Психодиагностические методы в клинической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Существуют конкретно-научные приемы исследования в клинической психологии. В данной работе рассматриваются следующие основные методы: наблюдение, беседа, нейропсихологический метод, биографический метод, анамнестический метод, экспериментально-психологический метод. Специальные процедуры, методики, реализуют методы.
В данной работе приводится обзор и оценка методов и методик, используемых в клинической психологии. Задача работы – обзор разработанных принципов и методов исследования патологий у пациентов в клинике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Виды методов…………………………………………………….….5
Глава 2. Некоторые основные экспериментальные методики……….……10
2.1. Методики, направленные на
изучение сенсомоторной сферы и внимания……………………………….11
2.2. Методики, направленные на
исследование мышления……………………………………………………..13
2.3. Методики, направленные на
исследование памяти…………………………………………………..…..…18
2.4. Методики, направленные на
исследование эмоционально-волевой сферы……………………………….19
2.5. Методики, направленные на
исследование интеллекта……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………….....22
Литература……………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Курсовая..doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Недостаток метода:

  • Трудно добиться заинтересованности, в некоторых случаях понимания и выполнения задач от психически больных обследуемых (для того, чтобы заинтересовать, необходимо мотивировать).

 

 

2. Некоторые  основные экспериментальные методики

 

Патопсихологические методики представляют стандартизированные (имеющие шкалу оценок, норм, полученную на основе предварительных эмпирических исследований) и нестандартизированные методы (направленные на определенные виды психической патологии; их подбирают для каждого испытуемого индивидуально). Причем нестандартизированные методы имеют первостепенное значение. Разработкой основанных на них методик занимались отечественные психологи: Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Поляков.

Основные критерии оценки психодиагностических проб в клинике:

1) Приемлемая надежность  и валидность методик, оценивающих  характеристики нарушения высших  психических функций.

2) Сложность методик,  доступность выполнения для любых  испытуемых и использование малоквалифицированными  экспериментаторами.

3) Возможность получения  с помощью методик как можно  большего ценного материала о  разных личностных сферах испытуемых (методики широкого диапазона).

4) Степень возможности  составления сравнительных характеристик.

5) Пригодность либо  непригодность методики для многократного исследования  испытуемых (многократно применяемые методики часто являются объективным показателем влияния терапии на течение болезни).

Большинство методик  имеет широкий диапазон, поэтому  их разделение в соответствии с направленностью на исследование той или иной психической функции условно, однако сочетание методик одного раздела позволяет более полно исследовать интересующее проявление психической деятельности. Обычно набор методик для исследования испытуемого составляет не более 10.

В рассматриваемых ниже методиках проанализированы особенности  по вышеуказанным критериям.

 

2.1.Методики, направленные на изучение сенсомоторной сферы и внимания.

 

Существует ряд часто применяемых методик невысокой сложности, не требующих длительного периода времени для выполнения. К ним можно отнести методику «Зрительно-моторная координация». Она позволяет исследовать точность и координацию движений обеих рук испытуемого под контролем зрения и анализа его моторики. Используется при исследовании больных с органическими поражениями мозга и неврологических больных.

Методика «Корректурная проба», заимствованная из психологии труда, так же рассматривает показатель точности, но рассматривается и показатель скорости внимания при нахождении и вычеркивании определенных букв в бланке. С её помощью можно прослеживать колебание внимания и утомляемость, выявить маниакальный и паралитический синдромы, депрессию. Методика хорошо отражает изменения психического состояния больных, поэтому актуальна для исследования пациентов  под влиянием фармакологических воздействий, терапии, трудовой нагрузки, настроения и т. д. Недостатки методики заключаются в невозможности получения надежных результатов у испытуемых с нарушениями зрения; не подходит для проверки малограмотных.

Скорость и точность учитывается и в методике «Проба Мюнстерберга», где больному нужно, просматривая в тексте ряды букв, подчеркнуть слово. Она направлена на исследование активности внимания и сенсомоторной реактивности. Позволяет выявить нарушения в механизме фильтрации, что способствует обнаружению признаков шизофрении.

В методике «Куб Линка» испытуемому предлагают собрать кубик  так, чтобы снаружи стороны были красными. Следовательно, она направлена на исследование устойчивости внимания, сообразительности, а так же эмоциональных реакций. Методика заимствована из психологии труда. Часто требует участия экспериментатора, иногда во всё время проведения. Полезны наблюдения за способом работы больного во время данного эксперимента.

