Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:45, курсовая работа
Существуют конкретно-научные приемы исследования в клинической психологии. В данной работе рассматриваются следующие основные методы: наблюдение, беседа, нейропсихологический метод, биографический метод, анамнестический метод, экспериментально-психологический метод. Специальные процедуры, методики, реализуют методы.
В данной работе приводится обзор и оценка методов и методик, используемых в клинической психологии. Задача работы – обзор разработанных принципов и методов исследования патологий у пациентов в клинике.
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Виды методов…………………………………………………….….5
Глава 2. Некоторые основные экспериментальные методики……….……10
2.1. Методики, направленные на
изучение сенсомоторной сферы и внимания……………………………….11
2.2. Методики, направленные на
исследование мышления……………………………………………………..13
2.3. Методики, направленные на
исследование памяти…………………………………………………..…..…18
2.4. Методики, направленные на
исследование эмоционально-волевой сферы……………………………….19
2.5. Методики, направленные на
исследование интеллекта……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………….....22
Литература……………………………………………………………………..24
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский
городской психолого-
Факультет Юридической психологии
Кафедра Юридической психологии
Курсовая работа
Психодиагностические методы в клинической психологии
Выполнила:
Лукашова В.В. ЮпК-II.2
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент,
Сыроквашина К.В.
Москва
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Виды методов…………………………………………………….….
Глава 2. Некоторые основные экспериментальные методики……….……10
2.1. Методики, направленные на
изучение сенсомоторной сферы и внимания……………………………….11
2.2. Методики, направленные на
исследование мышления……………………………………………………..
2.3. Методики, направленные на
исследование памяти……………………………
2.4. Методики, направленные на
исследование эмоционально-
2.5. Методики, направленные на
исследование интеллекта…………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Психодиагностическая отрасль психологии занимается разработкой разнообразных способов изучения личности, индивидуально-психологических особенностей испытуемого.
Диагностика психического здоровья входит в область сферы клинической психологии.
В 90х годах ХIХ столетия внедрение немецким психиатром Э. Крепелиным психодиагностического эксперимента позволило различать характеристики шизофрении и маниакально-депрессивного психоза. Благодаря психодиагностическим экспериментам впоследствии была выделена аутистическая форма мышления (Э. Ьлейлер). Различия между развитием психических болезней и врожденным слабоумием были описаны в первом учебнике про методологические основы применения психологии во врачебной практике («Медицинская психология» Э. Кречмер, 1922). А еще в 1905 году появилась возможность отбора умственно отсталых детей из нормальных школ (А. Бине; метрическая шкала интеллектуального развития). В России в конце ХIХ – начале ХХ века велись разработки, с помощью которых стало возможно изучение механизмов и расстройств памяти и мышления (С.С. Корсаков и А.А. Токарский), а так же исследование личности (А.Ф. Лазурский); была сформулирована клинико-патогенетическая концепция неврозов (В.Н. Мясищев, 1939).
В настоящее время психодиагностика является одной из главных форм профессиональной деятельности клинических психологов.
В клинике очень важно умение отличать норму от патологии и в дальнейшем с помощью теоретических и эмпирических методов составлять соответствующие прогнозы, разрабатывать перспективы терапии и социально-трудовой реабилитации. Так как лечение и последующее возможное восстановление и есть фундаментальные задачи клинической психологии.
Актуальность
психопатологических проявлений тех или
иных психических заболеваний. Благодаря
психодиагностике, наличию значительного
количества накопленного за многие годы
эмпирического материала, в настоящее
время клиническая психология востребована
и находится на пути непрерывного развития;
является самой популярной прикладной
отраслью психологической науки.
Следует отметить, что
диагностическое направление
Существуют конкретно-научные
приемы исследования в клинической психологии. В
данной работе рассматриваются следующие
основные методы: наблюдение, беседа, нейропсихологический
метод, биографический метод, анамнестический
метод, экспериментально-
В данной работе приводится обзор и оценка методов и методик, используемых в клинической психологии. Задача работы – обзор разработанных принципов и методов исследования патологий у пациентов в клинике.
1. Виды методов
В основном построение диагностической программы касательно методов в клинике основывается на:
1)Традиционным методом исследования в клинике является наблюдение. Особое предпочтение имеет во французской школе современной экспериментальной психологии.
