленности эмоциональных реакций больного. Методика выявляет личностные особенности больных при эпилепсии, психопатиях, шизофрении, циркулярном психозе, церебральном атеросклерозе, органических поражениях головного мозга, протекающих с характерологическими изменениями. Пригодна для частого применения. Полезно сопоставлять полученные данные с данными по методикам, направленным на исследование мышления.

Для больных разных возрастных групп применима простая «Методика Дембо—Рубинштейн», которая направлена на исследование самооценки и сознания болезни. Больному предлагается определить себя на линиях здоровых - больных, умных - глупых, хороших - плохих, счастливых - несчастных. По результатам эксперимента у детей можно судить о степени зрелости личности, по сравнению с другими личностными методиками позволяет в большей мере выявлять позицию обследуемого.

Как для получения индивидуальных показателей больного, так и для обобщения результатов группы испытуемых и выведения общих закономерностей используют методику «Психологическая автобиография». Она была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Испытуемому предлагается перечислить все важные события его жизни и указать их даты. Методика создана для диагностики переживаний в наиболее значимых сферах жизнедеятельности, изучения особенностей ситуационного восприятия. Полученные данные после использования этой методики позволяют в некоторой степени облегчить контакт с испытуемым при дальнейшем обследовании. Недостаток методики  заключается в неопределенной степени надежности из-за ситуативности ответов.

Для исследования больных разных возрастных групп используют опросник «Торонтская Алекситимическая шкала», который направлен на выявление  неспособности выражать эмоциональные состояния, различать чувства и телесные переживания, трудности в распознании эмоций. Адаптирован в Институте им. В.М. Бехтерева.

 

2.5. Методики, направленные на исследование  интеллекта.

 

Универсальная простая  для выполнения методика «Шкала «Домино» практически не зависит от уровня образовательного развития и подходит для массового исследования. Однако методика односторонняя, т.е. не может охарактеризовать все стороны проявления интеллекта испытуемого. Испытуемому предлагается правильно продолжить  последовательность из прямоугольников с точками. Методика может быть использована для предварительной диагностики маловыраженной олигофрении в практике трудовой экспертизы.

Менее популярна методика «Таблицы Равена» (шкала прогрессивных матриц). Испытуемый должен выбрать недостающий рисунок с фигуркой. Эксперимент позволяет исследовать мышление, концентрацию, объем и распределение внимания. Выявляет способность систематизированной, методичной интеллектуальной деятельности. Часто используется для исследования олигофрении. Данную методику часто заменяют шкалой «Домино».

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подытоживая рассмотрение вышеперечисленных методик, следует  отметить, что в клинической психологии психолог обращает внимание не только на пораженные, но и на сохранные психические функции с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той или иной жизненной деятельности.

В клинической психологии многие методы заимствованы из общей психологии и психологии труда. В общем, прослеживается направленность методик на определение особенностей и степени нарушений психической деятельности, характер и быстроту возникновения утомляемости, лабильности волевого усилия, на исследование индивидуальный склонностей, социально-трудовых установок.

При использовании психодиагностических методов необходимо учитывать отношение  больного к своему заболеванию и лечению, субъективную оценку им своих трудовых возможностей, его психофизиологические характеристики, а так же степень заинтересованности в исследовании.

Итак, используя психодиагностические методики, следует обращать внимание на действие принципа активности, заключающегося в том, что поведение человека в заданной ситуации определяется не только ее условиями, но и в значительной мере отношением человека к ситуации. Так же на действие принципа системности и системного подхода, который предполагает многообразие источников и движущих сил, как психического развития, так и психических расстройств в их взаимосвязи.

Существуют исследования нарушений мышления, нарушений устной речи больных, но такой аспект, как письменная речь этих больных в клинической психологии остается малоизученным. Трудности возникают с применением тестов из-за частой нестандартизированности, слабой валидности, неадаптированности переведенных иностранных методик.

В настоящее время  использование ситуаций естественного  или моделируемого эксперимента, а так же специальных методик  позволяет получать всё более обширные материалы, включающие в себя помимо основных данных, данные  о стрессовой и фрустрационной толерантности обследуемого. Рост возможностей психодиагностики связан с созданием компьютерных вариантов методик, что позволяет, например, расширить возможности предъявления стимулов для исследования внимания. Ведутся разработки специальных компьютерных игр, направленных на диагностику индивидуальных особенностей компонентов саморегуляции.

Появление новых методов, выявляющих дефекты при когнитивных нарушениях, позволяют понять основы отклонения психического развития и находить новые пути терапии, с помощью которых возможно восстановление нарушений.

Следует отметить, что  правильная постановка психодиагностического  анализа в некоторой степени зависит  от культурной принадлежности больного. Так как, хотя культурные факторы не определяют болезнь, они всё же влияют на её развитие и могут видоизменить формы её выражения. Особенно полезно учитывать эту особенность при исследовании шизофренических проявлений.

На сегодняшний день клиника испытывает недостаток количества клинических психологов, поэтому  углубленные психодиагностические обследования проводятся пациентам  при образовании затруднений  в установлении врачебных диагнозов.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика — К.: Здоров'я, 1986—280 с.
  2. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
  3. Вартанов А.В., Козловский С.А., Скворцов а В.Б., Созинова Е.В., Пирогов Ю.А., Анисимов Н.В., Куприянов Д.А. Статья «Память человека и анатомические особенности гиппокампа» «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»  № 4 • 2009 • ОКТЯБРЬ–ДЕКАБРЬ
  4. Гаррабе Ж. История шизофрении. 2000 г. 338 с.
  5. Горбачевская Н.Л. Современные подходы к диагностике и лечению когнитивных нарушений у детей и взрослых. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010 №5. http://www.psyedu.ru/journal/2010/5/Gorbachevskaya.phtml
  6. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.
  7. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Из д-во Моск. унта, 1976.238 с.
  8. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7
  9. Каплан, Сэдок. Клиническая психиатрия, том 1, Москва «Медицина» 1994
  10. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология, учебник, 2004
  11. Корниенко П.А. Компьютерная игра как метод диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции. http://www.psyedu.ru/journal/2008/5/Kornienko.phtml
  12. Косырев В.Н. Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 451с.
  13. Лебединский М. С, Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. 430 с.
  14. Менделевич В.Д. — Клиническая и медицинская психология / МЕДпресс, 2001 г. 592 с.
  15. Обухова Л.Ф. Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка. http://www.psyedu.ru/journal/2010/5/Obuhova.phtml
  16. Полонская Н. Н. Статья «Исследование нарушений зрительного узнавания лиц, пространства, цвета и букв» «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» № 1 • 2010 • ЯНВАРЬ–МАРТ.
  17. Рубинштейн С.Я.  Экспериментальные методики патопсихологии. М.:  ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»).
  18. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1, 2. М., 1990. С. 50.
  19. Щелкова О.Ю. Автореферат "Психологическая диагностика в медицине (системное исследование)"
  20. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.

 

 

 




Информация о работе Психодиагностические методы в клинической психологии