«Отыскивание чисел» (таблицы Шульте) направлена на исследование другой характеристики внимания, такой как объем, а так же на исследование психического темпа (в частности у сосудистых больных). Как и две предыдущие методики, заимствована из психологии труда и позволяет определять степень утомляемости. При отыскивании больным чисел в таблице, можно наблюдать за его моторикой глазодвигательных нервов.

Если, помимо вышеуказанных целей, необходимо исследование волевых усилий, упражняемости, колебаний внимания и переключаемости, то можно использовать методику «Счет по Крепелину». С её помощью можно сделать выводы о работоспособности испытуемого, так как задание, предлагаемое испытуемому (складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток), в достаточной мере сложнее, чем в предыдущих методиках. В недавнее время Н.И. Курочкиным была создана видоизмененная методика, которая позволяет судить об инертности и переключаемости больного.

Простая инструкция, часто не словесная, у методики «Доски Сегена». Она направлена на исследование доступных для испытуемого целенаправленных действий (вставлять в нужные места вкладки). Так же позволяет анализировать моторику, выявлять слабоумие.

Целенаправленность действий и работоспособность можно определить, используя «Методику Кооса». Однако к этим целям добавляется и исследование пространственной ориентировки, сообразительности, «уровня притязаний» в некоторых случаях. Методика была адаптирована А.Я. Ивановой для маленьких детей - олигофренов.  Разнообразна в способах использования.

Существуют методики, дающие возможность анализировать состояние пациента по второстепенным признакам. К таким можно отнести «Отсчитывание». Помимо направленности на исследование устойчивости внимания, степени затрудненности интеллектуальных процессов (способность пациента к счетным навыкам), методика выявляет отношение больного к своим ошибкам; например, сниженная критика. Однако необходимо точное знание образовательного уровня больного для получения надежных выводов.

Уровень самокритики выявляют и  с помощью методики «Исследование навыков». В некоторых случаях необходимо вмешательство экспериментатора в процесс выполнения методики (в одних случаях больного просят зашнуровать ботинок, а в других – вкладывают ботинок в руки больного и начинают шнуровать сами; больной продолжает). Для методики не требуется четкой экспериментальной инструкции; возможен анализ интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

  Подтвердить факты психических нарушений, измерить длительность, глубину погружения в вызванные иллюзорные состояния (например, у больных истерией), изучать возможность их преодоления, позволяет методика «Слуховые восприятия». С её помощью можно обнаружить разные формы слуховых обманов, искаженных ассоциаций у больных. Методика исследует восприятие тихих звуков, однако больного мотивируют на проверку слуха.

 

2.2. Методики, направленные на исследование мышления.

 

Из методик данного типа можно выделить методики, которые применяются для исследования как взрослых, так и детей, независимо от их уровня образования. Например, «Классификация предметов», которая исследует память, объем и устойчивость внимания, процессы обобщения, абстрагирования, последовательности умозаключений, эмоциональных реакций. Она предложена К. Гольдштейном, видоизменена Л.С. Выготским и Б.В. Зейгарник. В некоторых случаях требуется мотивировка больного на выполнение и помощь, подсказки экспериментатора. Так же в методике прибегают к обсуждению действий, совершаемых испытуемым. Методика требует высокой квалификации экспериментатора, так как нужно подсказывать больному только в тех случаях, когда это не повредит ходу эксперимента. Был составлен аналог методики – «словесная классификация». При сравнении было выявлено, что аналог вызывает меньше затруднений для процессов отвлечения и обобщения. Однако «классификация предметов» дает меньшую нагрузку на внимание и память. Методика дает возможность сравнивать нарушения мышления при разных психических заболеваниях. Однако трудно анализировать полученные данные, так как одна и та же ошибка, допущенная на разных этапах, интерпретируется по-разному; практически не подходит для повторных проб.

Методика «Исключение предметов» отличается от «классификации предметов» тем, что требует большей логической обоснованности, четкости формулировок от испытуемого, но в меньшей мере выявляет работоспособность и устойчивость внимания. «Исключение предметов» подходит для повторных проб. Больному нужно назвать предмет, который не подходит к другим предметам, изображенным на карточках. Значит, методика направлена на исследование способности больных строить обобщения, аналитико-синтетической деятельности. Позволяет изучить моделирование процессов синтеза и анализа в мышлении.

Для диагностирования лежачих больных, а так же отказывающихся выполнять экспериментальную работу используют методику «Сравнение понятий», которая имеет давнее применение. Направлена на исследование мышления, процессов анализа и синтеза, выявление «соскальзывания» мысли. С её помощью возможно оценивать изменчивость состояния больного; удобно совмещать с фармакологическими пробами.

