Психодиагностические методы в клинической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Существуют конкретно-научные приемы исследования в клинической психологии. В данной работе рассматриваются следующие основные методы: наблюдение, беседа, нейропсихологический метод, биографический метод, анамнестический метод, экспериментально-психологический метод. Специальные процедуры, методики, реализуют методы.
В данной работе приводится обзор и оценка методов и методик, используемых в клинической психологии. Задача работы – обзор разработанных принципов и методов исследования патологий у пациентов в клинике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Виды методов…………………………………………………….….5
Глава 2. Некоторые основные экспериментальные методики……….……10
2.1. Методики, направленные на
изучение сенсомоторной сферы и внимания……………………………….11
2.2. Методики, направленные на
исследование мышления……………………………………………………..13
2.3. Методики, направленные на
исследование памяти…………………………………………………..…..…18
2.4. Методики, направленные на
исследование эмоционально-волевой сферы……………………………….19
2.5. Методики, направленные на
исследование интеллекта……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………….....22
Литература……………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Курсовая..doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Департамент образования  города Москвы

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Московский  городской психолого-педагогический университет

Факультет Юридической  психологии

Кафедра Юридической  психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Психодиагностические  методы в клинической психологии

 

 

 

 

             Выполнила:

Лукашова В.В. ЮпК-II.2

 

Научный руководитель:

кандидат психологических  наук,

доцент,

Сыроквашина К.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….....3

Глава 1. Виды методов…………………………………………………….….5

Глава 2. Некоторые основные экспериментальные методики……….……10

2.1. Методики, направленные на

изучение сенсомоторной сферы и внимания……………………………….11

2.2. Методики, направленные на

исследование мышления……………………………………………………..13

2.3. Методики, направленные на

исследование памяти…………………………………………………..…..…18

2.4. Методики, направленные на

исследование эмоционально-волевой сферы……………………………….19

2.5. Методики, направленные на

исследование интеллекта……………………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………….....22

Литература……………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психодиагностическая  отрасль психологии занимается разработкой  разнообразных способов изучения личности, индивидуально-психологических особенностей испытуемого.

Диагностика психического здоровья входит в область сферы  клинической психологии.

В 90х годах  ХIХ столетия внедрение немецким психиатром Э. Крепелиным психодиагностического эксперимента позволило различать характеристики шизофрении и маниакально-депрессивного психоза. Благодаря психодиагностическим экспериментам впоследствии была выделена аутистическая форма мышления (Э. Ьлейлер). Различия между развитием психических болезней и врожденным слабоумием были описаны в первом учебнике про методологические основы применения психологии во врачебной практике («Медицинская психология» Э. Кречмер, 1922). А еще в 1905 году появилась возможность отбора умственно отсталых детей из нормальных школ (А. Бине; метрическая шкала интеллектуального развития). В России в конце ХIХ – начале ХХ века велись разработки, с помощью которых стало возможно изучение механизмов и расстройств памяти и мышления (С.С. Корсаков и А.А. Токарский), а так же исследование личности (А.Ф. Лазурский); была сформулирована клинико-патогенетическая концепция неврозов (В.Н. Мясищев, 1939).

В настоящее время психодиагностика является одной из главных форм профессиональной деятельности клинических психологов.

 В клинике очень важно умение отличать норму от патологии и в дальнейшем с помощью теоретических и эмпирических методов составлять соответствующие прогнозы, разрабатывать перспективы терапии и социально-трудовой реабилитации. Так как лечение и последующее возможное восстановление и есть фундаментальные задачи клинической психологии.

Актуальность психодиагностических методов обуславливается тем, что  они являются основополагающим эффективным инструментом для получения максимально точных представлений, заключений об объекте исследования - пациенте. Нередко исследование выявляет ранние симптомы психического заболевания, что дает возможность своевременно начать активную терапию. Присутствуют так же научные цели исследования для   анализа еще недостаточно изученных 
психопатологических проявлений тех или иных психических заболеваний. Благодаря психодиагностике, наличию значительного количества накопленного за многие годы эмпирического материала, в настоящее время клиническая психология востребована и находится на пути непрерывного развития; является самой популярной прикладной отраслью психологической науки.

Следует отметить, что  диагностическое направление работы клинического психолога определяется задачами и спецификой лечебно-профилактической деятельности психиатрического учреждения.

Существуют конкретно-научные  приемы исследования в клинической психологии. В данной работе рассматриваются следующие основные методы: наблюдение, беседа, нейропсихологический метод, биографический метод, анамнестический метод, экспериментально-психологический метод. Специальные процедуры, методики, реализуют методы.

В данной работе приводится обзор и оценка методов и методик, используемых в клинической психологии. Задача работы – обзор разработанных принципов и методов исследования патологий у пациентов в клинике.

 

 

 

 

 

1. Виды методов

В основном построение диагностической программы касательно методов в клинике основывается на:

  • четкой постановке целей исследования;
  • планировании проведения эксперимента;
  • сотрудничестве экспериментатора и испытуемого в выполнении задания;
  • ведении диалога, просьбы обосновать испытуемого свои решения, оценивании качества суждения;
  • этичной коммуникации, т.е. уважительных отношениях.

1)Традиционным методом исследования в клинике является наблюдение. Особое предпочтение имеет во французской школе современной экспериментальной психологии.

Главная его идея заключается  в регистрации поведения обследуемого, находящегося в условиях свободного взаимодействия со средой. Наблюдение может осуществляться непосредственно экспериментатором либо через средства видео-, аудио-, фотоаппаратуры (опосредованно).

Актуальность метода заключается в том, что наблюдаемые  внешние проявления психики показывают взаимосвязь поведения, деятельности и сознания.

