Психоаналитическое направление в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Понимание психологической стороны делового общения предполагает осмысление целого ряда проблем. Это касается прежде всего психологических качеств личности как субъекта общения, а также психологических характеристик межличностного общения деловых людей. Осмысление данных проблем предполагает использование многих положений обшей и социальной психологии. На их основе анализируются проблемы взаимного восприятия деловых партнеров, их коммуникативные (вербальные и невербальные) взаимодействия, проявления их разнообразных психологических состояний в процессе общения и т.д.

Содержание

Введение 3 стр.
Раздел 1 4-6 стр.
Раздел 2 7-10 стр.
Раздел 3 11-13 стр.
Заключение 14 стр.
Литература

Работа содержит 1 файл

Конрольная работа КРИДО №1.docx

— 50.89 Кб (Скачать)

Главные ключевые принципы его теории можно  разделить на:

1) чувство неполноценности  и компенсация;

2) стремление  к превосходству;

3) стиль жизни; 

4) социальный  интерес; 

5) творческое  Я; 

6) порядок рождения;

7) фикционный  финализм.

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

Карл  Гу́став Юнг  (1875 – 1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологиианалитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование  образов, возникающих у архетипических пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции). Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысличувства, поступки.

Ка́рен Хо́рни (1885 —  1952— американский психолог норвежско-датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

Концепция невротического характера

     Невроз  -  формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни. Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности.

     Свою  трактовку невротических конфликтов Хорни видоизменила в своей главной  и наиболее зрелой работе «Невроз  и личностный рост: Борьба за самореализацию» (1950), другие её работы «Невротик нашего времени» (1937) ,«Новые пути в психоанализе» (1939) .

Эрих  Зелигманн  Фромм  (1900- 1980) – немецкий социолог, философ, социальный психолог,психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

     По  убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры». Дружелюбие или враждебность, разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностям экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить. В своей книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провел анализ периода становления личности эры капитализма — периода формирования новой философии, нового мировоззрения на человека и смысл его жизни. Большое внимание он уделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина, видя в их идеях истоки современного капиталистического уклада. На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Фромм пытается дать более развернутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Вторая его книга «Человек для самого себя» 1947 г., по сути является продолжением «Бегства от свободы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 3

    3. Соотнесите  основные  положения  психоаналитических  концепций и их  авторов:

    а) бессознательное  стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся  в их межличностных  отношениях;

    б) концепция о «коллективном  бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;

    в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния  социокультурных  факторов на жизнедеятельность  людей.

    1)  А. Адлер;

    2) К.Г.Юнг;

    3) Э.Фромм.

    Верное  соотношение  основных положений  психоаналитических концепций и  их авторов:

    а) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся  в их межличностных отношениях -   А. Адлер;

    б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп  - К.Г.Юнг;

    в) концепция «рыночного социального  характера», определяющего влияния  социокультурных факторов на жизнедеятельность  людей - Э.Фромм

     Последователи 3. Фрейда – это прежде всего А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм и некоторые другие, обосновывали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов.

     В своих работах А.Адлер подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.  Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить.

       Раскрывая влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей, Э. Фромм показал противоречивую роль в этом таких социальных явлений, как свобода, собственность, мораль, которая может быть гуманистической и авторитарной, и т.д. Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально -экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам. Э.Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой. В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

     Гипотеза  К.Юнга о коллективном бессознательном, ставшая качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности, обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида. Наиболее обстоятельное обоснование этому феномену психики было дано Юнгом в статье «Понятие коллективного бессознательного». В ней он кратко определил содержание и психологическое значение коллективного бессознательного. Характеризуя его как такую психическую систему, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов» Юнг выделяет следующие его особенности:

1) своим  существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;

2) оно  не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

3) его  содержание в основном представлено  архетипами — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

     Архетипы  столь близки инстинктам, что можно  предположить, что они    являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного поведения». Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Юнг отмечает, что архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как форм без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия. По мнению Юнга, активизация архетипа происходит, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях (непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.

Информация о работе Психоаналитическое направление в психологии