Главная его идея заключается
в регистрации поведения
Актуальность метода заключается в том, что наблюдаемые внешние проявления психики показывают взаимосвязь поведения, деятельности и сознания.
Достоинства метода:
Недостатки метода:
2)Беседа (метод клинического интервьюирования).
В беседе с пациентом можно выявить его состояние (например, депрессию, апатию), получить данные о характере психопатологии, силе личности, психодинамики. В процедуре общего описания больного (по Глозман) происходит оценка ориентировки больного в месте и времени, критичности, адекватности эмоциональных реакций.
Беседа с близким окружением больного так же может дать полезный материал.
Может осложняться нежеланием больного вступать в контакт, а так же возникновением у него напряженности, так как биография связана с нерешенными, "болевыми" зонами личной истории клиента. Поэтому многое зависит от сложившихся отношений между пациентом и психологом и от опыта психолога.
Используется во время проведения большинства экспериментальных методик.
Актуальность метода
заключается в возможности отне
3) Анамнестический метод представляет собой сбор данных о лечении, течении и причинах расстройства.
Применим обязательным образом для любого пациента.
Необходимо использовать анамнез до назначения каких-либо экспериментальных методик.
Актуальность метода
заключается в возможности
4)Биографический метод направлен на изучение особенностей индивидуального развития личности обследуемого в течение его жизни. Включают в себя ряд автобиографических методик (опросники, интервью).
Примером применения биографического метода служит методика «психологическая автобиография».
Актуальность метода
заключается в том, что с его
помощью обнаруживается, как в
процессе развития раскрываются специфические
психологические закономерности
5) Нейропсихологический метод позволяет сделать выводы о развитии высших психических функций испытуемого, анализировать изменения и особенности восстановления памяти, речи, интеллектуальных процессов, произвольных движений и действий при локальных поражениях мозга.
Известно применение метода для анализа нарушений памяти, восприятия, сложностей ориентировки в пространстве, трудностей в узнавании лиц и цветов, нарушений чтения при сохранном процессе письма.
Посредством фМРТ было доказано, что нарушение восприятия лиц связано с патологией правополушарных или двусторонних затылочно-височных структур, нарушения памяти – с поражением гиппокампа. Актуальность метода заключается в том, что единство психического и физического позволяет получить обоснованные результаты.
На современном этапе
нейропсихологических исследований возникают
трудности в вопросах о мозговой
организации эмоционально-
В России первые экспериментальные и теоретические работы, связанные с данным методом были проведены Л.С. Выготским и А.Н. Бернштейном. Позже в трудах А.Р. Лурия и его учеников был создан комплекс методов клинического исследования больных, с поражениями мозга.
Недостаток метода:
6)Экспериментальный метод является наиболее эффективным методом в клинической психологии. Заключается в искусственном создании условий, благодаря которым можно выявить психическую патологию. Обычно перед началом выполнения заданий по экспериментальным методикам испытуемому проговаривается инструкция к ним.
Методы и методики,
применяемые в клинической
А) Изменение ситуации, в которой находится больной на время проведения эксперимента;
Б) Видоизменение деятельности больного на время проведения опыта;
В) Введение испытуемому определенных фармакологических препаратов для анализа улучшения либо ухудшения психических параметров больного.
Необходимое условие для экспериментатора – ведение протокола, который обычно выглядит следующим образом:
Экспериментатор |
Действия больного |
Высказывания больного |
Стандартизация в условии таких методик нежелательна, при выполнении часто задействован экспериментатор, так как больным в большинстве случаев необходима помощь при выполнении поставленных перед ним заданий. Дозволенные виды помощи указываются в описании отдельных методик.
Последним этапом эксперимента является анализ полученных фактов, их обобщение и подготовка заключения, которое в свою очередь составляется из обобщенных данных по всем проведенным методикам.
При обнаружении какого-либо психического дефекта, особенности у испытуемого после анализа результатов, полученных по одной методике, для проверки проводятся исследования по другим методикам. Причем экспериментатор должен подходить к выбору программы исследования с учетом критерий образования, психического состояния и степени сложности психических нарушений.
Результаты экспериментальных исследований соотносят с биографическими данными.
Актуальность метода заключается в том, что он позволяет анализировать процессы образования симптомов, свидетельствовать конкретные положительные или отрицательные сдвиги в психическом здоровье пациента.
Ранние методики экспериментально-
Достоинства метода:
Информация о работе Психодиагностические методы в клинической психологии