Достоинства метода:

  • Выявление актов поведения испытуемого в отношении ряда объектов. Фиксация параметров поведения (вербальное, невербальное).
  • Подходит ко всем испытуемым независимо от характеристик пола, возраста, образования и т.д.
  • Многократность проведения.

Недостатки метода:

  • Невысокая степень валидности.
  • Затруднительно достаточно понятное изложение характеристик для других исследователей.

2)Беседа (метод клинического интервьюирования).

В беседе с пациентом  можно выявить его состояние (например, депрессию, апатию), получить данные о характере психопатологии, силе личности, психодинамики. В процедуре общего описания больного (по Глозман) происходит оценка ориентировки больного в месте и времени, критичности, адекватности эмоциональных реакций.

Беседа с близким  окружением больного так же может  дать полезный материал.

Может осложняться нежеланием больного вступать в контакт, а так же возникновением у него напряженности, так как биография связана с нерешенными, "болевыми" зонами личной истории клиента. Поэтому многое зависит от сложившихся отношений между пациентом и психологом и от опыта психолога.

Используется во время  проведения большинства экспериментальных  методик.

Актуальность метода заключается в возможности отнестись к испытуемому, как к целостной личности, с учетом всех индивидуальных особенностей.

3) Анамнестический метод представляет собой сбор данных о лечении, течении и причинах расстройства.

Применим обязательным образом для любого пациента.

Необходимо использовать анамнез до назначения каких-либо экспериментальных  методик.

Актуальность метода заключается в возможности получить подробное представление об особенностях испытуемого и продолжать целесообразное исследование.

4)Биографический метод направлен на изучение особенностей индивидуального развития личности обследуемого в течение его жизни. Включают в себя ряд автобиографических методик (опросники, интервью).

Примером применения биографического метода служит методика «психологическая автобиография».

Актуальность метода заключается в том, что с его  помощью обнаруживается, как в  процессе развития раскрываются специфические  психологические закономерности. Любая методика должна основываться на социально-историческом анализе деятельности человека.

5) Нейропсихологический метод позволяет сделать выводы о развитии высших психических функций испытуемого, анализировать изменения и особенности восстановления памяти, речи, интеллектуальных процессов, произвольных движений и действий при локальных поражениях мозга.

Известно применение метода для анализа нарушений памяти, восприятия, сложностей ориентировки в пространстве, трудностей в узнавании лиц и цветов, нарушений чтения при сохранном процессе письма.

Посредством фМРТ было доказано, что нарушение восприятия лиц  связано  с патологией правополушарных  или двусторонних затылочно-височных структур, нарушения памяти – с поражением гиппокампа. Актуальность метода заключается в том, что единство психического и физического позволяет получить обоснованные результаты.

На современном этапе  нейропсихологических исследований возникают  трудности в вопросах о мозговой организации эмоционально-личностной сферы и сознания. Для изучения нейропсихологии личности в клинике используют личностные опросники Кеттелла, MMPI и др. Однако полученные по ним данные основаны только на самонаблюдении пациентов, из-за чего нельзя получить серьезные выводы.

В России первые экспериментальные и теоретические работы, связанные с данным методом были проведены Л.С. Выготским и А.Н. Бернштейном. Позже в трудах А.Р. Лурия и его учеников был создан комплекс методов клинического исследования больных, с поражениями мозга.

Недостаток метода:

  • Научные исследования по данному методу затруднительны, так как реализация высших психических функций связана со многими структурами головного мозга. То есть невозможно выявить определенную причину нарушений.

6)Экспериментальный метод является наиболее эффективным методом в клинической психологии. Заключается в искусственном создании условий, благодаря которым можно выявить психическую патологию. Обычно перед началом выполнения заданий по экспериментальным методикам испытуемому проговаривается инструкция к ним.

Методы и методики, применяемые в клинической психологии, позволяют проводить диагностику, используя несколько видов постановки эксперимента:

А) Изменение ситуации, в которой находится больной на время проведения эксперимента;

Б) Видоизменение деятельности больного на время проведения опыта;

В) Введение испытуемому определенных фармакологических препаратов для анализа улучшения либо ухудшения психических параметров больного.

Необходимое условие  для экспериментатора – ведение протокола, который обычно выглядит следующим образом:

Экспериментатор

Действия  больного

Высказывания больного

     

 

Стандартизация в условии  таких методик нежелательна, при  выполнении часто задействован экспериментатор, так как больным в большинстве случаев необходима помощь при выполнении поставленных перед ним заданий. Дозволенные виды помощи указываются в описании отдельных методик.

Последним этапом эксперимента является анализ полученных фактов, их обобщение и подготовка заключения, которое в свою очередь составляется из обобщенных данных по всем проведенным методикам.

При обнаружении какого-либо психического дефекта, особенности  у испытуемого после анализа  результатов, полученных по одной методике, для проверки проводятся исследования по другим методикам. Причем экспериментатор должен подходить к выбору программы исследования с учетом критерий образования, психического состояния и степени сложности психических нарушений.

Результаты экспериментальных  исследований соотносят с биографическими  данными.

Актуальность метода заключается в том, что он позволяет анализировать процессы образования симптомов, свидетельствовать конкретные положительные или отрицательные сдвиги в психическом здоровье пациента.

Ранние методики экспериментально-психологического исследования больных были разработаны в лабораториях, открытых В.М. Бехтеревым.

Достоинства метода:

  • В ходе эксперимента обязательным образом можно получить полезный материал для изучения психики больного, даже если он каким-либо образом отходит от инструкции.
  • Экспериментальные методики могут быть направлены на изучение сразу нескольких аспектов (например, память и инертность либо подвижность, живость психических процессов).

Информация о работе Психодиагностические методы в клинической психологии