Не вызывает сложностей при проведении опыта методика «Объяснение сюжетных картин». Она позволяет исследовать умение выделять основу из деталей, сообразительность больных. Выявляет интеллектуальную недостаточность. Особенно применима в отношении больных с очаговой органической патологией. Полезную информацию может представлять рассмотрение вызванных эмоций у испытуемого. Методика апробирована А.И. Лапицким.

Некоторые методики применяют  только в том случае, когда у  больного имеется определенный уровень образования. Методика «Существенные признаки» требует уровня образования больного более 5 классов. Больному нужно выбрать два слова, обозначающие неотъемлемые признаки главного предложенного слова. Эксперимент позволяет выявить логичность суждений, умение сохранять устойчивость и направленность способа рассуждения. Требует участия экспериментатора в выполнении и обсуждении решений испытуемого.

Методику «Сложные аналогии», предложенную Э.А. Коробковой, целесообразно использовать, если больной получил уровень образования не менее 7 классов. Больному нужно связать два слова и назвать принцип этой связи. Это позволяет анализировать понимание логических связей, отношений между понятиями, сохранение способа рассуждения при длительном задании. Обязательно обсуждение решений испытуемого. Можно использовать на проверку резонерства у больных, то есть на рассмотрение анализа рассуждений. Данная методика не позволяет выявить маловыраженные, тонкие психические расстройства. Упрощенный вариант методики – «Простые аналогии», которая заимствована из психологии труда. Возможно многократное использование.

Тонкие признаки расстройства мышления позволяют анализировать  три методики, объединенные под названием «Исследование ассоциаций». «Название 60 слов» определяет продуктивность ассоциаций, словарный запас пациента. Есть схожесть с ассоциативным экспериментом Юнга (больным предлагалось называть любые слова, и, предположительно, в потоке ассоциаций могли раскрыться переживания и опасения больного). Не следует проводить этот эксперимент после «Классификации предметов». Испытуемого мотивируют на проверку скорости речи. Отличительная черта опыта – создание условий спешки. В «Ответных ассоциациях» больной отвечает ассоциациями на слова, которые произносит экспериментатор. Таким образом, выявляют подвижность или инертность нервных процессов, преобладание содержательных или выхолощенных связей. «Противоположности» - более длительная методика. Больному предлагается бланк со словами и ему нужно записать или произнести слова противоположного значения. Этот процесс выявляет дифференцированность  и произвольность ассоциаций больных. «Исследование ассоциаций» можно проводить многократно.

Уровень образования в 7 классов должен быть для использования методики «Заполнение пропущенных в тексте слов». Она направлена на анализ развития речи, продуктивности ассоциаций, а так же позволяет оценить уровень критичности у пациентов.

К числу очень трудных  относится «Методика Выготского – Сахарова». Пользоваться ею целесообразно при исследовании больных со средним или высшим образованием. Больному нужно выбирать фигурки определенного сорта («цев», «бик», «гур» и «лаг») и пояснять свой выбор. Методика требует участия экспериментатора при выполнении. Направлена на изучение процессов мышления, выявление особенностей эмоциональных реакций. Результаты могут опровергнуть или пересмотреть ранее сделанные выводы о слабоумии пациента.

В отличии от предыдущих методик, методика «Клипец» не применима для больных с высоким уровнем образования. Клипец – это карточка, на которой изображен черный квадрат. Больному нужно называть, какие из предлагаемых карточек являются «Клипцом». Методика позволяет выявить способности к абстрагированию. Существует  двух вариантах: закрытом и открытом. В открытом варианте на процесс абстрагирования не влияет память. Предложена А.Левицким, в настоящее время изменена Т.И. Гудилиной и Т.К. Гриньковой.

В последнее время используется, предложенная  А.Н. Бернштейном, усовершенствованная методика «Установление последовательности событий», что подходит для интеллектуально развитых пациентов. Больному нужно раскладывать карточки карикатурной серии так, чтобы восстановилась последовательность событий. Это позволяет исследовать умение больных строить умозаключения, сообразительность, понимание связи событий. Методика выявляет недостаточность уровня процессов обобщения и отвлечения (часто при органических поражениях головного мозга). При использовании данной методики выявляются некоторые формы инертности психических процессов больных, особенности устной речи. Требуется участие экспериментатора. Желательно учитывать уровень квалификации, так как необходима правильная постановка вопросов в эксперименте.

Информация о работе Психодиагностические методы в клинической психологии