Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:55, реферат
Современная психотерапия использует более четырехсот психотерапевтических техник. Наиболее распространенное, разветвленное и одно из старейших психотерапевтических направлений – это психоанализ и психоаналитическая психотерапия. В основу психоаналитической концепции положена версия психоаналитической работы австрийского невролога и психолога З. Фрейда, основанной на практических наблюдениях его как, сначала, врача-невропатолога, а затем - собственно психотерапевта.
Классический сеттинг модифицируется в отношении некоторых групп клиентов. Например, выраженная тревога является показанием к изменению позиции аналитика на позицию «лицом к лицу», что создает более комфортную и безопасную обстановку на сессии (реальный, «живой» аналитик как бы противостоит пугающе диффузному миру, в котором фантазии и реальность одинаково иллюзорны); клиенты психотического уровня предполагают большую активность аналитика в решении здесь-и-теперь проблем клиента (такая позиция аналитика придает терапии поддерживающий характер).
Особые требования к психоаналитику и клиенту психоаналитика.
Психоанализ является одной
из наиболее эффективных психотерапий
и требует специальной и
- 13 -
испытывать клиент в аналогичной ситуации и избавит от непрофессионального убеждения, что психотерапевт всегда должен быть совершенным. Кроме этого, получая в ходе учебного анализа доступ к собственным, скрытым от поверхностного, рассудочного сознавания мотивам и аффектам, будущий психоаналитик приобретает инструмент понимания клиента.
Психоанализ представляет собой дорогой и длительный метод лечения. Курс психоанализа может продолжаться до 5-7 лет, при 4-5 сеансах в неделю по 50 минут.
Считается, что клиент психоаналитика должен иметь достаточно высокий интеллект, выраженный интроспективный интерес и хорошо переносить фрустрации, связанные с процессом анализа. Кроме того, клиенту необходимо знать и быть готовым к тому, что от него потребуется избегать решительных изменений в образе жизни в течение всего времени психоанализа.
Сама процедура психоанализа строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного. Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности, интенсивность, частота сеансов.
Заключение.
История психотерапии как научно-практической дисциплины начинается с появления в 1895 году книги австрийских врачей И. Брейера З. Фрейда «Очерки об истерии», в которой был предложен новый взгляд на невроз как на бессознательный интрапсихический конфликт и заложены основы первого психотерапевтического метода – психоанализа. Со временем этот метод, усовершенствуясь и видоизменяясь, не только сохранил свое значение одного из главных теоретических и практических инструментов психотерапевтов, но и повлиял прямо или косвенно на создание и развитие большинства других психотерапевтических школ, в частности, группового анализа, гештальт- терапии и системной семейной терапии. Многие последователи Фрейда по-своему расширили понятие психоанализа и создали свои ветви этого направления: К. Юнг – глубинную психоаналитическую терапию, Э. Фромм – гуманистический психоанализ, Д. В. Винникот, В. Р. Д. Фейрберн – теорию объектных отношений.
Основные положения психоаналитического наследия, имеющие значение для понимания теории и практики психоаналитического лечения:
1) интерес к многообразию
инстинктивных импульсов
- 14 -
избежать болезненных чувств и переживаний, неприятных мыслей, желаний и воздействий сознания;
2) уверенность в том,
что подобное подавление
3) представления о
том, что неверное
4) уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций, в том, что у человека есть конфликты, но он этого не осознает;
5) представления о
том, что мы в основном имеем
дело с психической борьбой
и переживаниями биологических
внутренних импульсов и
6) приверженность концепции психического детерминизма или каузальности, согласно которой мыслительные процессы, или формы поведения не являются случайными, а связаны с событиями, которые им предшествовали, и пока эти события не станут осознанными, они помимо воли будут проявляться и определять мысли, чувства и поведение человека.
Согласно психоаналитической концепции здоровья, функционирование зрелой личности характеризуется, прежде всего, способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. Способность работать предполагает способность ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, а также справляться с тревогой таким образом, что бы это не отражалось негативно на поведении. Сходным образом, акцент на удовлетворительные социальные отношения предполагает способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, а также привносить созидательные элементы в удовлетворение сексуальных и агрессивных побуждений.
Психоаналитически-
- свободные ассоциации
- толкование сновидений
- анализ сопротивления
- анализ переноса.
Проведение психоанализа
и психоаналитически-
- 15 -
Показаниями к психоанализу являются истерические, обессивно-фобические, депрессивные состояния, расстройства личности. Круг показаний к психоанализу непрерывно расширяется.